Мини-музей «Уголок старины»

Муниципальное казённое учреждение

«Централизованная библиотечная система» Алешинская сельская библиотека

Сегодня возрождается интерес у людей разного возраста и разного происхождения к истории малой родины, к забытым за последние годы социальным и культурным явлениям.

Именно  библиотека в современном мире становится собирателем, хранителем и проводником культурных традиций. Ведь пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь времён.

«Уголок старины» по праву является изюминкой Алешинской сельской библиотеки. Ведь именно в этом хранилище старины можно окунуться в далёкое прошлое окрестных деревень. Ведь все экспонаты не привезены издалека, а собраны здесь – в  родных местах. И не случайно, проводя ежегодные библиотечные уроки с первоклассниками в начале учебного года, библиотекарь Екатерина Грищенко проводит для них обязательную экскурсию в далёкое прошлое их бабушек и дедушек в «Уголке старины».

С интересом заходят сюда  жители и гости деревни. Многие с интересом открывает для себя дверь в старину, а кто-то узнаёт в экспонатах вещи, давно пылящиеся в чуланах и на чердаках их бабушек.

«Уголок старины» в Алешинской сельской библиотеке посещают и взрослые и дети. Библиотекарь проводит здесь для школьников экскурсии,  рассказывает им о назначении старинных вещей, встречи, посвящённые знаменитым людям своего поселения и земли Мещовской, мероприятия посвящённые русским народным праздникам и обычаям. Многие мероприятия, которые проводятся в библиотеке, дополняются экскурсиями в «Уголок старины».

Уже не представляется работа библиотеки без этого мини-музея. Хотя изначально «Уголок старины» создавался больше для уюта и домашней атмосферы, но оказалось, что его можно очень даже активно использовать в мероприятиях. Всё мобильно и легко переносится в нужное место. Некоторые  экспонаты используются в проведении различных мероприятий,  как в Алешинском сельском Доме Культуры, так и на выезде. Не один год  с нашими экспонатами мы принимаем участие в «Петровской ярмарке» во время празднования Дня города Мещовска.

Начало «Уголку старины» в Алешинской сельской библиотеке положила библиотекарь Валентина Ивановна Потёмкина. Экспонаты она собирала  не только в своей деревне, но и по близлежащим сёлам. Год за годом «Уголок старины» расширялся, добавлялись новые предметы старины. Я работаю библиотекарем с 2015 года и на протяжении этих лет также стараюсь пополнять наш небольшой мини-музей старины. На сегодняшний день в нём насчитывается более 60 экспонатов. После очередной перестановки «Уголок старины» расширился и приобрёл новый вид.

Первыми экспонатами в нашем небольшом музее стали: севалка, стиральная доска, серп, гребень для пряжи, крынка, часы, керосиновый фонарь. Всё это в дар библиотеке предоставила Потёмкина А.Т.

СЕВАЛКА – Ёмкость для семян, использовавшаяся при ручном севе. Севалки изготавливали из луба, бересты, плели из древесных корней, а также из ржаной соломы с переплетением ивовым и липовым лыком. Севалки делали с плоским дном, прямыми или расширяющимися кверху стенками, овальными или прямоугольными в сечении. Высота их была обычно около 25 – 35 см, диаметр дна  – 30 – 35 см, ширина верха – 42 – 48 см. Севалка имела два ушка из лыка, к которым привязывали веревку, ремень, а иногда и полотенце. С их помощью сеятель надевал наполненную зерном севалку через правое плечо таким образом, что она висела впереди и немного слева. Он придерживал её левой рукой, а правой в определенном ритме разбрасывал по полю семена крупными горстями. В некоторых деревнях было принято, чтобы сеятель бросал горсть зерна на переднюю стенку севалки, и зерно, отскакивая от неё, попадало в землю. Севалка являлась также мерой зерна: при севе обычно учитывали, семена из скольких севалок были брошены в поле.

Жительница деревни Алешино Шлёнская В.В. предоставила в дар библитеке маслобойку и рубель. Эти экспонаты всегда вызывают особый интерес у детей.

РУБЕЛЬ (ребрак, качулка рубчатая)  предмет домашнего обихода использовался для катания белья, накатки кож. 

Рубель представлял собой пластину из древесины твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой.

В разных деревнях рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. 

Раньше стирка была невероятно трудоёмким процессом, требовавшим от женщины как минимум выносливости. В старину из доступных средств для стирки был только щёлок едкий раствор золы, который использовали для замачивания белья и при его бучении (кипячении) в печи. Рубель использовали в следующем этапе стирки, когда после бучения белье выколачивали, а затем отжимали вручную, наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем. После такой процедуры даже плохо постиранное белье, становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда и пословица: «Не мытьём, а катаньем!».

Керосинку, сито, корзину, чугуны, сундук  передала в дар жительница д. Алешино Тарасова А.К.

    КЕРОСИНКА

 В «Уголке старины» находится трёхфитильная керосинка из алюминиевого сплава.

 Керосинка представляла из себя 1-2-3-х фитильную керосиновую лампу с очень широкими фитилями. Горелка – фитиль (он мог быть асбестовым или хлопчатобумажным), а иногда – два, три фитиля в ряд, опущенных в резервуар с керосином, которые вывинчивались вверх и вниз и служили для всасывания керосина. Достаточно было поджечь спичкой выступивший над поверхностью горелки фитиль, и керосинка начинала «действовать», причём силу огня, то есть высоту пламени, можно было легко регулировать при помощи выдвижения или опускания фитиля.

