Музей народного быта «РОДНАЯ СТАРИНА»

МУ «Боровская централизованная библиотечная система»

Совьяковская сельская библиотека

«Культура движется вперед не путем

 перемещения в пространстве,

а путем накопления ценностей»

Д. С. Лихачев

Совьяковская сельская библиотека была основана в 1912 году. В настоящее время располагается в здании сельского дома культуры и занимает три комнаты, в одной из которых размещен краеведческий фонд и музей народного быта.

Личное увлечение библиотекаря  фольклором (участие в ансамбле Совьяковского сельского дома культуры «Берегиня») подвигло к созданию музея в библиотеке. Участницы ансамбля изучали историю деревни, традиции, обычаи и обряды русского народа. Выяснилось, что в домах односельчан находится множество старинных предметов народного быта. Выставка таких предметов в библиотеке или уголок родной старины помогли бы всем жителям деревни вспомнить родной бабушкин дом, а детям дали бы возможность наглядно показать и рассказать об истории  деревни,  традициях и обычаях.

Экспозиция для музейной комнаты собиралась несколько лет. Каждый раз, когда кто-то из взрослых заходил в библиотеку и видел эти предметы, начинали вспоминать, как выглядела изба родителей, дедушек и бабушек, какой домашней утварью пользовались в то далекое время. Потом вспоминали, что на чердаке дома лежат без дела старинные вещи и приносили их в дар библиотеке. Екатерина Яковлевна Аксенова (в девичестве Земскова) в музей принесла вышитые рушники, занавески, подзор, берестяной туесок, угольный утюг с подставкой, цельнолитой чугунный утюг, настольную керосиновую лампу и самовар. Наталья Филипповна Соколова —  угольный утюг, чугунки, чугунную сковороду, ухват, валёк для стирки белья. Анна Яковлевна Карелина (в девичестве Маякова)  — керосиновую лампу, половики домотанные, стиральную доску. Анастасия Кузьминична Соколова  — часть от станка для витья веревок; Александр Федорович Игнатьев из д. Загрязье — лампу керосиновую «Летучая мышь».   Виктор Петрович Соболев  в музей принес кадушку, в которой его семья квасила капусту. Так небольшой уголок разросся в целую музейную комнату.

Открытие музея народного быта «Родная старина» состоялось в  2007 году, в год 95-летия библиотеки. С каждым годом предметов в музее прибавлялось, назрела необходимость составления каталога музейных экспонатов с кратким описанием вещей и их назначения в быту. В 2013 году такая работа была проведена, и теперь желающие с помощью каталога могут самостоятельно знакомиться с интересными предметами музея.

Краеведческий книжный фонд библиотеки также был перемещен в музейную комнату, чтобы одновременно с помощью предметов и книг читатели библиотеки погружались в историю нашего края.

Вышивка была едва ли не самым развитым и распространенным видом русского народного творчества. Для нее не нужны были сложные приспособления, а холст, нитки и игла были в каждом доме. В свободное от полевых работ время, особенно в долгие зимние дни, крестьянки садились за пяльцы и расшивали рушники (полотенце), скатерти, рубахи, передники, края простыней — подзоры. В узорах воплощали они свои представления о жизни, природе, людях, мечты о лучшей доле. Прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая — воду; крестом изображали огонь; ромб, круг или квадрат символизировали небесный огонь — солнце. Техника и узоры вышивки на Руси передавались из поколения в поколение, жили столетия, а возможно и тысячелетия. Вышивать обычно учились с семи-восьми лет. Мать обучала дочек всему тому, что умела сама, чему научилась от своей матери. Основным материалом был холст, льняной или посконный, самый крепкий, выработанный из мужских стеблей конопли.

РУШНИК. Обрядовая роль рушников в народном быту была многозначной. Их вешали на ветвях священных деревьев, украшали красный угол избы и иконы; десятки вышитых рушников готовили к свадьбе; на рушниках опускали в могилу гроб и принимали родившегося ребенка. И орнаменты на них вышивали традиционные, обусловленные обрядом.

ПОДЗОР — хлопковая полоска ткани, декорированная вышивкой или кружевом и пришиваемая потом к одному из краев простыни. Когда постель убрана, подзор должен быть на всеобщем обозрении: он свисает до пола, закрывая пространство под кроватью не только из эстетических соображений, но и в качестве демонстрации благосостояния хозяйки: такая нарядная простыня могла быть далеко не в каждой семье и свидетельствовала о достатке владельца. Первоначально же подзор являлся украшением свадебной постели и был непременной частью приданого невесты. Историки не дают однозначного ответа на вопрос, каким образом традиция вышитого подзора появилась в русском народном быту. Скорее всего, крестьяне заимствовали ее из помещичьих домов, а те, в свою очередь, следовали западноевропейским веяниям, распространенным у дворянства. Как свидетельство этому – дата первого упоминания о подзорах — 1701 год, расцвет правления Петра I. В царской Руси каждая, даже самая бедная крестьянская девочка должна была с семилетнего возраста готовить свадебное приданое, расшивая дорожки и подзоры, повседневную и праздничную одежду.

