К 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума
«Почти совсем забыт тот факт, что именно старообрядцы сохранили и развили учение об особом историческом пути русского народа, «святой Руси», православного «Третьего Рима», и что в значительной степени благодаря им эти идеи снова уже в прошлом и этом столетиях заинтересовали русские умы».
С. А. Зеньковский
Александр Сергеевич Пушкин утверждал: «Величайший духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. История новейшая есть история христианства». Но эта история неполна без истории русского старообрядчества. Старообрядчество – явление особое, выдающееся, по-своему уникальное.
Представители и сторонники старообрядчества впечатляют преданностью вере, широтой расселения на земном шаре, сохранением древнерусской культуры и своего лица на протяжении одной трети тысячелетия. Авторитетный историк церкви А.В. Карташёв отмечал, что голос старообрядческого сопротивления был голосом «идеалистических глубин народной души, Старой Святой Руси». Примерно такую же мысль высказывал известный философ Н. Бердяев: «Русские раскольники – это глубокая черта нашего народного характера».
Профессор С. А. Зеньковский в середине ХХ в. писал, что до сих пор не вскрыта сущность влияния старообрядцев на русскую мысль в целом – на славянофилов и народников, «почвенников» и «прогрессистов», связь старообрядчества с русской литературой, экономической мыслью. Религиозный мыслитель И. Ильин подчеркивает правоту староверов: «Старообрядцы… стали верными хранителями русского православно-национального самочувствия во всей его неприкосновенности, наивности и притязательности».
Н.О. Лосский указывал, что старообрядчество заслуживает внимания, как одно из проявлений основных свойств характера русского народа. В нем философ отмечал глубокую религиозность в сочетании с силой чувства и воли. «Они не пьют и не курят, не бреют бород и усов, едят из своей посуды, не давая ее нестарообрядцам. Чистота у них в доме образцовая. Дома они себе строят особенно прочные и крепкие. И сами они, благодаря строгой воздержанности жизни, отличаются крепостью, силой и здоровьем», –писал он.
И, наконец, сохранившуюся старообрядческую культуру А.И. Солженицын характеризует следующим образом: «Этих оставшихся старообрядцев надо видеть – их крепость, их убеждённость, их самоотверженные ночные моления (нам уже непосильные), их жизненное мужество и решимость <…>. Видеть, как сохранился их национальный облик, народный нрав, и слышать их сохранённую исконную русскую речь».
Президент РФ В.В. Путин и глава современной РПСЦ – Митрополит Московский и Всея Руси Корнилий (Титов)
Протопоп Аввакум Петров – фигура почти невероятная. Это уникальный случай, когда в одной личности отразилась эпоха, разграничившая Россию средневековую, по преимуществу религиозную, – и новое светское государство с культурой и политической структурой иного типа. Он оказался человеком на грани двух миров.
Старообрядческая икона протопопа Аввакума
Протопоп Аввакум… Его одни любили, другие ненавидели, одни восхищались им, другие его имя заливали грязью, одни сожгли его на костре, другие канонизировали. Одни в нем видели мракобеса и фанатика, другие – православного мученика, аскета и подвижника, ревнителя и защитника веры. Пожалуй, нет в русской истории личности более противоречивой. Но ни один исследователь нашего прошлого, ни один историк русской религиозный мысли не обошел стороной этого человека, несмотря на то, что одни и те же факты разные люди по-разному оценивают. Но можно сказать одно: «огненный протопоп» – как нельзя более подходящее имя знаменитому ревнителю древнего благочестия. Историк-академик С.В. Платонов о протопопе Аввакуме отозвался следующим образом: «Древняя Русь не знала более темпераментного и яркого человека. Как в своей жизни, так и в писаниях Аввакум был непреклонным, горячим и по силе своей личности страшным врагом церковной реформы, так называемого исправления книг и обрядов, предпринятого Никоном… Когда вы читаете сочинения Аввакума – перед вами выявляется необыкновенно страстная натура, острый ум, властная воля и горячая вера…».
Памятник протопопу Аввакуму на родине (с. Григорово). Скульптор В.М. Клыков
На выставке располагается материал, раскрывающий основные вехи истории русского старообрядчества, уникальность памятников старообрядческого церковного искусства, особенности быта, семейного уклада и т.д. староверов, жизнь и деятельность выдающихся исторических личностей, так или иначе связанных со старообрядчеством, а также книги по истории старообрядчества в Калуге. Предлагаем вашему вниманию некоторые издания, представленные на выставке.
Аввакум. Собрание творений / протопоп Аввакум. — Санкт-Петербург : Издательский проект Quadrivium, 2017. — 1229 с. — (Quadrivium. Legenda Legantur) (SERIA RUSSICA). — ISBN 978-5-7164-0727-5
Настоящее издание представляет собой наиболее полное из когда-либо издававшихся собраний творений протопопа Аввакума.
Бороздин, А. К. Протопоп Аввакум / А. Бороздин. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. — 382 с. — (След в истории).
Личность Аввакума и историю идеологической борьбы, которую вел протопоп, А.К. Бороздин изучает через призму сочинений Аввакума, привлекая сверх этого массу других литературных и исторических источников. Судьбу одного человека ученый раскрывает в очень широком культурно-историческом контексте. В ряде случаев исследователь выявляет литературные источники тех или иных мыслей, утверждений, проповедей протопопа, что позволяет делать выводы о высокой книжной образованности последнего.
