Мини-музей Русского быта «Предание старины глубокой»

Муниципальное казенное учреждение культуры

Муниципального района «Ферзиковский район»

«Централизованная библиотечная система»

Дугнинский филиал

«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный

смысл настоящего и цели будущего».

Максим Горький, русский писатель

Одним из направлений в деятельности Дугнинской библиотеки является краеведческая работа, главной задачей которой является сохранение культурного и исторического прошлого родных мест. 

2007 года Дугнинская библиотека начала сбор экспонатов для музея «Русского быта». Жители посёлка откликнулись на это мероприятие: стали предлагать всё, что могло бы подойти для музея. Каждому хотелось оставить хоть что-нибудь о своих предках.

Первоначально, до ремонта библиотеки, музейные экспонаты располагались на экспозициях в читальном зале библиотеки.

Музей состоял из двух составляющих. Первая составляющая – «Предание старины глубокой», где представлены предметы крестьянского быта: глиняная посуда (махотки, крынки). Чугунные изделия: жаровой утюг с подставкой, котелок, ухват. В музее есть прялка, деревянный валик и рубель для стирки и глажки белья, также в музее выставлен угольный самовар.

Вторая часть музея называется «Чудо рук человеческих» и состоит из более современных работ. Это – вышивка крестиком и лентами (полотенца, скатерти салфетки) вязание крючком и спицами.

В 2019 году в библиотеке прошёл ремонт, и музей приобрел другой вид, музейные экспонаты переместились в специализированные застекленные стеллажи. Собрать экспонаты это одно, нужно ещё их разместить так, чтобы они привлекали посетителей библиотеки, были интересными читателям. Важный момент в том, что жители поселка пополняют мини-музей необычными и старинными экспонатами, которые когда-то были в обиходе.

Сегодня коллекция мини-музея насчитывает около 100 единиц хранения. За каждым предметом своя история, своя особенность. Какие же умельцы и мастерицы жили в нашей местности. Дом старались украсить. Об этом говорят вышитые с любовью рушники, скатерти (их для музея подарили наши читательницы: Колячук Н.С., Жарова А.И., Богданова Е.А.).

Рушник — изделие глубоко символичное, многозначное.  Он не только украшает повседневный быт, но и призван оберегать и приносить удачу. Сама композиция рушника построена по принципу зеркальной симметрии, как по горизонтали, так и по вертикали полотна. Середина рушника, согласно традициям, должна быть пустой. Она – символ божественного света, который через рушник идет к человеку.

 Одним из экспонатов музея является прялка.

Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. Известно, что прялки имелись почти во всех домах, прядением занимались люди преклонного возраста, когда ручной труд и домашнее производство играли большую роль в домашнем хозяйстве. В основном она нынешним владельцам перешла по наследству от бабушек. Прялку своей бабушки в наш музей подарила Козлова И.А.

«Русская прялка узором богата,

Формой красива, резьбой хороша.

Мастер создал её в прошлом когда-то,

В ней старина и живая душа.

Женские руки к ней прикасались,

Пряжу крутили, веретено.

Прабабушки наши пряли, старались,

Чтобы красивым соткать полотно…»

писал А.С Пушкин

Так же музей располагает такими предметами русского быта как чесалки, рубель, валек, ковш, глиняная посуда (махотки, крынки — использовались для подачи молока и молочных продуктов)

Гребень для чесания шерсти. Гребень похож на тот гребешок, которым на Руси девушки расчёсывали волосы. Однако не совсем, гребень для чесания шерсти большего размера.

Вообще для шерсти были чески – это на деревянной основе часто набитые гвозди не большого размера. Такими ческами удобно было работать с шерстью, не только чесать, но и чистить её. Таким гребнем могли чесать и лен, который также использовали в ткачестве.

Рубель — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой.

Стирка в старину для женщин была одним из самых трудоемких занятий, а кроме всего прочего она требовала приложения больших физических усилий.

И использовали наши бабушки для этого такое приспособление как валек, которым и отстукивали белье до чистоты. Женщины буквально выбивали из ткани им все загрязнения. Белье клали на мостки и с силой колотили по нему.

Чугунный утюг. На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов, в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Такой утюг есть в нашем мини-музее.

Также один из экспонатов музея является чугунок. Форма чугунка позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента — ухватa. (приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата рогач. Мог применяться ухват и в качестве оружия). Объем чугунков разный от 1,5 до 9 литров. Наш чугунок объемом 2 л.

