Лагутин, Василий Дмитриевич. Мой путь длиною в век / Василий Лагутин. — Калуга : Фридгельм, 2018. — 21 с. : портр.
Василий Дмитриевич Лагутин, известный калужский краевед, заслуженный учитель, исследователь истории народного образования Калужского края. В книгах «Российское образование в контексте мировой истории. Калуга, 2001» и «Краткие очерки народного образования Калужского края. Калуга, 1993» Василий Дмитриевич последовательно раскрывает развитие народного образования, общеобразовательной и профессиональной школы в Калужском крае с древнейших времен до 90- х годов прошлого века. В книге «Краткая летопись социальной и благотворительной деятельности руководителей Калужского губернского, областного народного образования в ХVIII – ХХ вв. Калуга. 2001» показано значение руководителей в развитии образования Калужского края на протяжении двух столетий. Речь идет о таких известных деятелях, как Григорий Константинович Зельницкий, Семён Яковлевич Унковский, Виктор Яковлевич Филимонов и многих других.
С 1984 года В. Д. Лагутин занимался созданием Калужского областного музея народного образования (открыт 1 сентября 1988 года) и руководил им. Был председателем областного отделения Советского фонда мира и отмечен золотой медалью этого фонда. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 .09. 1965 года № 905 ему присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».
В новой книге «Мой путь длиною в век» Василий Дмитриевич рассказывает о своей жизни: «Я родился 15 июля 1998 года в деревне Казаковке Мещовского уезда Калужской губернии в многодетной семье. Отец – Дмитрий Федорович Лагутин, мать – Анна Захаровна. В семье было пятеро братьев и сестра. Жили они в деревенском доме с печкой без дымохода, изба топилась по-черному. Маленькие дети спали в корзине, подвешенной к балке потолка.
За 99 лет прожитой жизни в ней было всё: учение, труд, война, любовь. Редкий день был прожит мною бесцельно…. Хочу рассказать, как проходило мое творческое становление и каких успехов я достиг на поприще народного образования». Стоит отметить, что Василию Дмитриевичу в прошлом году исполнилось 100 лет.
Первой школой в его жизни была трехлетняя в родной деревне. Затем Василий учился в Мещовском педагогическом училище. А после его окончания в 1936 году работал учителем в Барятинской семилетней школе этого же района. Преподавал русский язык, но из-за недостатка учителей преподавал еще физику и математику. Через два года продолжил учебу в Смоленском двухгодичном учительском институте. После его окончания был направлен на работу завучем в Красненскую семилетнюю школу и через год демобилизовался на службу в Красную армию. А еще через год его отправили на шестимесячные курсы по подготовке политруков стрелковых рот в город Радомышль Киевского военного округа под Уманью.
На второй день Великой Отечественной войны Василий Лагутин отбыл на фронт в составе 31-й стрелковой дивизии 6-й Украинской армии. Василий Дмитриевич прошел большой боевой путь, воевал на шести фронтах, участвовал в обороне Севастополя. Был трижды ранен, бежал из плена. Война для него закончилась на Дальнем Востоке после разгрома японской армии. Награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Одессы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» и многими другими. Свою книгу «Дорогами войны. Калуга, 2005» Василий Дмитриевич Лагутин посвятил калужским учителям, сражавшимся с немецкими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.
Цветаевские научные чтения в Тарусе : сборник докладов, сообщений и тезисов : [к 125-летию со дня рождения Марины Цветаевой] / Министерство культуры и туризма Калужской области ; ГБУК КО «Калужский объединенный музей-заповедник» ; Тарусский музей семьи Цветаевых. — Калуга : Фридгельм, 2003 — Вып. 3. — 2017. — 215 с.
Сборник докладов, сообщений и тезисов посвящен 125-летию со дня рождения великого русского поэта Марины Цветаевой (1892-1941). Чтения проводил Тарусский музей семьи Цветаевых. По словам ее директора Елены Климовой имя всемирно известного поэта Марины Цветаевой неотъемлемо от Тарусы. Этот городок на Оке она считала местом своей души. Именно Тарусу назвала колыбелью творчества Цветаевой ее дочь А. Эфрон.
