«Что предметы старины рассказать тебе должны»
Музейный уголок «Родная старина» был создан в Ждановской сельской библиотеке Спас-Деменского района Калужской области в 2003 году. А начиналось с создания альбомов в 2000 году: « История храмов родного края», « История Ждановской библиотеки», «История родного края», «Биография памятника», «Навеки в памяти народной», «Земли моей минувшая судьба», которые размещались в небольшом краеведческом уголке.
Однажды библиотекарь Цветкова Светлана Ивановна принесла в библиотеку предметы старины, которые хранились у её родственников. Читатели библиотеки с интересом их рассматривали, рассказывали знакомым о том, что видели в библиотеке интересные вещи, и библиотекарь обратилась к своим односельчанам с просьбой пополнить предметами старины музейный уголок. Так односельчане стали приносить вещи, предметы быта, найденные на чердаках своих домов. Некоторые жители дают свои экспонаты во временное пользование для проведения мероприятий в библиотеке.
К настоящему времени в краеведческом уголке имеется 55 экспонатов. Ведётся журнал учёта поступивших экспонатов. К сожалению, библиотека не располагает достаточной площадью для привлекательного размещения экспонатов, нет специального оборудования для хранения: стеллажей, закрытых шкафов. Но, несмотря на это краеведческий уголок является изюминкой и гордостью библиотеки! В нём сочетаются краеведческое, этнографическое и военно-патриотическое направления. У нашего края героическое прошлое. Именно здесь находится легендарная Гнездиловская высота, мемориальный комплекс регионального значения.
Для школьников проводятся краеведческие экскурсии, устные журналы, часы мужества, презентации, викторины. Создание музейного уголка на основе предметов и документов позволило расширить возможности в работе с читателями, в первую очередь с такой категорией, как дети и молодежь, в патриотическом воспитании, формировании толерантного сознания. На постоянно действующей книжной выставке «Помни! Мира не узнаешь, не зная края своего» представлены книги по истории родного края и произведения местных авторов.
Приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в музейный уголок «Родная старина», в котором собраны предметы крестьянского быта, крестьянской избы.
В крестьянской избе каждый предмет домашней утвари есть символ народного быта, то чем жили крестьяне и как работали, занимаясь хозяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны русским духом и передают тот образ непростой крестьянской жизни на Руси.
На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ.
Сам себе и жнец и швец
И на дудочке игрец.
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет!
Прялка — простейшее устройство с куделью на ножке, заканчивающейся плоским основанием – на него садилась пряха, чтобы придать устойчивость предмету. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Самым ранним образом прядения было ручное скручивание. Позже изготовили веретено, а после и прялку. Эти изобретения значительно ускорили процесс изготовления пряжи, сделав его беспрерывным. Прялка состояла из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку. Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой вращала веретено, на которое наматывалась нить. Чтобы облегчить труд пряхи, придумали прялку с колесом. Двигали колесо при помощи педали ногой. Нить сама наматывалась и скручивалась, а пряха обеими руками направляла ее из кудели на вьюшку. Так работа шла быстрее, а нить становилась тоньше. Крестьяне свято верили, что все орудия труда надо беречь от злых сил.
Трудно представить себе Русскую деревенскую избу без традиционных домотканых половиков на полу и круглых вязаных ковриков на стульях или кроватях. Из-за неоднородности цвета и материала, половики приобретали свой неповторимый стиль, который известен почти каждому русскому человеку и обычно ассоциируется с Русской деревней. В русских избах половиками было принято покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах. Со временем хозяйки их стали использовать для утепления пола и как предмет декора, в качестве прикроватных или входных ковриков. Такое использование изначально имело только практическую составляющую, так как избы часто к утру остывали, и хождение по холодному полу после сна часто приводило к простудным заболеваниям. Только со временем половики становятся предметом традиционного славянского декора. Тканые дорожки, круглые коврики традиционно выполнялись из вещей, которые отслужили свой век, это своеобразная техника переработки, придание нового качества старым вещам. Домотканые дорожки стали популярны в XIX веке. В качестве материала также применяли отчёсы льна, коноплю, лыко, солому, то есть материалы, которые не могли использоваться для ткачества. Половики из грубых материалов использовались при входе в избы, из более мягких тканей применялись как покрывала. Изначально ткань резалась на длинные куски шириной 0,5-2 см, а после прокручивалась на веретене. Дальше их ткали обычным способом, используя в качестве основы нити из прочного материала — конопляные, льняные, хлопчатобумажные. Кроме домотканых половиков на Руси были популярны круглые коврики. Для плетения таких ковриков использовалась более сложная техника плетения косичкой на основе, немного позже для упрощения использовались сплетённые косички, которые сшивались между собой, также широко использовалась техника вязания половиков крючком.
На столе с вышитой скатертью кованый велосипед с корзинкой, в которой примостился чугунок, лукошко из бересты для похода в лес по грибы, по ягоды, утюг угольный, медный самовар.
