165 лет назад, 22 августа 1858 года, родился один из самых творчески одаренных членов императорской фамилии великий князь Константин Константинович Романов. В историю русской культуры его имя вписано загадочными литерами К.Р. Уже зная, кто скрывается за этими буквами, современники расшифровывали аббревиатуру как «Князь-рыцарь». И были правы. Человек элитарной культуры, воспитанный среди роскоши дворцов Петербурга и его окрестностей, Константин Романов был воином, поэтом, педагогом и ученым. Впрочем, кем он только не был. Его дарований хватило бы на несколько жизней.
К.Р. — так подписывал свои произведения «августейший поэт» Константин Константинович Романов, внук Николая I, двоюродный дядя Николая II. Из псевдонима не делалось тайны: стихи предварялись портретами и статьями, а автор за свои сочинения удостоился звания почетного академика Императорской Академии наук, которую сам возглавлял на посту президента в течение 20 лет. Просто члену царствующего дома «не по чину» было профессионально заниматься поэзией, музыкой и актерским ремеслом. Скромные инициалы вместо царской фамилии подчеркивали, что поэзия — частное дело государственного человека.
Он служил мичманом на фрегате «Светлана» и принял участие в боевых действиях на Дунае во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, командовал ротой Измайловского полка, где под его покровительством был создан музыкально-литературный кружок. Принадлежа к царскому дому, будучи президентом Академии наук и главным начальником высших военно-учебных заведений, он своим призванием считал поэзию.
Первая книга «Стихотворения К.Р.» (1886 г.) в продажу не поступала, была разослана тем, кого поэт считал близким себе по духу (в том числе Фету, Майкову, Полонскому). Она вызвала стихотворные посвящения и отклики в письмах — восторженные и не всегда объективные. Поверив в свой талант, великий князь стал печатать все, что выходило из-под пера. Мелодичные строфы легко превращались в романсы. А музыку к ним писали такие мастера, как Чайковский, Рахманинов, Глазунов, Кюи, Направник, Ипполитов-Иванов, Гречанинов, Глиэр. Со временем задушевными вокальными миниатюрами стали семьдесят поэтических произведений Константина Константиновича. Сегодня мы вспомним некоторые из них.
Один только Чайковский вдохновился шестью поэтическими сочинениями К.Р. В сентябре 1886 года композитор получил от К.К. Романова книгу его стихотворений, которую сопровождала записка: «Быть может, которое-нибудь из них [стихов] покажется Вам подходящим для переложения на музыку». Спустя чуть больше года Петр Ильич сообщал: «Я написал недавно шесть романсов на тексты симпатичного и полного живого поэтического чувства поэта К.Р…».
А в июне 1888-го, получив экземпляр уже изданных романсов, поэт писал своему соавтору: «…все они мне весьма по душе. Но от второго романса на слова «Растворил я окно» я в совершенном восторге». Романсовый цикл, о котором идет речь, Чайковский посвятил автору текстов. А мы предлагаем вашему вниманию 2 романса из упомянутого сочинения.
Стихотворение «Задремали волны» было первым поэтическим опытом, пробой пера 21-летнего К.Р. Оно появилось в 1879 г. под влиянием весенних красот благодатной природы Крыма, где вместе с отцом и сестрой отдыхал молодой поэт.
Это восьмистишие было положено на музыку восемнадцатью композиторами! Но большую известность приобрело произведение Сергея Рахманинова. 22-летний композитор создает свое сочинение, работая штатным преподавателем теории музыки в Мариинском Училище дамского попечительства о бедных, которое готовило домашних учительниц. По воспоминаниям одной из воспитанниц, Рахманинов не любил преподавать и не скрывал этого, весьма рассеянно слушая ответы своих подопечных у доски. Его же ореол гениального молодого пианиста их явно пугал. Все же композитор интересовался музыкальной жизнью училища, успехами талантливых учениц, часто играл на открытых музыкальных вечерах, аккомпанируя хору, для которого и написал в 1895-1896 годах «Шесть хоров» для женских (или детских) голосов, куда вошло и сочинение на стихи Константина Романова.
Избранницей Константина Константиновича стала дочь принца Саксен-Альтенбургского Елизавета Августа Мария Агнесса. Их первая встреча произошла в Альтенбурге. На тот момент принцессе было 16. Хрупкая красавица произвела на великого князя сильное впечатление. Сохранились строки, которые он посвятил ей:
Взошла луна… Полуночь просияла,
И средь немой, волшебной тишины
Песнь соловья так сладко зазвучала,
С лазоревой пролившись вышины.
Ты полюбила, — я любим тобою,
Возможно, мне, о друг, тебя любить!
И ныне песнью я зальюсь такою,
Какую ты могла лишь вдохновить.
Помолвка молодых состоялась в Альтенбурге. А 3 года спустя супруги вновь приехали на родину Елизаветы Маврикиевны. Здесь и создал Константин Константинович свое стихотворение «После грозы», ставшее впоследствии замечательным романсом, которым мы завершим наш разговор о К.Р. и его поэзии в русской музыке.
Источник Фото великого князя К.К. Романова (К.Р.): https://proza.ru/