Марина Цветаева, родившаяся в Москве, связана с Тарусой с младенческого возраста. Впервые ее родители приехали в Тарусу в 1891 году. В следующем 1892 году, в год ее рождения, отец – знаменитый профессор Иван Владимирович Цветаев – снял для семьи в долгосрочную аренду городскую дачу Песочное, куда М. Цветаеву стали привозить с июня 1895 года.
Стихи о Тарусе, рожденные в Тарусе или вдохновленные Тарусой, она включала в свои первые сборники «Вечерний альбом» (1910 г.) и «Волшебный фонарь» (1912 г.).
В третьих чтениях участвовали авторитетные филологи, литературоведы, искусствоведы из различных городов – Москвы, Самары, Тарусы, Казани, Иркутска, Калуги, Санкт-Петербурга и зарубежных стран — Эстонии, Франции, Чехии.
Фридгельм Валентина Николаевна, директор издательства «Фридгельм», заслуженный работник культуры Калужской области выступила с докладом «Калужский врач Алексей Иванович Орлов, родственник Цветаевых». А.И. Орлов калужский невропатолог, работал в Калуге в губернской земской больнице, а в советский период – в окружной, более 30 лет (с 1898 года). Автор пишет, если посмотреть Памятную книжку по Калужской губернии за 1917 год, то можно увидеть полную картину профессиональной и общественной деятельности Алексея Ивановича Орлова на 20-м году служения в Калуге. Он помимо ординаторской работы в женском психиатрическом и мужском нервных отделениях Хлюстинской больницы входил в Епархиальный учительский совет при Калужской духовной семинарии, работал врачом и заведующим больницей Калужского духовного училища и духовной семинарии, также преподавал в фельдшерской школе при Хлюстинской земской больнице (6,5 часа в неделю) специальные медицинские дисциплины (гигиену, нервные болезни, фармакологию с рецептурой). В докладе представлены уникальные фотографии Хлюстинской больницы.
Искусствовед Гращенкова Елена Николаевна (Москва) и художник Евгений Георгиевич Утенков (Москва) обратились к одной теме — к истории взаимоотношений Марины Ивановны Цветаевой и художника Николая Николаевича. Вышеславцева. Эта была «встреча двух очень разных людей, но значительных людей, способных обогатить другу друга, и это произошло. Плодом встречи стал цикл стихотворений Марины Цветаевой «Н.Н.В.», «гармонично построенный, обогащенный многими шедеврами» и портрет Марины Цветаевой, написанный Вышеславцевым. «Портрет написан напряженно, экспрессивно и сильно отличается от других портретов». Видно, непростыми были отношения автора и модели, уточняет автор статьи Е.Утенков.
На бренность бедную мою
Взираешь, слов не расточая.
Ты каменный, а я пою,
Ты – памятник, а я летаю.
(М. Цветаева)
Марине Ивановне в это время было 28 лет, у неё к этому времени вышло три книги стихов. Она растила двух дочерей, муж. С. Я. Эфрон с белой армией попал за границу, и от него не было никаких вестей. Время было крайне тяжелое. В 30 лет Николай Вышеславцев был уже достаточно известным художником — портретистом, работал в качестве иллюстратора со многими писателями и поэтами.
Есть в Тарусском музее семьи Цветаевых «Портрет тарусянки», написанный Н.Н. Вышеславцевым. Милая девушка открыто и ласково смотри на нас из 20—х годов прошлого столетия, когда по приглашению В.А. Ватагина бывал Николай Николаевич в Тарусе.
По словам Е.Н. Гращенковой, Вышеславцев остался в культуре и памяти не только Марины Цветаевой, но и многих других самых ярких представителей России Серебряного века и советского периода первой половины прошлого столетия.
