«Первый профессионал книги»
16 августа 1876 г. в поселке Тарховка недалеко от Петербурга родился Иван Билибин. Яков Билибин, его отец, был главным врачом военно-морского госпиталя в Либаве (сегодня — Лиепая, Латвия). Варвара Билибина, мать художника, получила хорошее образование, после замужества занималась детьми: старшим Иваном и Александром.
В семье увлекались творчеством, особенно живописью.
«Я рос в интеллигентной семье с либеральным оттенком. С великим интересом ожидалась всегда передвижная выставка; что-то она даст в этом году? …Конечно, я заражался этим ожиданием от взрослых…Все имена художников были нам хорошо известны, как деревья своего собственного сада», вспоминал художник. Варвара Билибина хорошо играла на фортепиано, в молодости она училась у известного композитора Антона Рубинштейна. Бывало вечерами Билибины устраивали небольшие семейные концерты. К сожалению, из-за больной ноги будущий художник мало времени проводил на улице, не мог заниматься спортом, зато много читал и рисовал.
В 1888 году Иван Билибин стал учеником Первой Петербургской гимназии. Он хорошо учился, глубоко изучал литературу и историю, а лучшие оценки были по математике. Был награждён серебряной медалью «За успехи в точных науках». Особенно гимназистом гордился дядя, Николай Билибин (известный педагог и автор учебников по алгебре и геометрии).
Всё свободное время будущий художник посвящал рисованию: «Насколько я себя помню, я рисовал всегда». Любил изображать природу: ранние работы назывались «Домик в лесу», «Сосновый бор», «Пейзаж». В старших классах гимназии он захотел научиться разным техникам живописи, с 1895 года стал посещать Рисовальную школу Общества поощрения художеств (то время там преподавал известный живописец Ян Ционглинский).
«Это был прекрасный учитель… проповедовавший рыцарское преклонение перед Прекрасной Дамой — святым искусством. Все мы, те, кто у него учились, помним его пламенные афоризмы: «Кричите, свистите и рычите от восторга к искусству!» Или: «Помните, что художник не должен быть ни лакеем, ни обезьяной!», вспоминал Иван Билибин.
В 1896 году Иван Билибин окончил гимназию. Отец не одобрил идею профессионально заниматься живописью и поступить в Академию художеств. Яков Билибин считал, что так сын не сможет в будущем зарабатывать деньги и обеспечивать себя. Чтобы не портить отношения с семьей, Иван Билибин поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
Искусство в его жизни не отошло на второй план. После лекций Иван Билибин писал сказки и сам же их иллюстрировал Свои эскизы он показывал друзьям. В мемуарах «Жили-были» Ольга Яфа писала: «…Все гурьбой входили в гостиную, где наши гости принимались демонстрировать свои новые достижения: Иван Яковлевич показывал нам последние эскизы или читал новую сказку. В его сказках всегда говорилось о солнце, о весне, о светлых мечтах и о вдохновленных героях и все действующие лица носили необычайно красивые и фантастичные имена».
В мае 1898 года студент сдал экзамены за второй курс и уехал в свою первую самостоятельную поездку в Мюнхен, там он провёл лето. Иван ходил в музеи любоваться на полотна Рафаэля, Леонардо да Винчи и Рембранта, увлекся творчеством Арнольда Бёклина и Франца фон Штука — мастеров фантазийных сюжетов. Там он увлекся графикой и стал иллюстрировать книги, оформлять обложки журналов и даже создавать почтовые марки, которые, к сожалению, не уцелели.
Три месяца, проведенных в Германии Билибин занимался в частной художественной студии Антона Ашбе. «Там я впервые хлебнул вольного духа заграничных мастерских, заразился штуко- и беклиноманией и, совершенно опьянев от новой жизни, уныло вернулся осенью в Питер», вспоминал Билибин.
В сентябре 1898 года, сразу после своего возвращения, Иван Билибин поступил в Тенишевскую мастерскую Ильи Репина. Учился он каждый день кроме воскресенья: знаменитый живописец преподавал по принципам Высшего художественного училища. «Как же я доволен этой зимою! Так как и работаю же я! С утра до вечера занят своим любимым делом, даже среди ночи просыпаюсь и набрасываю темы для эскизов», писал Билибин. В это время Билибин редко ходил на лекции в университет и почти забросил учебу. Сдавал экзамены, появляясь только на сессиях.
