Муниципальное казенное учреждение культуры
Муниципального района «Ферзиковский район»
«Централизованная библиотечная система»
Сугоновская библиотека
В настоящее время культурная жизнь нашей страны обусловлена повышением интереса к отечественной истории, национальной культуре, утраченным традициям, фольклору, народным ремеслам. Эти изменения нашли свое отражение в работе современной библиотеки, поскольку сохранение и развитие национальной культуры, своих корней – одна из ее важнейших задач.
Библиотека сегодня – это гуманитарное учреждение, функцией которого является активное участие в образовании и воспитании человека.
Музейная работа в библиотеках стала вестись не так уж и давно, в конце XX века. Хотя идея создания музея в библиотеке уходит в далекое прошлое и принадлежит русскому мыслителю Н.Ф. Федорову.
Причины возникновения музеев, мини-музеев, уголков быта в библиотеках различны и у каждого свои. Для Сугоновской библиотеки важная причина возникновения мини-музея – активизация краеведческой деятельности библиотеки. Изучая историю своего края, села, наряду с информационными документами начала собирать предметы деревенского обихода. Вначале была оформлена выставка с подаренными предметами быта, на выставку были приглашены учащиеся, ребята разглядывали с большим интересом экспонаты, их можно было потрогать руками, подростки были заинтересованы этой выставкой и задавали много вопросов.
И затем уже возникла мысль, а не увеличить ли свою экспозицию? Ведь каждая библиотека хочет быть уникальной, иметь свое лицо. Музей — это престижно, положительно повлияет на имидж библиотеки.
Библиотекарь обошла много домов в своем селе, разъясняя жителям для чего необходимы старинные вещи и предметы. Односельчане с радостью откликнулись на просьбу. Ковалёва О.М. подарила две крынки и старинный утюг, Анисимова Т.И. подарила патефон с пластинками, рубель, валёк, фонарь «Летучая мышь». Макарова А.П. дала в музей прялку, Володина С.В. подарила керосиновую лампу и швейную машинку. Островская Л.А. внесла значительный вклад в пополнение мини-музея: ею подарены, старинные вещи и предметы быта.
В отдаленных деревнях были найдены старинные предметы быта: угольный утюг, маслобойка, лопата для хлеба. Зуй К.В. подарила музею серп, Ковалева З.В. дала челнок. Так постепенно и стала пополняться коллекция. На данный момент мини-музей совсем небольшой и насчитывает всего лишь 54 предмета.
Много вышивок и вязанных крючком скатертей.
Библиотекарь старается показать старинные предметы быта, образцы рукоделия, передать атмосферу прошлого. За каждым предметом своя история, свои особенности. Смотришь и думаешь, какие умельцы и мастерицы жили когда-то в нашей местности. Дом старались украсить, каждый вносил что-то свое, теплое, родное. Об этом говорит вышитая с любовью скатерть, подаренная одной из старейших читательниц, и связанный крючком подзор, вышитые рушники. Рядом расположилась прялка, изготовленная вручную неизвестным мастером в начале ХХ века.
Как обойтись в русской избе без печи. Был изготовлен ее макет, а рядом разместились, ухват, лопата для посадки хлеба в печь хлеба, чугунки.
История должна жить и передаваться из поколения в поколение, а задача библиотеки заботиться о том, чтобы все это не затерялось и не пропало в безвестности. А также задача, которая стоит перед библиотекой – научить пользователей, особенно читателей детей, чувствовать красоту и гармонию народного произведения искусства, предметов народного быта. И поэтому в библиотеке было организовала цикл мероприятий «Экспонаты из амбара». В цикл этих мероприятий входят экскурсии, встречи с живыми свидетелями истории, информационно-познавательные часы.
Прошлое здесь воспринимается наглядно, читатели получают информацию путем непосредственного контакта с первоисточниками, которые можно не только увидеть, но и потрогать. При проведении экскурсий и мероприятий библиотекарь рассказывает, как использовались те или иные предметы народного быта, так же использует в работе фольклорный материал: пословицы, поговорки, потешки, загадки и старинные игры. Вся эта работа оживляет содержание библиотечной деятельности, сближает население и работников культуры, привлекает их внимание и позволяет им узнать о творческой и бытовой жизни предшествующих поколений. А самое главное, в библиотеке сохраняются произведения народного творчества, старинные предметы, которые помогают людям не забывать свои корни, знать историю своей деревни и края.
