Мини – музей «Дыханье старины далёкой»

Сегодня уже не является новшеством оформление библиотечных выставок с предметной атрибутикой и музейных уголков. С 2016 года Авчуринская библиотека начала сбор музейных элементов. Музей в библиотеке создался с целью сохранения и развития традиций и активизации краеведческой деятельности библиотеки. Изучая историю своего села библиотекарь, наряду с письменными документами, собрала предметы материальной культуры. В библиотеке вначале появляется небольшая выставка, затем, в результате поисковой работы, она пополняется и в итоге получилась экспозиция, претендующая на звание «мини – музея».

История должна жить и передаваться из поколения в поколение, а задача библиотеки заботиться о том, чтобы все это не затерялось и не пропало в безвестности. А также задача, которая стоит перед библиотекой – научить пользователей, особенно читателей детей, чувствовать красоту и гармонию народного произведения искусства, предметов народного быта. И поэтому в библиотеке зачастую организовываются мероприятия краеведческой направленности. В цикл этих мероприятий входят экскурсии, встречи с живыми свидетелями истории, информационно-познавательные часы. На сегодняшний день мини – музей насчитывает 21 экспонат.

Предметы старинного быта:

  1. Счёты деревянные;
  2. Фонарь;
  3. Кувшин;
  4. Коромысло;
  5. Прялка;
  6. Швейная машинка;
  7. Серп;
  8. Савок деревянный;
  9. Пила двуручка;
  10. Проигрыватель;
  11. Пластинки музыкальные;
  12. Ложка деревянная;
  13. Чугунок;
  14. Ухват;
  15. Доска стиральная;
  16. Утюг;
  17. Маслобойка деревянная;
  18. Льняной вышитый рушник;
  19. Вышитые вручную салфетки;
  20. Старинное корыто;
  21. Самовар.

Коромысло.

Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло. Сейчас коромысло уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, где живы еще национальные обычаи, где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. На Брянщине с помощью коромысла носили в дом воду для питья, и чтобы напоить скот, на речку тащили белье полоскать, огурцы мыть и т.д. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое. У колодца ведро на коромысло цепляют сначала на заднюю часть, затем на переднюю. Главное при носке воды таким способом — держать равновесие. На русских свадьбах невеста в день свадьбы должна принести ведра воды на коромысле, украшенном лентами, при этом не пролив ни капли.

Маслобойка деревянная.

Маслобойка — приспособление для изготовления сливочного масла из слегка скисшего молока, сливок или сметаны], путѐм сбивания — механического воздействия на обрабатываемый продукт. Глядя на эти массивные деревянные предметы, которые с трудом передвигаешь, трудно представить себе, что в них сбивали воздушное душистое масло. Маслобойка, применявшаяся в домашнем хозяйстве, была предметом особой гордости, потому что говорила о достатке в доме, о сытости. Не зря о хорошем хозяине говорили: у него борода масленая…

При механическом сбивании сливок происходит отделение молочного жира. Мембраны, которые окружают жир, разрушаются, образуя кусочки масла. В маслобойке кусочки слипаются друг с другом и образуют более крупные куски. При сбивании воздушные пузырьки включаются в куски масла. При последующем сбивании масло становится всё более плотным, а воздушные пузырьки удаляются. В результате масло отделяется от остальной жидкости. В европейской традиции, наряду с другими домашними делами, сбивание масла маслобойками, главным образом, было женским делом.

Прялка.

Прялки пришли к нам из далѐкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» — так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светѐлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далѐкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.

Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, в какой период времени года была пострижена овца и от многих других факторов. Как выполнялся весь процесс прядения? Правой рукой приводили в движение большое колесо, а левой рукой вытягивали прядь и подносили к веретену. В зависимости от угла наклона пряди к веретену происходило закручивание или наматывание пряди.

Фонарь.

Керосиновая лампа — светильник, работающий на основе сгорания керосина. Были популярны в XIX — начале XX века, но после широкого внедрения электрического освещения керосиновые лампы используются в основном там, где нет электричества, в качестве аварийных на случай отключения электроэнергии, а также туристами. Принцип действия лампы примерно такой же, что и у масляной лампы: в ёмкость заливается горючее вещество (керосин), откуда оно дозировано подается в зону горения. Горелка может быть оборудована средствами подачи воздуха и отвода продуктов сгорания, а также защитой пламени. Конструкция снабжается каркасом для переноски и подвески лампы.

Кувшин.