Наш музей пополнился самоваром, который подарила жительница поселка Чижова Н.Н.

Самовар стремительно завоевал сердца русских любителей чаевничать благодаря своей уникальной функциональности и красоте. Вода в нем долго оставалась горячей, была душистой от сгорания сухих березовых щепок, ее хватало для большого количества гостей и домочадцев.

Позднее в обиходе человека появился примус использовался в быту для широкого распространения газовых сетей.

Также библиотекари собирают экспонаты, не относящиеся к русскому быту, но имеющие историческую ценность. В музее имеется Православный Катехизис 1909 года издания и томик М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 1941 года издания.

Жительница посёлка Плясова Инна Алексеевна, копая огород, нашла медальон, отлитый на Дугнинском заводе «В память чудного спасения Царского семейства, от 17 октября 1888года».

Позднее Дугнинская библиотека начала поиск материалов, касающихся причин изготовления этого медальона. Случай помог нам обрести добровольного помощника в этом деле – это Шмаков Василий Фёдорович, уроженец посёлка Дугна, ныне пенсионер. Вот что выяснилось:

17 октября 1888 года в полдень вблизи станции Борки (около Харькова) сошёл с рельсов поезд, в котором из Ливадии в Петербург ехал российский Император Александр||| со всей Семьёй. Погибло 23 человека и 19 было ранено; из Царской Семьи никто серьёзно не пострадал. Свою семью вызволил из-под обломков сам Император, неимоверным усилием приподняв крышу вагона. Тогда много храмов и часовен было построено по всей России и икон было написано в честь этого события.

Весть о крушении императорского поезда быстро разнеслась по линии, и помощь спешила со всех сторон. Александр||| лично распоряжался извлечением раненых из — под обломками разбитых вагонов. Императрица с медицинским персоналом обходила раненых, подавала им помощь, всячески стараясь облегчить больным их страдания, несмотря на то, что у неё самой была повреждена рука выше локтя и что она осталась в одном платье. На плечи царицы накинули офицерское пальто, в котором она и оказывала помощь. Только в сумерки, когда все убитые были опознаны и не осталось без помощи ни одного раненого, царская семья села во второй прибывший сюда царский поезд и отбыла на станцию Лозовую, где ночью было отслужено первое благодарственное молебствие за чудесное избавление царя и его семьи от смертельной опасности.

У места крушения вскоре был устроен скит, названный Свято-Святогорским. Тут же в нескольких саженях от насыпи, был сооружен храм Христа Спасителя Преславного Преображения. Торжественная закладка храма на месте катастрофы в Борках произошла 21 мая 1891 года в присутствии императрицы Марии Фёдоровны. У подножия насыпи, куда ступила императорская семья, выйдя невредимой из-под обломков вагона, был поставлен деревянный крест с изображением Нерукотворного Спаса. Здесь была воздвигнута часовня.

Во время Великой Отечественной войны храм был взорван, а часовня повреждена, без купола сооружение простояло более 50 лет. В начале 2000 –х годов часовня была восстановлена.

Для увековечивания памяти чудесного спасения царской семьи в Харькове был отлит серебряный колокол для Благовещенской церкви в Харькове, создан ряд благотворительных учреждений, учреждены стипендии. Кроме того, по всей России стали строить часовни и храмы святого покровителя царя – князя Александра Невского.

Художником – пейзажистом С.И. Васильковским была написана картина «Крушение царского поезда близ станции Борки 17 октября 1888года», изначально хранившаяся в русском музее императора Александра||| (ныне- Государственный русский музей) в Санкт-Петербурге.

Позднее в музее появился ещё один экспонат, отлитый на Дугнинском заводе: чаша под пасхальный кулич.

Экспонаты, отлитые на Дугнинском чугунно-литейном заводе.

В настоящее время наш музей пополняется работами местных рукодельниц это салфетки, подставки под чайник, варежки, связанная крючком корзиночка под сладости.

Экспонаты уголка часто используются в проведении мероприятий, связанных с изучением традиций, обычаев, обрядов народных и православных праздников. Опираясь на экспозиции своего музея, библиотекари проводят разнообразные мероприятия: экскурсии по краеведению, часы истории для подростков «Здесь Родины моей начало», «Дугна-моя малая Родина», «О прошлом-для будущего», Библиотекари Дугнинского филиала: Чижова Нина Николаевна, Ларина Галина Григорьевна.