Заместитель заведующего научной библиотеки Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) Елена Ефимовна Симонова в статье «Иван Владимирович Цветаев: уникальные автографы» рассказывает о библиотеке выдающегося русского ученого Ивана Владимировича Цветаева и некоторых интересных автографах, найденных сотрудниками научной библиотеки ГМИИ в его книгах.
Стоит сказать, что основой научной библиотеки ГМИИ стал фонд кабинета Изящных искусств при Московском университете, созданный в 50-е годы по инициативе доктора римской словесности П.М. Леонтьева. С 1889 года кабинетом руководил И.В. Цветаев. Создавая учебный музей при университете, Цветаев хотел, чтобы научная библиотека была базой для исследовательской работы сотрудников музея, а так же преподавателей и студентов университета. После смерти И.В. Цветаева 800 томов из его личной библиотеки перешло в музей.
Автор пишет, что сотрудниками научной библиотеки ведется кропотливая работа по выявлению из общего фонда книг из личной библиотеки Ивана Владимировича Цветаева. В настоящее время обнаружено примерно 650 изданий.
«Под сенью липовых аллей…» : 200-летию Городского парка культуры и отдыха посвящается / Управление культуры г. Калуги, МБУ «Централизованная система г. Калуги» ; [авт.-сост.: Л. В. Давыдкина, И. В. Маркина]. — Калуга : Фридгельм, 2017. — 311 с. : ил.
В 2018 году исполнилось 200 лет Центральному городскому парку культуры и отдыха: одному из самых любимых мест прогулок калужан. На его территории находятся интересные архитектурные объекты: Дом дворянского собрания, Дом гражданского губернатора, ансамбль Присутственных мест с парком и Свято-Троицком кафедральным собором, относящиеся к федеральной собственности.
Константин Паустовский с восхищением говорил: «А знаете, моей душе стократ милее и ближе калужский городской парк. Липы вековые! А с обрыва — тишайшая Ока, просторы, неброские тона средней России. Я не мало скитался по стране, но нигде не встречал такого чудесного парка, как в Калуге. Мне даже кажется, что калужане, приглядевшись, недооценивают его прелести очарования. Посети его Тургенев или Бунин – они, безусловно, обессмертили бы этот парк на своих страницах…».
Книга включает в себя разделы, охватывающие разные периоды жизни парка. Ее первые страницы знакомят читателя с историческим центром Калуги, на месте которого он возник. Высокий холм, где располагался городской парк, в старые времена назывался Воеводская гора. В ХVI – ХVII веках здесь между двумя глубокими оврагами Городенским и Березуйским, находилась деревянная Калужская крепость. Она занимала территорию более обширную, чем современный городской парк. Калуга являлась важной крепостью Русского государства. Для того времени это была мощная крепость, толщина стен которой доходила до 6 метров. Наиболее уязвимым местом в системе укреплений Калуги было отсутствие в ней каменного кремля. Ее «острог» был деревянным. Крепость имела 12 башен: девять глухих и три проезжих: Ильинскую, Покровскую и Водяные ворота.
В начале ХХ века в состав нынешнего парка входил Городской сад, Владимирский сквер и сад при Доме губернатора, но в 1930 году их объединили и назвали городским парком культуры и отдыха.
В книге авторы рассказывают об истории памятников, расположенных на территории парка. Самый известный парковый фонтан – бронзовая «девочка под зонтиком». Считают, что ее привез из Италии один из калужских купцов. Скульптура простояла до осени 1941 года и исчезла во время оккупации города. Позднее по фотографиям в 1977 году была отлита из меди на Калужской скульптурно-художественной фабрике новая статуя. 1 августа 1979 года она вновь украсила фонтан парка.
В 2014-2015 годах на территории площадки рядом со Свято-Троицким кафедральным собором были установлены памятники почитаемым святым земли Калужской: святому блаженному Лаврентию и священномученику преподобному Кукше Печерскому.