Дети, посетив мини-музей, учатся уважать свое историческое прошлое, народные традиции.
Из истории создания патефона
В музее есть уникальная вещь, которая во время экскурсий не оставляет равнодушным никого – это патефон.
Вместе с патефоном имеется коллекция пластинок. Это раритетные вещи являются гордостью музея. Патефон находится в рабочем состоянии. Поставив пластинку и заведя патефон можно послушать старинную песню Ф.И. Шаляпина.
Согласно историческим источникам, люди веками пытались изобретать различные устройства для воспроизведения звука. Вспоминаются шарманки, музыкальные шкатулки, и табакерки. А сколько создано удивительных часов с музыкальным механизмом! Было немало и других попыток создать такое устройство, которое способно издавать звуки без помощи человеческой руки.
По-настоящему взялся за это дело американец Томас Алва Эдисон и в 1877 году создал прибор для механической записи и воспроизведения звука. Это чудо техники назвали фонографом. А чуть позже, в 1888 году, немец Э. Берлинер изобрел граммофон. Два устройства вполне мирно уживались. Фонографы просуществовали вплоть до 30-х годов ХХ века. А граммофон еще и прошел путь эволюции, будучи усовершенствованным, получил новое название — патефон. Здесь уже «приложили свою руку» французы. Служащий фирмы «Патэ» — Гильон Кеммлер в 1901 году посчитал, что рупор (большая внешняя труба граммофона) ему мешает и нужно от неё как-то избавиться, но качество звука, если можно говорить о качестве «того» звука, он терять не хотел. Так и родился патефон. «Патэ» от названия известной французской фирмы по производству патефонов и слова «фон», в переводе на русский означает «звук».
В России патефоны распространились невероятно быстро. Почти каждый житель страны имел дома такое устройство. В советской действительности патефон стал буквально каким-то культовым явлением. Легкий мягкий шорох и трепетное шипение при проигрывании пластинок не мешало, а наоборот — создавало особую теплую атмосферу дружеской компании. В городах и деревнях СССР были популярными танцы под патефон. Как правило, его выставляли на окно, чтобы все собравшиеся во дворе могли потанцевать. Громкости патефона для этого было вполне достаточно.
Большое значение патефон приобрел в военное время. Люди собирались вокруг него, танцевали, слушали знакомые мелодии, он поддерживал дух людей и уверенность в скорой победе. Известны случаи, когда хлеб обменивали на пластинки.
Эпоха патефона прошла, но людская память сохранила о нем только тёплые и светлые воспоминания, «навевая легкой дымкой тоску о старом забытом патефоне».
Серп
Серп – орудие для уборки зерновых культур, представлявшее собою полукруглый клинок с зазубренным лезвием, вставленный в цилиндрическую рукоятку. Серп – орудие труда, часто упоминающийся в русском устном поэтическом творчестве. В пословицах, поговорках, загадках обыгрывается его форма и назначение: «Маленький, горбатенький, всё поле обошёл и под кровельку ушёл».
Серп – старинное орудие земледельца. Его находят при археологических раскопках на территории Европейской России в слоях VI-VII вв. Древнерусский серп имел вполне современную конструкцию. Кривой широкий нож, иногда с зазубренным лезвием, на одном конце имеет остриё, а на другом переходит через колено в черенок. Подобная конструкция существовала уже в IX веке. Формы кривизны лезвий очень разнообразны, что является совершенно неизбежным при местном изготовлении серпов.
Русские серпы XIX века были сравнительно небольших размеров: расстояние от острия клинка до черешка, вставленного в рукоятку, колебалось в пределах от 21 до 35 см, ширина средней части клинка – от 1,8 до 3,5 см, высота дуги обычно составляла одну вторую расстояния от острия клинка до черешка.
С серпами на Руси был связан интересный обычай. В день памяти св. Захария Серповидна (8/21 февраля) русские крестьянки доставали серпы, воткнутые в переборку сеней, и кропили их крещенской водой, при этом приговаривая: «Не обережёшь вовремя кривого серпа – не нажнёшь в поле и снопа». После этого молились св. Захарию, надеясь, что он поможет им осенью быстро сжать хлеб.
С работой серпом обычно связывали представления о женской силе, ловкости. Старухи, вспоминая свою молодость, говорили: «Была молода, не только хлеб жевала, а и по сто снопов в день сжинала».