Каждый современный сосуд может похвастаться уникальной и самобытной историей возникновения. И привычный кувшин является ярким тому примером. Это невероятно разнообразное по способу исполнения изделие, способное удивить даже искушенного обывателя. Причина же такого многообразия достаточно проста – он широко используется в различных сферах человеческого быта, жизни. И если взглянуть в историческое прошлое, то можно констатировать – он находил применение не только на обе- денном столе.

Серп.

Серп (др.-русск. сьрпъ) — ручное сельскохозяйственное орудие, жатвенный нож. Обычно используется для уборки зерновых культур, жатвы хлебов и резки трав (при заготовке фуражных кормов для скота).

Появился в эпоху неолита как орудие для собирания дикорастущих злаков. Известны более ранние находки в древней Греции. Состоит из сужающегося, закруглённого лезвия и короткой деревянной рукояти. Длинное, изогнутое лезвие (как правило, стальное) режущей части обычно имеет мел- козазубренную внутреннюю кромку. Длина режущей части колеблется между 0,25 и 0,5 метрами, ширина — между 40 и 60 миллиметрами. Работающий серпом приводит его в действие одной рукою, другой придерживая срезаемые растения. Обычно используется при уборке небольших участков; широко употребляется в огородничестве и цветоводстве.

Савок деревянный.

С его помощью набирали из мешков или других емкостей муку, гречиху и другие крупы.

Чугунок.

Чугун — крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Это слово тоже было заимствовано в XVIII веке из тюркского языка. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента — ухвата. Чугун небольшой вместительности называется чугунок. Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды, металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в самом конце XIX — начале XX веков. В это время в России распространились чугунные ку- хонные плиты промышленного производства, в которых над топкие печи вместо кирпичного свода имелась панель со съёмными конфорками, в отверстия которых узким дном также ставились чугуны.

Ухват.

Самым близким помощником чугуна был ухват. Слово образовалось бессуффиксным способом от глагола «ухватить», так как прямое назначение этого предмета – ухватить, взять. Предмет назван по его функции: буквально – «то, с помощью чего ухватывают, берут».

Ухват — устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с по- мощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи. Так как готовили в русской печи, где огонь был открыт, то нужно было быть осторожным, чтобы не обжечься.

Ложка деревянная.

На протяжении многих столетий деревянная ложка считалась символом русских культурных традиций. Первые старинные ложки из дерева появились в древности, очаровывая своим неповторимым колоритом. История деревянной ложки насчитывает много столетий и даже тысячелетий. С давних времен русские мастера использовали для изготовления ложек древесину липы, яблони, рябины и других деревьев. Создать настоящую русскую деревянную ложку мог только талантливый мастер, ведь изготовление таких изделий считалось целым искусством, обучаться которому приходилось годами. Традиционная русская ложка могла иметь разную форму: овальную, круглую, объемную, плоскую или граненую. Каждая разновидность ложек предназначалась для разных целей. На сегодняшний день деревянные ложки практически не используются в быту, однако, как сувенир и коллекционный предмет ложка остается популярной.

Доска стиральная.

Стиральная доска — приспособление для ручной стирки, представляющее собой ребристую поверхность, о которую следует интенсивно тереть намоченную в мыльном растворе одежду с целью обеспечить более эффективное проникновение частиц моющего средства в поверхностный слой ткани и последующее удаление частиц грязи. В качестве специального приспособления стиральная доска появилась, по- видимому, в начале XIX века — до этого стираемое бельё тёрли о камни и другие естественные поверхности. Первые стиральные доски, вероятно, были полностью деревянными, но уже в 1833 г. была запатентована стиральная доска, представлявшая собой деревянную рамку с заключённой в неё ребристой металлической поверхностью. В XX веке более дорогие разновидности стиральной доски стали делаться из особого стекла. С появлением горячего водоснабжения и особенно с распространением стиральных машин стиральные доски начали выходить из употребления, оставаясь в ходу преимущественно в странах третьего мира. Между тем в сере- дине XX века возникла традиция использовать стиральную доску или специально изготовленный подобный ей предмет в качестве музыкального инструмента.

Утюг.

В России железный утюг впервые упоминается в 1636 году, хотя появился он намного раньше. Утюг изготавливался из чугуна или бронзы и весил до 10 кг. Простые утюги, были самыми распространенными в разных странах и у разных сословий до ХХ века. Они могли иметь различные дизайн и размеры. Разогревали такие утюги на печи, плите или огне. И только в XVII веке кому-то пришло в голову нагреть на огне литые чугунные утюги. Их желательно было иметь два: пока одним гладили, другой нагревался. Затем по- явился «угольный» утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить.