«…Я увидел молодого, жизнерадостного, черноватого, с большой бородой для его лет студентика с курьезной подпрыгивающей походкой… Когда Репина не было в мастерской, то одним из первых застрельщиков по части острот, веселых разговоров и общих песенок за рисованием был Иван Яковлевич… работающий так, что как будто рисование у него между прочим; случалось, что болтал больше с Марией Чемберс-Билибиной (будущая жена), чем рисовал, а результаты же были неплохи в рисунке», вспоминал Владимир Левитский, художник-график.
Зимой 1898 года состоялась выставка Виктора Васнецова в Академии художеств, где главным экспонатом была только что законченная картина «Богатыри».
«Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и о чем тосковала моя душа». Под впечатлением от картины Билибин создал акварели к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» и «Царевне-лягушке». Работой молодого художника заинтересовались в Экспедиции заготовления государственных бумаг: ведомство планировало выпускать книгу русских народных сказок Билибину заказали иллюстрации. Срок выполнения — четыре года.
В 1900 году Иван Билибин окончил университет и получил диплом юриста, продолжая заниматься у Репина, а осенью Билибин стал вольнослушателем Высшего художественного училища при Академии. Он говорил о своем учителе: «Бывают художественные группы, грозди цветов, где каждый отдельный художник является отдельным цветком, но, чтобы иметь представление обо всей грозди, надо взять всю совокупность. Бывают и отдельные крупные цветки, говорящие сами о себе, и таким цветком был Репин». В это время он начинает сотрудничать с журналом «Мир искусства».
В 1902 году состоялась женитьба Ивана Билибина на Марии Чемберс. Она тоже была художницей и оформляла книги, они вместе занимались в репинской мастерской. В этом браке родилось двое детей.
Во время работы над иллюстрациями Билибин задумал судьбоносную поездку на Русский север. В лето 1902 года он поехал в Вологодскую и Архангельскую губернии. В своем эссе «Народное творчество Севера» художник писал: «Это — край бесконечных лесов и больших и спокойных рек, катящих свои воды на север». Иван Билибин повторил свою экспедицию в 1903 и 1904 году, но уже с заданием от «Русского музея» собрать для этнографической коллекции старинные вещи и национальную одежду. После этих поездок художник стал документально точно относиться к деталям — терема, костюмы теперь выписывались им с опорой на исторические книги. У художника появился свой уникальный стиль и почерк.
Под впечатлением от Севера он взялся за иллюстрации к былине «Вольга» и одновременно выполнял небольшие заказы от частных издательств, например, рисовал открытки с видами Архангельской губернии.
«И вот таким-то углом, где еще теплится, загасая, последняя искра древних русских укладов, и является наш Север. Для всякого русского исторического художника непосредственное ознакомление с Севером имеет громадное значение. Это — его Рим, это — главное место его специального художественного образования»
Иван Билибин, эссе «Остатки искусства в русской деревне».
В 1904 году Иван Билибин проиллюстрировал «Сказку о Царе Солтане» А.С. Пушкина. Художник работал медленно. Сначала он наносил на бумагу эскиз, потом, уже на кальке, дорабатывал все детали и переводил на ватман. Сложнее всего было провести скошенной кистью тонкие контуры фигур — за четкость линий друзья называли его «Иван — железная рука». Живописец Николай Радлов дал иллюстратору еще одну характеристику: «первый профессионал книги».
Иван Билибин выбирал цвета, исходя из особенности типографских станков, и продумывал толщину бумаги, поэтому после печати иллюстрации не теряли своего качества. Книга вышла в 1905 году и сразу же получила высокую оценку критиков: через несколько месяцев Русский музей Александра III приобрел оригиналы графического цикла.
Параллельно Иван Билибин оформлял обложки книг и журналов, рисовал открытки и афиши, разрабатывал новые шрифты и рекламные плакаты для акционерных обществ.