История происхождения прялки и ее использование
Прялки пришли к нам из далекой древности. Предполагается, что появились они в Индии, оттуда распространились по миру. Впервые о прялках стало известно в XV веке, более широкое распространение в России она получает в XVII веке. Точное время появления прялки на Руси не установлено, но в конце XVII века они уже существовали. «Пряслице» – так называлась прялка в Древней Руси.
Прялки, пришедшие к нам, из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы. Прялки различаются размерами, формой лопасти, ножки, декоративными украшениями. Ручная прялка состояла из вертикальной части, куда привязывалась кудель и горизонтальной (донце), где сидела пряха. Вертикальная часть состояла из лопасти (лопатки) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопасть, часто украшали и расписывали. Встречаясь со старожилами села, библиотекарь узнала, что в их местности прялки делали из березы. Из рассказов прабабушек и бабушек, выяснила, что сначала было именно веретено, так как было более простое и дешевое приспособление, а чуть позднее появились самопрялки.
Прялка была раньше в каждом доме и считалась одним из почитаемых предметов в доме. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила женщина за прялкой до полуночи. Чтобы не скучать, пряхи собирались вместе, переходя из дома в дом. Пряли и рассказывали новости, сказки, смешные истории, шутили. Иногда пряли и пели. Умелые пальцы вытягивали бесконечную нить, а голоса выводили протяжную тихую песню.
Нить и песня сливались. Незаметный труд пряхи требовал, прежде всего, удивительного терпения. Каждая девушка должна была приготовить себе приданое, а женщина — одеть семью. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. Поэтому девочка в старину начинала прясть уже в 6- 8 лет.
Работу на прялке можно назвать настоящим искусством, и чтобы научиться изготовлять хорошую, качественную пряжу, необходим был опыт, сноровка и даже талант. «Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Самая искусная пряха могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!» — вспоминают старожилы.
Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених невесте, муж жене. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла её на вечеринку так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки, так как для каждой девушки прялка делалась индивидуально.
История создания утюга
От рубеля до утюга
Человек всегда интересовался историей своей Родины, своего народа и всего, что его окружает. Часто люди не придают особого значения тем вещам, которые облегчают их существование. Хотя очень важно знать и взрослым, и детям, что все предметы, которые окружают человека, появились не просто так! Человечество развивалось и старалось благоустроить свою жизнь. Из поколения в поколение люди старались сделать вещи, окружающие их, более удобными для себя, или применить их по-новому.
Одна из старинных пословиц начинается словами «Встречают по одежке…». Во все времена человек старался выглядеть чисто, красиво и опрятно для того, чтобы произвести хорошее первое впечатление о себе. Вещи должны были быть не только чистыми, но выглаженными.
Утюг, как бытовой предмет, знаком каждому человеку, но мало кто знает, какой предмет был его предшественником. Интересно также, когда утюг впервые появился в России, как менялся его внешний вид и его качества.
В фонде музея Сугоновской библиотеки имеется коллекция из 3 утюгов разных видов.
Долгое время, до появления утюгов люди разглаживали ткани с помощью двух камней, нагретых на солнце. Это было очень тяжело и малоэффективно.
В России хозяйки изобрели свой способ глажки. Гору стираного, но мятого белья ждал долгий процесс. Осуществлялся он, до изобретения утюга, с помощью скалки и специального деревянного предмета, который в разных местностях назывался по-разному: «рубель», «пральник», «праник», «гранчак», «ребрак» или «раскатка». Рубель – это плоский деревянный брусок с рукоятью и ребристой нижней рабочей поверхностью. На скалку наматывалось влажное белье. Затем хозяйка брала в руки рубель и начинала катать им по скалке, пристукивая, придавливая и разглаживая белье до тех пор, пока оно не становилось сухим.
Современные утюги не справились бы с глажкой старинных вещей, так как ткани, из которых шились эти вещи, изготавливались вручную, в основном, изо льна. Они были настолько грубыми, что вещи после стирки становились очень жесткими. Ребра «деревянного утюга», касаясь ткани, не только разглаживали ее, но и делали ее мягче. После такой процедуры даже плохо постиранное белье становилось светлее. Отсюда и пословица: «Не мытьем, так катаньем!».
Со временем люди поняли, что вещи хорошо разглаживаются нагретыми предметами. Точной даты появления в России утюга в его привычном виде не известно. В XVIII веке появились первые цельнолитые чугунные утюги. Они производились вплоть до 60-х годов ХХ столетия, потому что, несмотря на то, что уже был изобретён электрический утюг, во многих домах не были предусмотрены электрические розетки. Весили чугунные утюги от 1 до 10 кг. По желанию заказчика мастер мог придать утюгу разную форму или украсить его.