ДОМОТКАНЫЙ ПОЛОВИК, сделанный своими руками, являлся предметом быта, изделием народного промысла, который создавал в доме тепло и уют. В настоящее время редко у кого сегодня можно встретить на полу домашние полосатые самотканые дорожки и половики. Половики изготавливались на ткацком станке или плелись крючком, в первом случае они были длинны и узки, во втором — обычно круглой формы. Тканые дорожки, круглые коврики традиционно выполнялись из вещей, которые отслужили свой век, это своеобразная техника переработки, и придание нового качества старым вещам. Домотканые дорожки стали популярны в XIX веке. В качестве материала также применяли очёсы льна, коноплю, лыко, солому, то есть материалы, которые не могли использоваться для ткачества. Половики из грубых материалов использовались при входе в избы, из более мягких тканей применялись как покрывала.

УТЮГ.  Первое письменное свидетельство наличия в российском обиходе утюгов датировано 10 февраля 1636 года. В книге расходов царского двора отмечено: «Кузнецу Ивашке Трофимову выдано 5 алтын, а он за те деньги заделал в царицыну палату утюг железный». А в XVIII веке в России уже работало промышленное производство «духовых» утюгов. На Урале утюги выпускали Демидовский и другие литейные заводы. И были они похожи на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли, а для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь поостывшие угли размахивали утюгом из стороны в сторону. Углевые утюги были довольно-таки увесистыми, и по этой причине глажка-утюжка превращалась в настоящие физические упражнения. Позже вместо углей внутрь утюга стали вкладывать раскаленные чугунные плашки или болванку. Еще одна старинная разновидность утюгов — цельнолитые чугунные утюги, разогреваемые на открытом огне или в горячей печи. Появились они в XVIII веке и производились в нашей стране даже в 60-хгг. XX столетия (несмотря на то, что уже  был изобретен электрический утюг). Такой чугунный утюг разогревался очень долго — не менее получаса, а горячим его невозможно было брать без прихватки. Прихватки эти носили совсем незамысловатое название «утюжница».

ВАЛЁК — это настоящее орудие для стирки. Небольшой лопаткой бельё «валяли», «клепали» на камне или на доске на берегу водоёма. Вальки украшали затейливыми орнаментами. Связано это было с тем, что их зачастую преподносили девушкам парни в качестве подарка и тогда помимо обычной резьбы на поверхности валька могли оказаться инициалы любимой или дата дарения. Эти вальки напоминали женскую фигуру: утолщение на конце валька служило головой, рабочая часть валька – туловищем, а отростки у основания – руками.

СТИРАЛЬНАЯ ДОСКА — приспособление для ручной стирки, представляющее собой ребристую поверхность, о которую следует интенсивно тереть намоченную в мыльном растворе одежду. В качестве специального приспособления стиральная доска появилась  в начале XIX века. Первые стиральные доски были полностью деревянными, но уже в 1833 г. была запатентована стиральная доска, представлявшая собой деревянную рамку с заключённой в неё ребристой металлической поверхностью.

ЧУГУНОК на Руси он был незаменим в хозяйстве. Благодаря своей структуре, чугунок сохранял высокую температуру после нагрева, из-за чего блюдо не просто нагревалось до определенной температуры, но и томилось. Это позволяло сохранить полезные и вкусовые свойства готовящегося блюда. Чугунок имел форму традиционного глиняного печного горшка — зауженного к низу, расширяющегося к верхней части и снова сужающегося к горлу. Такая форма позволяла ставить и вынимать его из печи с помощью специального инструмента – ухвата.

УХВАТ, РОГАЧ — ручной инструмент для перемещения глиняных и чугунных горшков для еды, установки их в топку русской печи. Представляет собой металлическую рогатку, закреплённую на длинном черенке. Ухват изготавливали в деревенской кузнице. Клинообразную пластину рассекали вдоль примерно на две трети её длины. Затем нерассечёную часть расковывали и заворачивали края так, чтобы образовалась коническая втулка, с помощью которой ухват насаживается на рукоятку. Полоски, полученные при рассечении заготовки, разводили в стороны и сгибали так, чтобы они образовали незамкнутое кольцо, диаметр которого зависел от размера чугунов и горшков. Расстояние между кончиками рогов должно быть таким, чтобы ухват можно было бы свободно подвести снизу под тулово чугуна или горшка. Кончики ухвата не должны царапать посуду, поэтому их слегка загибали в противоположные стороны. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Для перемещения самых больших и тяжёлых чугунков ухваты снабжались опорной скобой с двумя деревянными колёсиками на концах.

ТУЕСОК. Туес, бурак, бурачок, берестяная кубышка – домашняя утварь для хранения  продуктов. Больше всего ценились то достоинство туеска, что его устройство напоминает термос: вода, молоко, квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет. Туесок изготавливали из нескольких слоев бересты. Внутренний слой делался из сплошного пласта бересты, снятого с березовой чурки, и назывался «сколотень». Наружный слой изготовлялся из прямоугольного пласта бересты, концы которого либо накладывались друг на друга и прошивались лыковой веревкой либо соединялись в замок. Дно делали из дощечки. Закрывался он крышкой, формы их были различны, берестяные крышки надевались сверху, а деревянные плотно вставлялись вовнутрь. Переносили бурак за ручку-дужку, расположенную в центре крышки.Туеса имели чрезвычайно широкое распространение по всей России. Это очень удобная в деревенском быту утварь. «В середке пусто, а по краям бересто» — так говорили наши предки,  и был туесок частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака.

