Спорт, как и музыка, пришел к нам из глубины веков. И, хотя на первый взгляд между музыкой и спортом нет точек соприкосновения, на самом деле они тесно связаны между собой. Под музыку мы делаем зарядку, она сопровождает выступления фигуристов, спортсменок в художественной гимнастике и синхронном плавании. Кроме того, музыка помогает повысить работоспособность, развить координацию движений, обогатить слуховой и двигательный опыт и просто повышает настроение.
Существует даже особый музыкальный жанр – спортивные песни, которым и посвящается настоящая публикация. Песен о различных видах спорта и героях-спортсменах — огромное количество. Мы (возможно, субъективно) остановились лишь на четырех композициях, которые посчитали наиболее известными и популярными.
В 1936 году на советские экраны вышел фильм-комедия «Вратарь», автором сценария которого стал известный писатель Лев Кассиль, режиссером Семен Тимошенко, композитором Исаак Дунаевский.
30-е годы. Антон Кандидов, обыкновенный волжский грузчик, с тоской наблюдает за проходящими мимо родного городка пароходами. Многие из них носят имена великих людей. Антон мечтает, что когда-нибудь и его фамилия «загудит» по Волге. Между тем из скоростного пробега возвращаются футболисты московского завода «Гидраэр». Они обращают внимание на ловкость молодого грузчика. «Гидраэровцы» приглашают Кандидова стать в ворота их футбольной команды. И вскоре молодой спортсмен завоевывает право называться лучшим вратарем Москвы.
Таков сюжет картины, в которой звучит известнейшая спортивная песня, призывающая «закаляться, как сталь».
Исаак Дунаевский, стихи Василия Лебедева-Кумача.
Спортивный марш.
Одним из самых любимых видов спорта является футбол. В тридцатые годы прошлого века радиорепортажи с футбольных матчей начинались каким-то невнятным шумом. А легендарному комментатору Вадиму Синявскому хотелось, чтобы все было красиво. Он мечтал о понятной и яркой заставке для своих репортажей. Сначала комментатор обратился к ярому болельщику композитору Дмитрию Шостаковичу. Но тот отказался. Тогда пригласили еще одного поклонника футбола, переживавшего за столичных армейцев, Матвея Блантера, которому понравилась идея футбольного марша.
Синявский предоставил композитору полную творческую свободу, поставив единственное условие: марш должен длиться ровно столько, сколько занимает по времени проход футболистов от подтрибунного помещения до центра поля.
Через несколько дней Блантер устроился на трибуне с секундомером. Оказалось, что необходимый хронометраж – ровно одна минута. Дальше Блантер спокойно досмотрел матч до конца и отправился с гурьбой болельщиков к метро. Когда он ехал на эскалаторе, вокруг него возбужденно обсуждали перипетии прошедшего матча. Этот гомон и стал катализатором к созданию мелодии.
Приехав домой, музыкант исполнил на рояле только что придуманную мелодию. Результат ему понравился, и он спокойно лег спать. Однако, проснувшись утром, Матвей Исаакович понял, что он не помнит абсолютно ничего из вчерашнего сочинения. На помощь пришел сын композитора Владимир (сам талантливый музыкант), который знал о забывчивости отца. Когда сын накануне услышал новое произведение, он решил на всякий случай записать ноты. И оказался прав.
Первым (не считая сына) Блантер показал новый марш Дмитрию Шостаковичу, который безоговорочно одобрил мелодию. Впоследствии, когда во время матчей звучали эти позывные, Шостакович неизменно повторял всем болельщикам, сидящим рядом на трибуне: «Слышите? Это наш Мотя написал!»
Матвей Блантер.
Футбольный марш.
Наверное, ни одному из наших композиторов не удалось сочинить столько песен о спорте, сколько их создала Александра Николаевна Пахмутова в соавторстве с Николаем Николаевичем Добронравовым. Понадобилось бы слишком много времени, чтобы перечислить их все.
Одна из первых появилась в 1972 году. Александра Николаевна вспоминает: «Мы написали эту песню по просьбе советского Олимпийского комитета перед играми в Мюнхене. Помню, тогда я еще сочинила олимпийские позывные, которые звучали по радио. Во всех остальных странах давали позывные Кшиштофа Пендерецкого [польского композитора], а наши руководители заказали их мне…».
«Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!» — таков рефрен песни, о которой идет речь и которую многие до сих пор знают и любят.
Александра Пахмутова, стихи Николая Добронравова.
Герои спорта.
Московская Олимпиада 1980 года вошла в нашу историю не только как спортивный праздник, но и как триумф советской песни, которая вновь оказалась связанной с именами Пахмутовой и Добронравова.
Из воспоминаний А.Н. Пахмутовой: «Эта история началась задолго до самих игр. Подготовка к Олимпиаде велась очень серьезно, и в 1979 году в качестве репетиции была проведена Спартакиада народов СССР. Тогда режиссер Юрий Николаевич Озеров снимал «Балладу о спорте» — скромную документальную картину. Он подумал: зачем делать обычный фильм про то, как кто-то прыгнул, а кто-то пробежал? И решил построить свое кино на песнях. Пригласил нас с Николаем Николаевичем, и мы написали для этого фильма песни «Город нашей славы», «Темп», «Мне с детства снилась высота», «Да разве сердце позабудет», «Команда молодости нашей». Тогда я просто работала над музыкой к киноленте и еще не представляла, что мне будет доверено озвучивать всю московскую Олимпиаду».
Трудно выбрать из перечисленных Александрой Николаевной песен самую мелодичную, самую популярную. Они, бесспорно, все хороши. И все-таки одна из них своей проникновенностью заставляет сжиматься наши сердца. Песня, в которой поется о тех, «кто нас выводит в люди, кто нас выводит в мастера» — о Тренерах. Как же это ценно, когда благодарность за труд увековечивается в музыке!
Александра Пахмутова, стихи Николая Добронравова.
Да разве сердце позабудет.