В фонде музея хранится 2 цельнолитых чугунных утюга. Несмотря на схожесть форм, каждый из них имеет свои особенности. Цельнолитые чугунные утюги разогревались очень долго, не менее получаса. Нагревались утюги на открытом огне или в печах. Взять горячий утюг можно было только с помощью прихватки из нескольких слоев ткани. Вскоре такие утюги усовершенствовали – стали делать утюги с одной съемной ручкой на два чугунных основания. Пока одним утюгом гладили, второй нагревался, так что процесс глажки заметно ускорялся.
В фонде музея находится угольный утюг.
К середине XVIII века появляются угольные или духовые утюги. Похожи были такие утюги на небольшие печки, состояли из корпуса и крышки. Внутрь корпуса закладывались раскаленные угли и разогревали подошву утюга. Хозяйка заранее отбирала угли и складывала их в специальную посуду. Для лучшей тяги по бокам корпуса делали отверстия. Если угли тухли, их нужно было разжечь. Для этого дули в отверстия или размахивали утюгом из стороны в сторону.
Угольные утюги снабжались дополнительно колосниковыми решетками, которые укладывались на дно корпуса утюга, под угли. Это делалось для того, чтобы угли не касались подошвы утюга и не создавали «горячие точки». Для удобства пользования утюгами хозяйки использовали металлические подставки, которые очень выручали женщин во время глажки – горячий утюг не нужно было все время держать в руках.
Нужно сказать, что технический прогресс коснулся не только утюга, но и самого процесса глаженья. Сегодня утюг стал повседневным предметом нашего быта и не является дорогой редкостью.
История «Летучей мыши»
В век электричества и цифровых технологий сложно оценить значимость керосиновой лампы. Однако этот незатейливый агрегат не только «запустил» мировую добычу нефти, но и спас миллионы жизней. Свет позволил оперировать и готовить лекарства не только днем, но и ночью. А изобрели лампу в маленькой львовской аптеке «Под золотой звездой»
31 июля 1853 года в Лычаковском городском госпитале Львова успешно завершилась операция по удалению аппендицита. Запоздай врач хоть на несколько часов, и больная бы умерла – антибиотиков ещё не изобрели, а без них с лопнувшим аппендиксом не справиться. Но хирург Загорский успел вовремя – ведь с недавнего времени в операционных стало возможно работать и в темное время суток – на вооружение медиков поступило революционное новшество — керосиновая лампа.
Больного привезли затемно, и не будь в госпитале этих ярких (по тем «свечным» временам, конечно) источников искусственного света, с операцией пришлось бы ждать до утра, и исход ее мог быть совсем другим. Эта операция стала первой в мире, проведенной при «керосинке»!
Вскоре по Европе запорхала «Летучая мышь», прародительница керосиновых ламп.
Многие считают, что причина названия – в мерцающем огоньке, причудливых тенях от лампы или изогнутых перекрытиях абажура, напоминающих крылья. На самом деле «Fledermaus», «летучей мышью» в переводе с немецкого называлась первая фирма, выпустившая лампу ветроустойчивой конструкции.
Чтобы пошла бурная химическая реакция, достаточно малой толики активного вещества – катализатора. До изобретения керосиновой лампы человечество коротало вечера в сумерках, пользуясь ненадежными и опасными свечами, масляными светильниками и факелами. «Керосинка» стала катализатором – спустя пару десятков лет появились газовые «рожки», электрические лампочки. «Да будет свет» сказал Эдисон и улицы городов озарили яркие фонари. Однако свою службу лампа отработала честно.
Обычные фонари типа «летучая мышь» позволяли работать в уездных больницах, в прямом смысле слова освещая дорогу к жизни. «Уютнейшая вещь – керосиновая лампа» писал Булгаков в «Записках сельского врача». Ему, земскому доктору, как нельзя лучше были знакомы деревенские зимние сумерки, разгоняемые желтым конусом теплого света «летучей мыши» — при нем приходилось лечить и получалось грезить о будущих великих книгах.
В медицине «керосинки» кардинально улучшили условия проведения операций, оказания первой помощи в ночное время и в неподходящей обстановке. Для хирургических отделений были сконструированы специальные лампы с отражателями, многократно усиливающими свет.