Льняной вышитый рушник.

Рушник — полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян, в большей степени восточных.

Предмет обыденного и ритуального назначения; наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика рушника во многом аналогичны полотну (полотенцу).

Рушник широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине.

Вышитые вручную салфетки.

Ручное вышивание – один из самых распространённых и доступных для любой женщины видов прикладного искусства. Поистине, необозрима география этого вида творчества. Не существует такого народа, чей национальный костюм не отделывался бы вышивкой. Возникнув в древние века, искусство вышивания у разных народов создало определённые, присущие только им традиции узорной вышивки. И именно в украшении предметов быта и одежды дольше всего сохраняются и развиваются эти традиции. Образцы

старинной народной вышивки поражают нас простотой и лаконичностью, разнообразием и художественным мастерством и служат неисчерпаемым источником для развития декоративно-прикладного искусства. Домашняя вышивка в русской деревне была всецело женским уделом. Лет с восьми- девяти крестьянские девочки под руководством своих матерей начинали постигать это рукоделие и готовить себе приданое.

Старинное корыто.

Необходимой вещью в хозяйстве было корыто. Делал его сам хозяин из цельного куска дерева, были корыта и для стирки, и для рубки капусты. Это слово образовано от той же основы, что и кора, то есть изделие из дерева. Корыто использовали по-разному, как любую ѐмкость: для сбора урожая яблок, капусты и т. д., для заготовки солений, для стирки, купания, для остуживания пива, сусла при пивоварении, в них месят хлеб и из них кормят скот и птицу (водопойное, кормовое корыто. В перевёрнутом виде использовали как большую крышку — коры- то в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение, а зимой крестьянские дети катались в них с горок, как в санках.

Самовар.

Самовар появился в домах около трех веков назад вместе с растущей популярностью чая. Раскопки говорят о том, что самовары существовали еще в глиняном исполнении тысячелетия назад в Иране. Самовар стремительно завоевал сердца русских любителей чаевничать благодаря своей уникальной функциональности и красоте. Вода в нем долго оставалась горячей, была душистой от сгорания сухих березовых щепок, ее хватало для большого количества гостей и домочадцев.

Другие экспонаты музея

Швейная машинка.

Швейная машина с момента ее изобретения считалась верной помощницей каждой хозяйки, так как это оборудование позволяло значительно облегчить труд, связанный с пошивом одежды. Первая старая швейная машинка была изготовлена Т. Сейнтом в 1790 году. Однако сама машина имела множество недостатков, к примеру, стежки, которые она делала, сразу же рас- пускались. Более усовершенствованной моделью швейной машины была та, которая была произведена по проекту Б. Тимонье. До середины девятнадцатого века швейные машины постоянно совершенствовались. Так, в 1846 году В США была запатентована машина, оснащенная челноком и иглой, на острие которой было ушко для нитки. Автором изобретения был Э. Гоу. К слову, он успел запатентовать свое изобретение. Через 10 лет после появления машины для шитья Дж. Гиббсом была изготовлена швейная машина, конструкция которой позволяла делать цепные стежки. Именно такая модель оборудования была поставлена на массовое производство. Но еще через 20 лет человечество открыло для себя швейную машинку, оснащенную электроприводом, что стало толчком к развитию швейной промышленности. Человеком, популяризировавшим такое изобретение, как швейная машина, стал И. Зингер.

Пила двуручка.

Первые железные пилы были придуманы скандинавскими мастерами. Они отливали пилы в каменных формах. Но вследствие низ- кого качества используемого металла, такие пилы так и не смогли со- ставить конкуренцию топорам. Лишь через много столетий древнегреческие кузнецы стали создавать пилы методом ковки. Этот способ позволил существенно повысить твердость металла и, вследствие это- го повысилось качество изделий. Двуручная пила представляет собой устройство, имеющее большое количество зубьев для резки (распиловки) древесного материала. Создан этот инструмент в виде металлической пластины, на рабочей кромке которой находятся множественные зубцы. Ручки такой пилы зачастую из древесины. Мастера считают, что у этой пилы самый высокий уровень производительности из всех ручных пил. Этим устройством очень удобно валить деревья. Тогда как совершать распил лежащего нa земле бревна, как и любым другим инструментом, довольно сложно, поскольку под собственным весом бревно проседает и зажимает место распила. Интересно, что во время работы и даже просто если провести по её полотну любым металлическим предметом, можно услышать необычный завывающий звук, который модифицируется сгибанием полотна. Из-за этой особенности пилу использовали в русских народных оркестрах, в качестве нестандартного музыкального инструмента.

