Плосковской сельский филиал МКУК «Юхновская межпоселенческая библиотека»
Введение:
Сельская библиотека сегодня остается неотъемлемой и едва ли не самой значимой частью социальной структуры сельских поселений, способствующих сохранению историко-культурного наследия России.
Я считаю, что всем необходимо знать историю, традиции и быт своего народа.
Я уверена, что создавая мини-уголок, мы многое узнаем, многому научимся. Ведь любой экспонат создаёт тему для интересного разговора.
Цель:
1. Приобщение к ценностям русской культуры через знакомство с историей старинных предметов русского обихода.
2. Повышение интереса к истории малой родины и сохранение народных традиций посредством создания мини- уголка народного быта в Плосковском сельском филиале МКУК «Юхновская межпоселенческая библиотека».
Задачи:
1. Собрать предметы русского быта.
2. Создать уголок народного быта.
3. Провести комплекс познавательных и творческих мероприятий, способствующих
повышению интереса к истории малой родины и сохранению неродных традиций.
2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. В целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций в Плосковском сельском филиале оформлен мини-уголок старинных предметов русского обихода «Заветы доброй старины».
Экспонатов пока немного, поэтому экспозиция занимает один угол в библиотеке.
Среди представленных экспонатов: самопрялка, фонарь, керосиновая лампа, рубанок, веретено, ухват, чугунок, гармонь, ножницы «овечьи», ложка деревянная, рушник, подкова, чесалка, якорь «кошка», шаль.
Русскую избу или русский быт невозможно представить без разнообразной утвари.
Прялка
Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть». Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопастью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью.
В начале 14 века в Европе появились первые самопрялки. Они имели вид колеса, расположенного перпендикулярно полу и цилиндра с веретеном. Женщины, одной рукой подавали к веретену нити, а другой прокручивали колесо. Такой способ скручивания волокон был проще и быстрее, что значительно облегчало работу.
Керосиновая лампа
Огонь помогал не только в приготовлении пищи, но и давал свет в тёмное время суток, особенно это было ценно зимой, когда светало поздно, а темнело рано. Сначала у крестьян была лучина – тонкая длинная щепка, которую зажигали для освещения крестьянской избы. Использовали светец – подставку для лучины. На смену лучины пришла свеча – палочка из жирового вещества с фитилем внутри, служащая примитивным источником освещения. Очень рано появились свечи, но пламя свечи было открыто, что было не безопасно, да и свечу на улице мог задуть ветер. Эти проблемы решились с появлением керосина, так появились керосиновые лампы. Керосиновое освещение стало распространяться в русской деревне с 1860 года, со времени вхождения в быт бакинского керосина. В нижней части лампы имелся сосуд, куда наливали керосин, оттуда выходил фитиль, который и поджигали. Огонь закрывали стеклянным «колпаком». С керосиновой лампой можно было уже смело передвигаться по дому и улице, не боясь загасить фитилек. На смену керосиновой лампе пришло электрическое освещение.
Якорь «кошка».
«Кошка» (багор с крючьями) – якорек о четырех (иногда о трех, о пяти) лапах для абордажа и штурма стен укреплений представляет из себя металлическое приспособление (изделие) напоминающее кошку—якорь, только меньшего размера и веса.
Якорь «кошка» в деревнях применялся для поиска утопленных снастей и других предметов. Например: доставали ведро из колодца.
Чесалка
Гребень-чесало использовался для очистки шерсти от мусора. Перед прядением её «били» специальными приспособлениями на деревянных решётках, разбирали руками или чесали гребнями – железными и деревянными. Изготавливали гребень из одного куска дерева (осины, березы). На лопасти шириной 20-45 см. вырезали зубья длиной 20-25 см, лопасть переходила в ручку 80-90 см.
В процессе работы гребень клали на край скамьи так, чтобы зубья оставались за скамьей, а ручка, на которую садилась женщина-на скамье. В правую руку брала горсть волокна, опускала на зубья гребня и протягивала его между ними.
Заключение
Многие из этих предметов уже давно не используются в быту. В современном мире они стали музейными экспонатами. С их помощи мы можем узнать о том, как жили наши предки.
Приобщение к народным традициям, к истокам культуры важно для сохранения исторической памяти поколений. Во многом способствуют этому создаваемые на базе библиотек уголки и мини-музеи народного быта.
Нельзя не упомянуть и то, что в музеи ходят далеко не все. А библиотека всегда рядом, и посещают её люди всех возрастов и профессий.
Выполнила: библиотекарь Беспалова Татьяна Александровна.