Книжно-иллюстративная выставка «Почтовый дилижанс» посвящена Всемирному дню почты, который отмечается ежегодно 9 октября. Свой официальный статус и название этот праздник получил во II пол. XX в. благодаря Конгрессу Всемирного союза почтовиков в Токио (1969 г.). Выбранная дата приурочена ко дню его основанию — 9 октября 1874 г. И, в отличие от обычных праздничных дат, этот день является лишь началом празднований, которые проходят в течение так называемой Международной недели письма. Сегодня международная почта говорит на 6800 языках своих клиентов из 192 стран.
О важности доставки сообщений человечество задумывалось еще в древние века. Какие только способы не были задействованы для этого, начиная от дыма костров и звуковых сигналов и заканчивая почтовыми голубями.
Но надежнее способа, чем передача весточки из рук в руки, человек так и не придумал. Судьба первых гонцов довольно часто была плачевна, так как первым почтальонам нередко приходилось расплачиваться за плохие вести даже собственной головой. Счастливчикам же за долгожданные известия часто доставались дорогостоящие награды.
Ключевым событием в развитии Почты России стало решение Петра I о создании почтового маршрута, соединяющего Москву с Архангельском. Организация работы почты была изложена в особом Указе и прописана до мелочей: регламент работы, содержание маршрута, подбор персонала, ответственность за перевозку, оснащение постоялых дворов и форма ямщиков.
Тревога и радость сопровождали приход почтальона во время Отечественной войны. В каждом доме, окопе, землянке с нетерпением ждали почтальона. И работники почты бесстрашно и самоотверженно спешили с письмами-треуголками, чтобы, несмотря на проливные дожди, палящее солнце, свист вражеских пуль, принести долгожданные весточки от родных.
Век виртуальных электронных способов общения, конечно, наложил отпечаток на работу почты, но не смог обесценить ее роль как в личной жизни граждан, так и в экономическом развитии страны. Всё также влюбленные ожидают дорогие сердцу послания и открытки, партнеры по бизнесу – особые грузы и заказные письма, увлеченные натуры – любимые газеты и журналы. И это не сможет заменить никакая электронная сеть.
От своевременно доставленной информации зависят человеческий судьбы, развитие экономики и бизнеса, ход исторических событий. На протяжении веков о людях, которые, несмотря на непогоду, самочувствие, настроение, спешат доставить весточку, сложены легенды и сказания. Их подвиг навсегда останется в истории, благодаря произведениям писателей, поэтов, художников.
В экспозицию выставки включены книги и журналы из фондов библиотеки об истории и современном состоянии почты, открытки, конверты, почтовые карточки и марки из частных собраний. В т.ч. часть почтовой корреспонденции посвящена недавно прошедшему празднованию 650-летия г. Калуги. Калужский объединенный музей-заповедник совместно с АО «Почта России» выпустили памятные открытки к юбилею Калуги. В преддверии праздничной даты, 5 августа, в почтовом отделении «Почта России» на площади Старый Торг состоялось торжественное специальное гашение почтовой марки «Калуга 650 лет».
Уникальным является и конверт «Ночные Волки» байк-шоу «Крах Вавилона» из личной коллекции одного из наших читателей.
В журнале «Наш современник» (2018, № 6), представленного на выставке, опубликована работа известного калужского автора Андрея Убогого «Словарь исчезнувших вещей», в которой, в частности, есть главы:
ПИСЬМА. Трудно даже представить, как много мы потеряли, расставшись с эпистолярной культурой. Человек, регулярно пишущий письма, и тот, кто живёт в мире SMS-сообщений, — это люди не просто разных поколений, но разного как бы состава души, разных групп крови, всё меньше, увы, совместимых друг с другом.
Что такое написать сообщение, мы теперь хорошо знаем. Это значит достать из кармана мобильник, пошлёпать пальцами по клавиатуре и за пять-десять секунд выдать послание, в котором ошибок будет, скорее всего, больше, чем слов; впрочем, грамматические ошибки сейчас признаются за некий как бы узаконенный телефонный жаргон.
А что такое сесть и написать обстоятельное письмо? Пусть даже и не любовное — помните, как писала Татьяна к Онегину? — нет, хотя бы письмо старинному другу, в котором ты делишься с ним новостями и мыслями. Даже если оставить в стороне совсем уж романтические атрибуты эпистолярной культуры — потрескивание свечи и поскрипывание гусиного пера, а затем прижимание к расплавленному сургучу перстня-печати, — но и вполне прозаическое и современное нам письмо всё же требует совершенно особого состояния души и ума. Склоняясь над бумажным листом и обдумывая фразы, ты неизбежно обращаешь свой внутренний взор на себя самого, чтоб увидеть, кто ты таков, как живёшь и что можешь сказать человеку, с которым долго не виделся?
Я уж не говорю о том чуде, что представляет собою живой человеческий почерк. От первых, беспомощных и умилительных детских каракулей до шедевров, созданных кистью и тушью каких-нибудь каллиграфов Китая, от вавилонских глиняных писем до новгородских берестяных грамот — какое великое разнообразие почерков помнит письменная история человечества!
====================================================
ПОЧТА. В главе о писчих перьях я написал, что их последним прибежищем была почта, где они тихо лежали в своих желобках рядом с высохшими чернильницами. Но ведь и сама почта — та, какую запомнил и я, и мои современники, — она тоже исчезла. Теперь почты иные, с иными картинками, звуками, надписями и содержимым, и, когда заходишь на них, то не испытываешь и десятой доли того, что, бывало, испытывал я, заходя за посылкой от бабушки.
Сам запах той почты уже был особенным. Он сложно смешивался из запахов растопленного на электроплитке сургуча, запаха фанерных посылочных ящиков и обёрточной грубой бумаги, и ещё запаха ворсистого верёвочного шпагата, мотки которого лежали на упаковочных столах.
Но всё равно перемещение посылок в пространстве (да и во времени) для меня остаётся чем-то загадочным. Как будто в той комнате, где исчезала посылка, был некий таинственный ход сквозь пространство и время, что-то вроде кротовьей норы, и не только посылка, но и живой человек, шагнув в эту комнату, мог телепортироваться из какого-нибудь Магадана в какой-нибудь Калининград.
Любое так называемое “почтовое отправление” путешествует из настоящего в будущее, чтобы там, где оно найдёт адресата, обратить его мысли и чувства к тому, кто ещё в прошлом послал ему эти слова или эти предметы, будучи совершенно уверенным в том, что связь между разными временами не только возможна, но и совершенно реальна.
Поддерживая инициативу Всемирного почтового союза о проведении «Недели письма» мы предлагаем нашим читателям вернуться к прекрасному эпистолярному жанру и поместить в имеющийся у нас на выставке почтовый ящик свои письма/заметки/записки с пожеланиями и предложениями о себе, о нас, для нас…
Для создания соответствующего настроения мы предлагаем более подробно познакомиться с частью глав «Словаря исчезнувших вещей» Андрея Убогого в журнале «Наш современник», помещенных нами в почтовый ящик. Сотрудники Информационно-библиографического центра гарантируют своевременную выемку и разбор поступившей корреспонденции и желают вам всего самого наилучшего!