Музыканты улыбаются

1 октября музыканты отмечают свой профессиональный праздник — Международный день музыки. В данной публикации, посвященной этому дню, мы поделимся с вами, дорогие читатели, некоторыми интересными историями из жизни знаменитых композиторов, расскажем об их остроумной реакции на различные жизненные перипетии. Давайте улыбнемся вместе.

Прославленному композитору Георгу Фридриху Генделю Оксфордский университет присвоил звание почетного доктора.
Сообщая об оказании этой почести, секретарь университета написал Генделю, что за диплом следует внести определенную плату.
— Как? — возмутился композитор, прочитав письмо. — За то, чтобы стать коллегой этих пустозвонов, я должен еще и платить? Никогда!

Г.Ф. Гендель.

Пассакалия соль минор.

Однажды Гайдн дирижировал оркестром в Лондоне. Заметив, как некоторые зрители во время концерта засыпают, Гайдн решил отомстить равнодушным слушателям. Недолго подумав, он написал специальную симфонию для английской публики. Произведение начиналось с тихих, плавных, практически убаюкивающих мелодических звуков. Внезапно в процессе звучания раздавался громоподобный барабанный удар. И каждый раз, едва слушатели успокаивались и вновь располагались ко сну, раздавался барабанный бой.
С тех пор эта симфония носит название «Сюрприз».

Й. Гайдн.

Симфония № 94, «Сюрприз», 2-я часть, фрагмент.

Один юноша спросил Моцарта, как писать симфонии.
— Вы еще слишком молоды. Почему бы вам не начать с баллад? — сказал композитор.
Юноша возразил:

— Но ведь вы же начали писать симфонии, когда вам еще не исполнилось десяти лет!

— Да,- ответил Моцарт,- но я никого не расспрашивал, как их следует писать!

Фрагмент симфонии № 5, который мы предлагаем вашему вниманию, был написан Моцартом в 9-летнем возрасте.

В.А. Моцарт.

Симфония № 5, 1-я часть.

Франц Шуберт, устав от вечных преследований кредиторов, однажды повесил на балконе свой сюртук, карманы которого были вывернуты наизнанку. Это должно было означать: «Не беспокойте, голубчики, ни меня, ни себя». Зрелище это оказалось настолько убедительным, что на некоторое время кредиторы действительно оставили в покое своего должника.

Ф. Шуберт.

Музыкальный момент № 3 фа минор.

Когда знаменитому итальянскому скрипачу Никколо Паганини передали приглашение английского короля выступить при дворе за половину требуемого им гонорара, он ответил:

— К чему такие расходы? Его величество может услышать меня за значительно меньшую сумму, если посетит концерт в театре!

Н. Паганини.

Кампанелла.

На гастролях в Вене русскому пианисту и композитору, основателю Петербургской консерватории Антону Рубинштейну пришлось иметь дело с невероятно скупым антрепренером. Переговоры об оплате концертов затянулись. Тогда Рубинштейн объявил:

— Хорошо, я возьму вдвое меньше той суммы, которую получаю обычно, но играть буду вдвое тише.

А. Рубинштейн.

Мелодия.

Рассказывают о случае, происшедшем как-то со знаменитым русским композитором Бородиным, отличавшимся рассеянностью. Однажды, уходя из дому и предвидя, что во время его отсутствия к нему может прийти кто-либо из друзей, он приколол к входной двери записку: «Буду через час». Вернувшись через некоторое время и увидев записку, он огорчился:

— Какая досада! Впрочем, ничего не поделаешь — придется подождать…

И, вздохнув, устроился на скамейке в ожидании… самого себя.

А. Бородин.

Хор «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь».

Много анекдотических случаев связано с Джоаккино Россини.

Один молодой композитор как-то пригласил маэстро на премьеру своей оперы. Автор «Вильгельма Телля» принял приглашение. Прибыл на премьеру, уселся в ложе, по итальянскому обычаю в цилиндре. Когда началась опера, Россини перед каждой арией снимал цилиндр и грациозно им размахивал.
— Что вы делаете? — спросил сидящий подле Россини автор оперы.
— Приветствую своих коллег, которых встречаю в вашей музыке,- ответил любезный Россини.

Магистрат итальянского городка Пезаро, где родился Россини, прислал как-то к композитору делегацию, которая известила его о решении установить на главной площади бронзовую статую маэстро.

— А сколько будет стоить эта статуя? — спросил Россини.
— Двадцать тысяч лир, — сообщили делегаты.
—  Было бы значительно лучше, если бы эти деньги передали мне, а я охотно постоял бы сам на постаменте,- предложил композитор.

Приятель Россини рассказал как-то знаменитому композитору о том, что один его знакомый собрал коллекцию орудий пыток всех времен и народов.
— А было в этой коллекции фортепьяно? — поинтересовался Россини.
—     Конечно, нет.

— Значит, в детстве он не учился музыке…

Дж. Россини.

Увертюра к опере «Вильгельм Телль» (фрагмент)