В числе других круглых дат богатый на юбилеи 2020 год подарил нам 110-летие со дня рождения великой балерины Галины Сергеевны Улановой.
Она носила матроску, ловила рыбу и мечтала стать моряком. Но судьба уготовила Галине Улановой другой путь — прорубить «балетное окно» в Европу сквозь железный занавес и удостоиться при жизни памятников в Санкт-Петербурге и Стокгольме. «Обыкновенная богиня», — говорил о балерине Алексей Толстой.
Галина Уланова родилась в Санкт-Петербурге 8 января 1910 года (26 декабря 1909 года по старому стилю). Дорога в балетную школу для нее была предопределена музыкальностью, грациозностью и рождением в балетной семье. Отец Сергей был режиссером труппы Мариинского театра, мама Мария — балериной и педагогом классического танца. Именно поэтому оборотная сторона балета не была для Гали тайной, и предстоящие занятия вызывали не затаенный восторг, а слезы.
Первым педагогом стала мама. На первых порах помогала бороться с болью ног на пуантах, а затем и преодолевать природную застенчивость, выходя на сцену. Среди воспитанниц дочь не выделяла. Не разглядела на первых порах в девочке будущую приму и второй педагог Галины Улановой — Агриппина Ваганова. Лишь в конце обучения в ленинградском художественном училище стало ясно: восходит настоящая звезда, «гений русского балета» — как говорил об Улановой Сергей Прокофьев.
Флорина в «Спящей красавице» стала премьерной ролью молодой балерины в Ленинградском театре имени Кирова — нынешней Мариинке. Первый шаг из балетного класса на сцену: «Я вышла на сцену ни жива, ни мертва. Бархат ярусов, огни прожекторов, кулисы — весь мир бешено крутился и опрокидывался… Никаких мыслей, никакого иного ощущения, кроме страха и стремления сделать все только так, как тебя учили, даже никакого удовольствия от выступления я не испытала».
В 19 лет Галина Уланова получила первую ведущую партию — Одилии–Одетты в «Лебедином озере». Но лишь Жизель помогла впервые полюбить свою героиню и овладеть искусством перевоплощения.
Адольф Адан.
Жизель. Сцена сумасшествия.
Исполняет Галина Уланова.
Особым для Галины Улановой стал образ Джульетты: искренность и нежность шекспировской героини были так близки балерине. Неповторимый лирический дуэт с Ромео — Константином Сергеевым стал одним из последних на сцене кировского театра.
В годы Великой Отечественной войны Уланова танцевала в театрах и госпиталях Перми, Алма-Аты, Свердловска, а в 1944 году стала москвичкой, поступив в Большой.
Через Галину Уланову русский балет вновь открылся для европейского зрителя. Впервые в 1956 году Большой театр выехал на гастроли в Лондон. Уланова танцевала Жизель и Джульетту. Триумф был необычайный, по оценкам зарубежной критики — впервые со времен Анны Павловой.
Сергей Прокофьев.
Ромео и Джульетта. Джульетта девочка.
Исполняет Галина Уланова.
В 1960 году прима прощается со зрителем, выступая в «Шопениане», и становится балетмейстером-репетитором. Среди учеников Галины Сергеевны — Владимир Васильев, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Малика Сабирова, Ирина Прокофьева, Ида Васильева, Алла Михальченко, Николай Цискаридзе. А Екатерине Максимовой она «передала» свою Джульетту: «Долго ни с кем из своих учениц я не могла начать готовить партию Джульетты. Прощание с ней — все равно, что с живым человеком. Однажды я была в Италии, нас повезли в Верону. В Вероне я постояла перед балконом Джульетты, у памятника над склепом. И вот здесь, у склепа Джульетты, я почувствовала, что никогда уже не буду танцевать, это было очень грустно…»
Проработав почти 30 лет балетмейстером в Большом театре, Галина Сергеевна собиралась рассказать историю своей жизни, написав книгу к 90-летию. Увы, планам не суждено было осуществиться. Но прикоснуться к памяти великой балерины можно, побывав в ее музее в доме на Котельнической набережной. В квартире Галины Улановой все так же, как при жизни: картины, книги, письма-восхищения… Целая эпоха.