Художник поддержал революцию 1905 года, он рисовал карикатуры для сатирического журнала «Адская почта» и «Жупел». Самой известной стала «Осел» — художник изобразил осла с императорскими регалиями. Карикатура вызвала общественный резонанс, и вскоре журнал «Жупел» был закрыт. Гравер Анна Остроумова-Лебедева вспоминала: «К Билибину на квартиру явились жандармы и после тщательного обыска арестовали его… Редакция была разгромлена и весь материал увезен. Так кончил свои дни «Жупел», через несколько дней Билибина отпустили.
В 1907 году Иван Билибин занимался проектом декораций для Старинного театра. Художник оформил религиозную драму «Действо о Теофиле», события которой развивались в Средневековье.
Вскоре после премьеры он попадает в Дягилевскую антрепризу, для которой создавал дизайн костюмов к опере «Борис Годунов» Мусоргского. Эта постановка с Ф. Шаляпиным в главной роли на сцене парижской Гранд-Опера принесла славу не только певцу и Сергею Дягилеву, но и Билибину его стали знать как театрального художника.
В 1908 году Иван Билибин были созданы эскизы декораций к опере «Золотой петушок» Римского-Корсакова. Далее были заказы на постановки «Садко», «Руслан и Людмила». С 1910 года Билибин рисовал костюмы для танцовщицы Анны Павловой к балету «Дочь фараона».
«Имя Билибина достаточно говорит за себя. Фантастический характер оперы нашел в талантливом художнике действительно тонкого и смелого интерпретатора… Сочетание красок, ослепительная в самой мягкости своей их гамма, порождают впечатление редкой гармонии и переносят восхищенного зрителя в настоящее волшебное царство», писали в журнале «Обозрение театров» об опере «Руслан и Людмила» (1903).
Имея большую занятость в театре, Билибин продолжал иллюстрировать литературные произведения. В 1910 году Экспедиция заготовления государственных бумаг выпустила самое известное издание художника — «Сказку о золотом петушке».
Всю серию зарисовок сразу же приобрела Третьяковская галерея. При оформлении книги Иван Билибин использовал эскизы, сделанные им ранее для одноименной оперы. Яркие цвета, гротескные образы, тщательно проработанные детали — художник выдержал единый стиль на протяжении всего издания, главный акцент был на иллюстрациях: текст сказки был лишь в верхней части страниц.
Иван Билибин вел занятия по графике в школе Общества поощрения художеств, в которой в юношестве учился сам. Среди его учеников были начинающий иллюстратор Георгий Нарбут и будущий художник театра Константин Елисеев.
«Иван Яковлевич очень редко сам поправлял работы учеников. Но разбирал он их очень тщательно. От его внимания не ускользала ни одна необоснованно проведенная черточка. Он требовал лаконичной гармоничности рисунка…», вспоминала Ксения Воронец-Попова.
Одна из студенток, Рене О’Коннель, стала супругой Ивана Билибина: в 1912 году он развелся с Марией Чемберс и женился второй раз.
Меняется история страны, в феврале 1917 года свергается монархия, к власти пришло Временное правительство. Иван Билибин нарисовал эмблему Российской республики — официального символа власти, который использовался на денежных знаках и официальных бумагах. Он использовал изображение двуглавого орла времён Ивана III, только без атрибутов царской власти. За это эмблема получила прозвище «ощипанная курица». С 1992 года билибинский орел — символ Банка России.
После Февральской революции Иван Билибин стал членом Особого совещания по делам искусств при Временном правительстве, председателем которого был писатель Максим Горький.
Художник не принял социалистическую революцию и осенью 1917 года Иван Билибин вместе с женой спешно уехал из Петрограда на свою дачу в Крым.
«Смолистый запах сосен и можжевельника, скрипение цикад, горячие скалы, шум прибоя на этом самом глубоком по берегу Крыма месте моря и полное отсутствие людей», так Рене О’Коннель описывала это место, где они прожили до сентября 1919 года.
Вместе с отступающей белой армией зимой 1919 года Иван Билибин доехал до Новороссийска, художник решил эмигрировать, его жена Рене О’Коннель отказалась. 21 февраля 1920 года на пароходе «Саратов» Иван Билибин со своей ученицей Милой Чириковой и её сестрой отплыли из России на Кипр, события 1917 года их сблизили. Однако по пути распространился тиф, многие пассажиры заболели (в том числе Мила и Валентина Чириковы), и высадку запретили, вместо этого их отправили на карантин в египетский город Александрия, и далее — в палаточный лагерь для русских беженцев под Каиром.