САМОВАР. «Водогрейный сосуд для чая, большей частью медный, с трубой и жаровнею внутри» — так определял предназначение самовара Владимир Даль. Первая «чайная машина» (так называли самовар в Европе) попала в Россию из Голландии благодаря Петру I, любившему привозить из-за границы новинки. Затем в России (XVIII в.) стали производить даже «самовары-кухни», которые внутри делились перегородками на три части. В двух из них варилась пища, а в третьей кипела вода для чая. Прибор использовали для приготовления еды в походных условиях. Самый первый русский самовар был сделан из меди и появился на Урале. А первая фабрика, специализирующаяся исключительно на производстве самоваров, была открыта в Туле оружейником Федором Лисицыным в 1778 году. Самовары династии Лисицыных прославились многообразием видов и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в форме дельфина, с петлеобразными ручками. Каждая форма самовара имела свое название: «яйцо», «шар», «рюмка», «ваза», «репка». Поскольку желающих обзавестись модным и необходимым в быту самоваром становилось все больше, производства открылись во многих городах России. Первоначально в каждом городе его называли по-разному: в Курске — «самокипец», в Ярославле — «самогар», а на Вятке — «самогрей». Новое дело оказалось настолько прибыльным, что кустари переоборудовали мастерские в фабрики. Вскоре в России самовар стал главным предметом чаепития. Чаще всего на Руси чай из самовара пили в купеческих семьях и любили проводить за чаепитием по несколько часов в день. Для растопки самовара использовали дрова и щепки. Но самым привлекательным топливом всегда считались сосновые шишки: прогорают быстро, но придают чаю приятный, немного отдающий хвоей вкус и аромат. Вокруг самовара традиционно собиралась вся семья, и каждый выпивал по пять-шесть чашек этого ароматного напитка. Горячий чай разливали по чашкам, затем переливали в блюдца и шумно пили вприкуску с сахаром, ароматным пряником или кренделем.

ЛАМПЫ КЕРОСИНОВЫЕ. Согласно историческим сведениям, впервые керосин был использован для освещения в 1846 г. Уже тогда были отмечены такие его качества, как яркость и чистота. В 1853 г. в витрине аптеки Петра Миколяша «Золотая Звезда» во Львове зажглась первая в мире керосиновая лампа. Её создателями были двое сотрудников аптеки – магистры фармации Ян Зег (1817-1897) и Игнатий Лукасевич (1822-1882), а также жестяных дел мастер Адам Братковский. В XIX в. немецкая фирма «Fledermaus» (Летучая мышь) создала ветроустойчивый фонарь с одноименным названием.

В России керосиновые лампы появились в 1861 г. Классическая керосиновая лампа состоит из металлической емкости для керосина, горелки, стекла, формирующего воздуховод, металлического каркаса для его защиты и регулятора светимости – ключа. Керосиновая лампа была не только предметом освещения, но и украшала интерьеры, являясь зачастую произведением декоративно-прикладного искусства.

КАДКА ИЛИ КАДУШКА – емкость для воды, для заготовки впрок, для хранения круп или муки. Как правило, кадки были бондарной работы,  делались из деревянных дощечек – клепок, стянутых обручами. Кадки изготавливались из древесины лиственных деревьев: осины, липы, дуба.  Обручи – из ветвей ивы, черемухи, орешника, реже из железа. Кадки делались в форме усеченного конуса или цилиндра.  Необходимой принадлежностью кадки были кружок и крышка. Кружком прижимали помещенные в кадку продукты, сверху укладывали гнет. Кадки были разные по размеру: высота колебалась от 30 сантиметров до полутора метров, диаметр – от 20 до 80 сантиметров.  В отличие от бочек, кадку можно назвать домоседкой. Ее постоянное место — на кухне у печи, в сенях, амбаре,   или погребе. Разве только зимой на санях в ней могли возить воду.

ФРАГМЕНТ СТАНКА ДЛЯ ВИТЬЯ  ВЕРЕВОК

В 1861 году  с отменой крепостного права крестьянам выделяли земельные наделы в среднем по 9,6 десятин. Прокормиться при низкой урожайности, особенно большим крестьянским семьям было тяжело. К тому же надо было погашать выкупные платежи, нести различные повинности. Многие крестьяне пускались в отходные промыслы, которые приносили большие доходы. В каждом крестьянском доме села Совьяки и деревни Загрязье стояли небольшие станки для витья верёвок из  пеньки.  А у самой  большой крестьянской семьи  Аксеновых имелись цеха для витья верёвок и канатов из пеньки, которые стояли на берегу реки Малая Оборенка.

Передвижная библиотечная  выставка. 2022 — Год культурного наследия народов России.