Боченков, В. В. Годы и приходы : очерки по истории калужского старообрядчества / В.В. Боченков. — Москва : Палея-Мишин, 2001. — 157 с. — ISBN 5-86020-242-4
Жанр книги, как обозначил его сам автор, – это «сплав очерка, летописи, энциклопедического словаря». На протяжении двух веков прослеживается история становления и развития старообрядческих общин, храмов, приходов Калужской губернии, главным образом сельских.
Боченков, В. В. Старообрядчество Калужского края / Виктор Боченков. — Ржев : Парадигма, 2014. — 507, [16] с. — ISBN 978-5-91974-055-1
История старообрядчества в Калужском крае.
Боченков, В. В. Старообрядчество советской эпохи. Епископы Русской Православной старообрядческой Церкви, советский период (1918-1991 гг.) : биобиблиографический словарь / В. В. Боченков. — Москва : Вече, 2019. — 319 с. — ISBN 978-5-4484-0925-7
Книга представляет собой подробную попытку систематизации биографических и библиографических сведений о епископах Русской Православной старообрядческой Церкви, служивших в период с 1918 по 1991 год. Это одновременно и справочное издание, и попытка взглянуть на эпоху через судьбы конкретных людей, взявших на себя архипастырское служение. Автору удалось в сжатом виде привести информацию о трудах и деятельности старообрядческих архиереев XX века, включая малодоступные историографические источники.
Бубнов, Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. : источники, типы и эволюция / Н.Ю. Бубнов ; Библиотека Российской академии наук. — Санкт-Петербург : БАН, 1995. — 434, [1] с.
Настоящая работа является комплексным источниковедческим и текстологическим исследованием старообрядческой рукописной книги второй половины XVII в.
Древности и духовные святыни старообрядчества : иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве: [альбом] / Русская Православная Старообрядческая Церковь ; [авт. текстов и сост.: М. В. Вилкова и др.]. — Москва : Интербук-бизнес, 2005. — 281, [2] с. — ISBN 5-89164-170-4
Альбом впервые представляет широкому читателю удивительное по красоте и силе духовного воздействия собрание редчайших памятников древнего и старообрядческого церковного искусства, принадлежащее Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви и Покровскому кафедральному собору в Москве.
Духовная литература староверов Востока России XVIII-XX вв. : [сборник] / подгот. В.И. Байдин и др. ; отв. ред. и авт. предисл. Н.Н. Покровский. — Новосибирск : Сибирский хронограф, 1999. — 799 с. — (История Сибири. Первоисточники ; вып.9). — ISBN 5-87550-096-4
Книга представляет собой третий том издания «Духовная литература староверов востока России XVIII–XX вв.» Как и два предыдущих тома, он содержит ряд обнаруженных новосибирскими археографами догматико-политических сочинений писателей-староверов. В этих произведениях ставится комплекс проблем, актуальных для народного богословия; обсуждаются вопросы отношения к власти, другим конфессиям, бытовым контактам с «иноверным окружением».
Кожурин, К. Я. Протопоп Аввакум : жизнь за веру / Кирилл Кожурин. — Москва : Молодая гвардия, 2011. — 394, [2] с. — (Жизнь замечательных людей : серия биографий : основана в 1890 году Ф. Павленковым и продолжена в 1933 году М. Горьким ; вып. 1517 (1317)). — ISBN 978-5-235-03454-9
В книге приводится во многом непривычный и неожиданный взгляд на биографию протопопа Аввакума. На фоне других выдающихся деятелей старообрядческого движения протопоп Аввакум выделяется своей поистине исполинской фигурой, по силе проповеди приближающейся к новозаветным апостолам, а в «огнепальной ревности» по вере – к ветхозаветным пророкам. Вся его многострадальная жизнь, прошедшая в беспрестанной борьбе за истину, была мученическим и исповедническим подвигом за Христа.
Соколов, А. Н. Православная Церковь и старообрядчество / митрофорный протоиерей Александр Соколов. — Нижний Новгород : Кварц, 2012. — 426, [4] с. — ISBN 978-5-903581-64-1
В книге излагается краткая история Русской Православной Церкви и, соответственно, старообрядчества, раскрываются причины возникновения церковного раскола задолго до XVII века. Один из главных героев книги – патриарх Никон, рассматривается его деятельность и значение в истории Русской Православной Церкви и судьбе России.
Старообрядчество : иллюстрированная энциклопедия / [авт. ст: иерей А. Панкратов и др.]. — 2-е изд., испр. и доп. — [Тверь] : Панагия, 2005. — 163, [4] с.
Издание всесторонне повествует об истории раскола, основах старой веры, особенностях старообрядческой святости, подвижниках благочестия, главных церковных Соборах, особенностях книжного дела, тонкостях старого обряда, облачениях, литургической утвари, староверческом купечестве и др.
Урушев, Д. А. Возьми крест свой : история старообрядчества в событиях и лицах / Дмитрий Урушев. — Барнаул : Фонд поддержки строительства Храма Покрова, 2009. — 296 с. — ISBN 978-5-901605-15-8
Книга посвящена самым ярким эпизодам и основным вехам истории старообрядчества. Рассказ об этом духовном движении начинается со времен появления христианства на Руси и доходит до наших дней. Читатель знакомится с портретами выдающихся исторических деятелей (протопоп Аввакум, боярыня Морозова и др.), с яркими рассказами о достопамятных событиях.
Книжная выставка «Русское старообрядчество: вехи истории и духовные основы», посвященная 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума располагается на 3-ем этаже Калужской областной научной библиотеки им. В.Г. Белинского. С ней можно ознакомиться до середины декабря.