Керосинки были известны в России в крупных городах ещё до русско-японской войны.

Время наибольшего «расцвета» керосинок – 30-е годы прошлого века. Керосинка была примитивным «техническим прибором». Из быта советских людей керосинки исчезли лишь после Великой Отечественной войны, дожив в небольших провинциальных городах, отстоящих далеко от линий газопроводов, почти до 60 — х годов. Их «смерть» была обусловлена, прежде всего, тем, что из продажи исчез керосин и были вообще ликвидированы столь распространённые в нашей стране в период между двумя мировыми войнами так называемые нефтелавки.

Особо ценными экспонатами являются две самопрялки. Они были подарены нам в разные годы. Первая была подарена жительницей д. Алешино Сизовой Г.В. ещё в начале двухтысячных годов. А вторая была подарена в 2016 году жительницей д. Медвёдки Амелькиной М.В. и до последнего времени была в работе.

Самопрялка, самопряха, прялка – приспособление для ручного прядения нити пряжи.

С прялкой была связана целая эпоха русской деревни, которая насчитывала не одно столетие. Самопрялка это частично механизированный станок с ножным приводом – освобождающий две руки для вытягивания кудели и формирования нити. Есть разные мнения о времени появлении самопрялки на Руси, одни источники утверждают, что попала она к нам во времена Петра I, но судя по археологическим находкам, в России самопрялка была известна ещё в XIV веке. Отдельные её части обнаружены при раскопках в Новгороде.

В крестьянском же быту самопрялка прочно обосновалась в XIX веке.

Раньше для вязания пряжу не продавали. Рукодельницы изготавливали её со стриженой овечьей шерсти или козьего пуха самостоятельно. В сравнении с ручной прялкой самопрялка все три основных действия: скручивание, вытягивание и наматывание нити — позволила делать одновременно. Так как это был исконно женский труд, прялка сопровождала хозяйку на протяжении всей жизни. В деревнях и сёлах это была зимняя работа для женщин. Пряли как в одиночестве, так и в компании, проводя за этим занятием многие часы и часто засиживаясь до позднего вечера. Полученная пряжа шла на изготовление шерстяных носков, варежек, шарфов и свитеров для членов семьи, а лишнее — продавалось при случае.

Уют и красоту нашему небольшому музею придают вышитые крестом и гладью рушники. Каждый по-своему хорош, а вышитый на нём рисунок мог бы нам о многом рассказать.

РУШНИК. Рушник, ручник – полотенце (кусок полотна) с вышитыми узорами, отрез ткани, льна, украшенный прошвами, кружевом, подзорами, атрибут всех народных праздников и обрядов на Руси. Рушник – это своего рода вышитое символьное письмо. Эта вещь несёт в себе множество смыслов, хранит историю и традиции народа.

Эту красоту, дополненную кружевами,  вышивала моя мама Архипова А.С. для меня и моей сестры ко дню свадьбы. Её трудолюбивыми руками так же были вышиты скатерти и связано  большое количество подзоров. Есть подзоры, выбитые на ткани в технике «Ришелье». Всё это передано в дар библиотеке моей сестрой Амелькиной М.В.

ПОДЗОР. Раньше кровати делали высокими, повыше от холодного пола и ближе к теплу. И ещё место под кроватью становилось местом для хранения каких-либо вещей. Своеобразной ширмой, скрывающей все эти принадлежности от посторонних глаз, и служил подзор.

Вышивка на подзорах — это одна из составляющих художественного творчества и мастерства хозяйки — рукодельницы. Подзоры обычно украшаются узорами знаков плодородия, мотивами птиц, коней, растительных орнаментов, связанных с образом плодородия земли и человека. У наших Предков по подзору пускали обережную вышивку (узорочье) для защиты супругов, роженицы, детей и Рода в целом.

Наиболее ценный экспонат в нашем «Уголке старины» – русский народный костюм Кировского района Калужской области, переданный библиотеке жительницей д. Алешино Фоминой В.И.

Принадлежал костюм Екатерине Васильевне  Потаповой – уроженке д. Буда Кировского района Калужской области – бабушке Фоминой В.И.

Екатерина Васильевна  была женщиной высокого роста, статной и красивой.      

Костюм в хорошем состоянии. Так же есть головной убор – повойник. К сожалению не сохранилась панёва – верхняя клетчатая юбка. Но мы безмерно благодарны Фоминой В.И. за то, что имеем эту редкую вещь.

В дополнение к уже описанным предметам в нашем «Уголке старины» много других не менее итересных экспонатов.

       Рушник, вышитый гладью. (Балан Т.П.)

Самовар (Амелькина М.В.)

Рушник, вышитый крестом.  (Корягина Т.Н.)

Угольный утюг. (Потёмкина А.Т. )

Домотканные дорожки. (Захарова П.И.)

Вышивка. (Луковецкая Е.Н., Потёмкина А.Т. )                               

Скатерть, связанная крючком. (Потёмкина А.Т.)         

Рогатка для пряжи на подставке (на донце). (Грищенко З.В.)

Есть ещё и другие экспонаты. Ну а в целом – это наша история, наше культурное наследие.

Материал подготовила библиотекарь Алешинской сельской библиотеки Грищенко Екатерина Владимировна.