Проигрыватель.

Электропроигрыватель или просто проигрыватель — аппарат для воспроизведения звука с грампластинок, имеющий в своем составе электропроигрывающее устройство (ЭПУ) и органы управления.

Электропроигрыватели появились в конце 1920-х годов. Ранние электропроигрыватели были рассчитаны на воспроизведение монофонических записей и оснащались электромагнитными  звукоснимателями. В качестве игл использовались обычные граммофонные; их необходимо было менять после каждого проигрывания записи.

В СССР первый электропроигрыватель,   получивший   название   ЭППГ-1   (электропроигрыватель пластинок граммофонных), был выпущен в конце 1935 года на Московском электромашиностроительном заводе.

Электропроигрыватели по-прежнему являются одним из основных инструментов работы ди-джеев, практикующих вращение диска руками в такт ритму и использующих различные приѐмы проигрывания, например скретчинг. Диджейские электропроигрыватели позволяют производить мгновенные остановки и пуски с определённого места и допускают проигрывание при вращении пластинки в об- ратном направлении.

Пластинки музыкальные.

Грампластинка аналоговый носитель звуковой информации — диск, на одной или на обеих сторонах которого нанесена непрерывная спиральная канавка (дорожка), форма которой модулирована звуковой волной. Долгое время была самым популярным носителем музыкальных записей, недорогим, пригодным для массового тиражирования, обеспечивающим высокое качество звукозаписи и пригодным для воспроизведения на относительно простой и дешёвой аппаратуре. Для «проигрывания» грампластинок используются специально пред- назначенные электропроигрыватели. При движении по дорожке грампластинки игла проигрывателя начинает вибрировать. Вибрации иглы передаются либо мембране, которая непосредственно воспроизводит звук, либо преобразователю механических колебаний в электрические (звукоснимателю), сигнал которого подаѐтся на усилитель. Главным достоинством грампластинки являлось удобство массового тиражирования путѐм горячей прессовки, кроме того, грампластинки не подвержены действию электрических и магнитных полей. Недостатками грампластинки являются подверженность температурным изменениям и влажности, механическим повреждениям (появление царапин), а также неизбежный износ при постоянном использовании (снижение и потеря аудиохарактеристик).

Счёты деревянные.

Ретро-калькулятор или счёты деревянные – давно забытый предмет. На смену этому инструменту для вычислений давно пришли калькуляторы и компьютеры. К сожалению, не многие современные люди понимают, насколько может быть полезным умение применять такой инструмент. История предметов для вычисления началась именно со счѐтов. Этот инструмент был популярен во всех странах мира. Бухгалтеры, торговцы и все, кто имел дело с финансами, широко его использовали. Первое название деревянного вычислительного инструмента было «абак». Оно переводилось как «счётная доска». У многих народов счѐты имели свою форму и изготавливались из различных материалов. На Руси длительный период счѐт производился с помощью косточек, которые раскладывали в своеобразные кучки. В дальнейшем счѐты приобрели дощатый вид. Предполагается, что «дощатый счёт» жители Руси позаимствовали у западных купцов, завозящих текстиль и другие виды товаров. Новые вычислительные устройства представляли собой деревянную рамку с верёвочками, которые были закреплены в ней горизонтально друг другу. На эти верёвочки были нанизаны косточки из ягод вишни или плодов сливы. Эволюция счѐт не сильно изменила их внешнего вида, скорее, повлияла на практичность и срок службы. Старые счѐты были популярны в СССР и использовались во всех местах, которые каким-либо образом были связаны с финансами или просто математическими расчётами. Габариты этих инструментов были довольно крупные (длина – 40 см; ширина – 26 см; высота – 3 см), и в карман их точно не было возможности спрятать. Тем не менее практически каждый советский человек знал, как считать на счётах.

А в завершении работы хочется добавить слова:

Но память так и сохраняет

В душе тепло тех давних дней

И забывать не позволяет

Истории страны моей…

Библиотекарь Авчуринского филиала МКУК «ЦБС» Салина Анастасия Валериевна.