Основная реконструкция парка пришлась на 2010 год. Для этого была привлечена строительно-инвестиционная компания «АРС-Центр» во главе с президентом Вячеславом Киселевым, который по старинным планам и сохранившимся фотографиям разработал основную концепцию нового парка. В 2016 году оформлен спуск к реке, и теперь при въезде в Калугу со стороны правого берега открывается красивый вид на Центральный городской парк культуры и отдыха.
В книге представлен план парка с указанием достопримечательностей, которые помогут совершить самостоятельную экскурсию по его территории
Авторы-составители издания краеведы Любовь Давыдкина и Ирина Маркина, работая над этой книгой, использовали архивные документы и фотографии, краеведческие исследования, воспоминания жителей города.
Массалитина, Галина Александровна.
«Не звати Козельском, но злым городом» : история и археология древнерусского Козельска : древности земли Калужской / Массалитина Г.А., Болдин И.В., Селезнев Ю.В. ; Министерство культуры и туризма Калужской области, Калужский объединенный музей-заповедник, Калужское региональное отделение Российского военно-исторического общества. — Тула : Борус-Принт, 2018. — 239 с. : ил. ; 31. — Библиогр.: с. 237-239.
Научно-популярное издание посвящено историю Козельска на Жиздре эпохи Древней Руси – ХI – ХIII веков. «Глубокой, многовековой тайной», по словам В. Чивилихина, представляется редкий и трудно постижимый факт длительности обороны Козельска. Ни масштабами, ни высотой, ни прочностью стен этот бастион не выделяется среди прочих. Напротив – небольшой городок, но противостоял он неприятелю целых 49 дней, в то время как гораздо более крупные и сильные города уступили Батыю в гораздо меньший срок. Так, Рязань пала за десять дней. Владимир – за пять. На вопрос – как смогли выстоять, благодаря чему – возможен, видимо, только один ответ: невидимая сила духа. Потому, что противостоять войскам Батыя силой в тот исторический момент было едва ли возможно: монголы тогда представляли самое мощное сосредоточение человеческой силы.
Авторы книги — историк, археолог, ведущий научный сотрудник национального парка «Угра» Массалитина Галина Александровна; историк, археолог, заведующий научно-исследовательским отделом Калужского объединенного музея заповедника Болдин Игорь Вячеславович и историк, доцент кафедры истории России Воронежского государственного университета Селезнев Юрий Васильевич.
В первой части издания приводятся и комментируются «крайне скудные и фрагментарные» сведения документальных источников о городе домонгольского времени. Отмечается, что письменные источники сохранили очень мало свeдений о Козельске ХI- ХIII веков. Древнерусские летописцы обошли своим вниманием этот небольшой городок Черниговского княжества. Историки, лишенные каких-либо данных, мало чем могут помочь в познании начального периода его существования: они практически не упоминают о Козельске этого времени в своих работах. Авторы считают, что в таких обстоятельствах поднять завесу тайны над древнейшим прошлым Козельска, составить представление, что являл собой этого город в давно минувшие времена, способна только археология.
В основной части издания подробно рассматриваются итоги археологических исследований Козельска, начало которым было положено в 1992 году. Среди значимых итогов работ археологов стоит отметить выявление и изучение остатков укреплений козельского детинца – насыпи земляного вала, причем на двух, отдаленных друг от друга участках. На большой площади зафиксированы следы обширного и очень мощного пожара эпохи Древней Руси, вероятно свидетельство трагедии 1238 года. В то же время, археологические факты позволяют судить о том, что надолго жизнь в городе не прерывалась. Наконец, полученный многочисленный вещевой материал дает возможность охарактеризовать быт и культуру жителей Козельска с IХ века и вплоть до наших дней.
Впрочем, выход настоящего издания совсем не означает окончания археологических исследований Козельска, к древней истории которого у нас есть еще много вопросов, пишут авторы.
Книга иллюстрирована картами, историческими миниатюрами, фотографиями.
Подготовила Герасимова Майя Витальевна.