Двадцатые годы двадцатого столетия, повсеместная электрификация планеты и ленинский план ГОЭЛРО, казалось, завершили недолгий век керосина. «Летучие мыши» доживали своё на дачах и в глухих деревнях, у сельских ветеринаров и таежных геологов. Но 1941 год подарил керосиновым лампам вторую жизнь, призвав их на службу стране.
«Трехлинейки», «молнии» и «летучие мыши» светили раненым в медсанбатах, помогали военврачам извлекать осколки и ампутировать изувеченные конечности. «Бывало, медсестры сутками не выходили из санитарной палатки. Не было электричества, раненых перевязывали при свете керосиновых ламп. Сменяя друг друга, всю ночь девушки держали лампы над операционными столами, -» вспоминал фронтовой врач В. Суриков.
В блокадном Ленинграде «керосинка» не только озаряла замерзшие дома, но и согревала голодных, измученных людей, дарила надежду.В наши дни керосиновую лампу редко встретишь в городском доме – разве что как семейную реликвию, передающуюся от деда-фронтовика или прадеда-врача. Однако не стоит забывать о вкладе скромной «летучей мыши» в грандиозные исторические события.
Стены музея украшены вышивками и рушниками, вышитыми крестиком и гладью.
В музее имеется 3 вида русских самоваров.
А разве можно в быту обойтись без самовара. Ведь чай пили много и с удовольствием, угощали гостей. Самовар был главным украшением стола. История русского самовара уходит в далёкое прошлое. По легенде самовар привёз в Россию из Голландии Пётр Первый, но по документальным свидетельствам он появился спустя полвека после его смерти…Чаепитие за самоваром – отличительная черта традиционного быта на Руси. Самовар был не просто бытовой принадлежностью, он олицетворял собой благополучие, семейный уют и достаток.
В музее несколько разновидностей горшков. Горшки разных размеров и использовались для приготовления еды в русской печи. Горшок – («горнец») и «гончар» («горънчар») происходят от древнерусского «грънъ» («горн» – плавильная печь). Корчага, южн. макитра, самый большой горшок, репкой, с узким дном; горшки или корчаги плавильные, стекловарные, более или менее таковы же; горшок щаной, тамб. естальник, ряз. егольник, того же вида, равно кашник, но только поменьше. Горшочки называются: махотка, горшенятко, малыш. Высокие горшки, узкогорлые, для молока: глек, балакирь, кринка, горнушка, горлач. На протяжении многих столетий был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян.
Базируясь на экспозиции своего музея «Преданье старины глубокой», в библиотеке организуются самые разнообразные мероприятия, связанные с изучением традиций, обычаев, обрядов народных и православных праздников, которые проводятся в библиотеке. Это фольклорные посиделки, экскурсии, беседы, часы краеведения. Музейные экспонаты используются для создания выставок. Создание мини-музеев – это кропотливая постоянная работа. Работа продолжается, ведь музей – это живой организм, который постоянно развивается и пополняется.
Стихотворение А.И. Панасечкина «Русский узор», которое как нельзя лучше погружает нас в атмосферу прошлого крестьянского быта России и образно подчеркивает связь времен – прошлого и настоящего.
Я в глубь времен свой устремляю взгляд
И надеваю милый сердцу, русский,
Руками шитый бабушкин наряд.
И сразу все вокруг преобразилось,
Как будто изменилась я сама.
И долгая далекая зима
В душе моей незримо отразилась.
Я вижу – в низкой хате ставят стан,
И, собираясь ткать себе обнову,
Снуют проворно женщины основу,
Мелькая снегирями меж полян.
Они снуют, проворны и легки,
Крестьянскую работу зная твердо.
Льняные нити обнимают бедра,
Трещит лучина, тают угольки.
И ночь длинна, и песня бесконечна.
Мельканье рук, переступанье ног,
Проворной щукой бегает челнок,
В один узор сплетая миг и вечность.
И в этот миг мне кажется, друзья,
Я ту же песню тихо напеваю.
И будто бы не бабушка, а я
Узор по белу красным вышиваю.
И раздвигая лет прошедших мрак,
Невестою, что поджидает сваху,
На вышитую новую рубаху
Бордовый надеваю андарак.
Все громче песня русская слышна,
Себя до капли ощущая русской,
Я фартучною подпояской узкой
Тугим узлом связую времена.
Составитель: Китура Нина Алексеевна библиотекарь Сугоновского филиала МКУК «ЦБС».