Самовар — появился в домах около трех веков назад вместе с растущей популярностью чая. Раскопки говорят о том, что самовары существовали еще в глиняном исполнении тысячелетия назад в Иране. Самовар стремительно завоевал сердца русских любителей чаевничать благодаря своей уникальной функциональности и красоте. Вода в нем долго оставалась горячей, была душистой от сгорания сухих березовых щепок, ее хватало для большого количества гостей и домочадцев. Самовар входил девичье приданое, его передавали по наследству, дарили. Он красовался на самом видном и почётном месте в избе.
На этом столике покрытым вышитой скатертью ( слева направо) на заднем плане предмет которому не знаю названия и предназначения, кувшин с ручкой для хранения молока и других жидких напитков, крынка ( горлач), гребень для чесания шерсти, алюминиевый котелок с фляжкой, два угольных утюга, подкова, кувшин с деревянными ложками, кувшин-крупник, шкатулка из открыток, два чугунных утюжка, чугунок. На заднем плане расшитый рушник и подзор, ухват для извлечения чугунков с едой из печи, ещё один расшитый рушник.
Кувшины (или крынки) предназначались для хранения молочных и других продуктов. Горшки и крынки делали из глины. Холодную, сырую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, и из нее можно было изготавливать различные предметы. А затем их обжигали в печке. Некоторые гончары на сырой глиняный горшок острой деревянной палочкой наносили узор. В нашей местности, в деревне Веселуха находилось месторождение очень качественной глины и в каждом дворе стояли горны для обжига глиняной посуды (стоят и поныне). Все мужчины занимались изготовлением домашней утвари из глины и возили её на продажу в город Спас-Деменск на тачках, позднее на лошадях, за 40 километров.
Чугунок — крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента — ухватa.
Ухват — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.
Гребень для чесания шерсти. Гребень похож на тот гребешок, которым на Руси девушки расчёсывали волосы. Однако не совсем, гребень для чесания шерсти большего размера. Таким гребнем могли чесать и лен, который также использовали в ткачестве.
Чугунный утюг. На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов, в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Позже угли заменили чугунными болванками.
Ступа — крестьянская утварь для изготовления круп из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи и размельчения льняного и конопляного семени. Ступа выдалбливалась из толстого ствола берёзы, осины, имела цилиндрическую или конусообразную форму, а её внутреннее пространство было округлым. Деревянный пест изготавливался до 100 см длины при диаметре около 7 см.
Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло (коромысел). Сейчас коромысло уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, где живы еще национальные обычаи, где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом. С помощью коромысла носили в дом воду для питья и чтобы напоить скот, на речку тащили белье полоскать, огурцы мыть и т.д. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое.
Рушник-это декоративное расшитое полотно прямоугольной формы из льняного или конопляного холста. На Руси верили, что магические узоры на рушниках это обереги от враждебных сил, защищающие от сглаза и порчи. Рушники были многих разновидностей: свадебные, венчальные, союзные, хлебосольные, крестильные. Полотенца изготавливались из более тонких тканейи служили для разных целей: вытиральные (рукотёр), заветные, божники, поколенные, рукобитные, обрядовые. Ими украшали избы, на них принимали новорожденных.
Расшитые яркими орнаментами рушники и полотенца – древнее и наиболее распространённое крестьянское искусство.
Рубаха — основа женского костюма. Шилась из белого льняного или конопляного полотна. На снимке укороченная рубаха с рукавами из фабричного полотна и манжетами ручной работы.
Понёва — домотканая шерстяная юбка из трёх или четырёх сшитых полотнищ, которые изготавливали на ткацком станке. Ткань для понёв была пёстрая, с клетчатым узором, по клеткам можно было угадать деревню, где живёт женщина. Держалась понёва на гашнике-верёвочке, тесьме. Украшалась одежда вышивкой, которая не только украшала, но и служила защитой от тёмных сил. Она содержала всевозможные священные изображения и магические символы. Носили такие костюмы замужние женщины. Исследователи русского народного костюма считают понёву древнейшим типом женской одежды.
Салфетка с вышивкой.
Накидка на подушки.
Покрывало в стиле лоскутной мозаики.
Вышитая картина «Собачки»
Вышитая картина «Попугай»
Самой распространённой обувью на Руси были лапти. Их плели из лыка различными способами. Чем больше было полос тем красивее были лапти. Были они как будничные, так и праздничные. Плели их из коры липы, берёзы, вяза, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Лапти являются символом русской деревни и добрым воспоминанием о наших славных предках.
На этом коврике (круге) из лоскутов разместились лапти, но уже, к сожалению, в современном исполнении.
А это во время летних каникул 13 июля сего года подростки на экскурсии, знакомятся с экспонатами предметов старины. Восхищаются и удивляются — какими умельцами были наши предки!
Что дальше? Надо учитывать, что созданный музейный уголок – это «живой организм». Экспозиция должна расширяться, обновляться. Каждый предмет в экспозиции отражает дух и стиль времени. Собранные вместе, они обретают смысл, они перекликаются, или, наоборот, контрастируют друг с другом, и в результате рождается рассказ о жизни села. Он не отменяет традиционных библиотечных задач и форм работы, он выявляет уникальность библиотеки, её непохожесть на другие учреждения культуры и привлекает новые слои населения в качестве посетителей.
Библиотекарь Павлиновской модельной сельской библиотеки — Цветкова С.И.