Зиму 1920 года Иван Билибин провел в лагере. Беллетрист Александр Яблоновский в «Письмах эмигранта» описывал быт: «Я повторяю: это зрелище общей бедности уже никого из нас не удивляет, потому что такова жизнь в нашем лагере. Черной работой занимаются все… А вот известный художник И.Я. Билибин, засучивши рукава, в паре с полковником генерального штаба тащит на носилках дрова на кухню». Весной этого же года Билибин переехал в Каир, где открыл свою мастерскую и быстро разбогател: обеспеченные греки заказывали ему картины и росписи. Имя Иван Билибина было известно далеко за пределами страны, он довольно быстро смог получить крупный заказ. На эти средства он снял жилье в Каире, а Людмиле предложил работать с ним в качестве помощницы. Она два года провела в Египте и после отправилась в Европу, где ее ждали отец, брат и сестра.
«Я никогда не забуду того потрясающего впечатления, когда я впервые попал в старинные мусульманские кварталы Каира, с изумительными мечетями первых времен, с его рынками и его толпою. Мне казалось, что передо мной ожила одна из страниц «Тысяча и одной ночи», и не верилось, что все это существует в натуре»
Иван Билибин. «Автобиографические записки».
В феврале 1923 года в Каир приехала Александра Щекатихина-Потоцкая, бывшая ученица Билибина, очень талантливая художница, известная сегодня, как уникальный декоратор фарфора. Несмотря на то, что Щекатихина-Потоцкая жила за границей, она не потеряла связь с Россией и отправляла свои эскизы на Петроградский фарфоровый завод. Билибин и Шурочка Щекатихина-Потоцкая проводили много времени вместе и вскоре поженились.
В 1924 году пара переехала в Александрию. И уже через год они поселилась в Париже. Иван Билибин оформлял обложки эмигрантских изданий и рисовал афиши.
В 1929 году певица Мария Кузнецова-Бенуа заказала у Билибина эскизы декораций для оперы — она недавно основала «Частную парижскую оперу» и планировала провести сезон. За год художник оформил три постановки: «Сказку о царе Салтане», «Снегурочку» и «Сказание о невидимом граде Китеже». После премьер Иван Билибин пошли заказы от разных театров мира. В 1931 году он разработал декорации для балета Стравинского «Жар-птица», который ставили в Буэнос-Айресе, позже сотрудничал с чешскими театрами в Брно и Праге.
В 1933 году Иван Билибин выпустил иллюстрированное издание «Сказки о рыбаке и рыбке».
«Издание является желанным подарком для наших детей, особенно для тех (число их растет), которые уже совершенно офранцузились так, что и с русской поэзией их приходится знакомить во французском переводе», писал Александр Бенуа.
В 1936 году Билибин впервые взялся за иностранную литературу — оформил «Русалочку» Ханса Кристиана Андерсена. Это сразу заинтересовало зарубежных издателей: вскоре иллюстратор подписал контракты на выпуск французских и немецких народных сказок.
В Париже Билибин познакомился с Владимиром Потемкиным — советским дипломатом во Франции, они близко общались, и в 1935 году Иван Билибин получил заказ на роспись в здании посольства СССР. Потемкин предложил художнику вернуться на родину, и в сентябре 1936 года Билибин вместе с семьей приехал в Ленинград.
Иллюстратор стал профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры, параллельно Иван Билибин сотрудничал с театрами: он рисовал декорации для Театра оперы и балета им. Кирова и Театра драмы им. Пушкина. В 1937 году художник выпустил серию иллюстраций к роману Алексея Толстого «Петр I», спустя год — к «Песне про купца Калашникова».
Его персональная выставка должна была состояться в сентябре 1941 года в Ленинграде. Все изменила начавшаяся война. Эвакуироваться из города художник отказался: «Из осажденной крепости не бегут. Ее защищают». Иван Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года. Был похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище.
Источники (фото и иллюстрации): rusmuseum.ru, Фотобанк StylishBag, liveinternet.ru, veryimportantlot.com, arthive.ru