У Викентия Вересаева в собрании сочинений наличествует несколько подлинных школьных сочинений конца ХIХ начала ХХ веков. В одном из них есть такие слова: «Историческими личностями называются <…> личности, которые составляют следы в истории и двигают её вперёд и назад». «Двигал» ли Юрий Бондарев историю? Наверное, да. Русский советский писатель и сценарист, член Союза писателей СССР, общественный деятель, занимал различные должности в правлении СП СССР и СП РСФСР, с 1971 года — первый заместитель председателя правления Союза писателей РСФСР, входил в состав редколлегий многих литературных журналов, возглавлял различные общественные организации. С 1990 по 1994 год — председатель Союза писателей России. Участник Великой Отечественной войны. Капитан, командир батареи. Герой Социалистического Труда (1984). Кавалер двух орденов Ленина (1971, 1984), лауреат Ленинской (1972), двух Государственных премий СССР (1977, 1983), Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1975) и Государственной премии РФ имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова в области литературы и искусства (2014). Почётный гражданин города-героя Волгограда (2004).
Юрий Васильевич в романе «Выбор» написал: «Можно оставить след, но можно и наследить…». Среди подписантов Письма группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове есть и имя Бондарева. Что было лучшим тогда — остаться в тени и не лезть в травлю, или следовать за генеральной линией КПСС? Солженицын нобелевский лауреат, а Сахаров: «Все люди имеют право на жизнь, свободу и счастье», — уважаемый многими правозащитник и «совесть нации».
Бондарев депутат и заместитель председателя Совета Национальностей ВС СССР 11-го созыва (1984—1989) от Карачаево-Черкесской автономной области. Депутат съезда народных депутатов СССР (1989—1991). Делегат XIX Всесоюзной конференции КПСС (1988).
Бондарев на ХIХ партконференции сказал: «…Нам не нужно, чтобы мы, разрушая своё прошлое, тем самым добивали бы своё будущее. Человеку противопоказано быть подопытным кроликом, смиренно лежащим под лабораторным скальпелем истории. Мы, начав перестройку, хотим, чтобы нам открылась ещё не познанная прелесть природы, всего мира, событий, вещей, и хотим спасти народную культуру любой нации от несправедливого суда. Мы против того, чтобы наше общество стало толпой одиноких людей, добровольным узником коммерческой потребительской ловушки, обещающей роскошную жизнь чужой всепроникающей рекламой…»… Член правления (с 1967), секретарь правления (1971—1991), член бюро секретариата (1986—1991) и председатель правления Союза писателей (СП) России (декабрь 1990—1994).
Был председателем правления Российского добровольного общества любителей книги (1974—1979), членом редколлегии журнала «Наш современник» (вышел из редколлегии в знак протеста против публикации романа А. И. Солженицына «Октябрь Шестнадцатого»). Член Высшего творческого совета СП России (с 1994), почётный сопредседатель СП Подмосковья (с 1999). Член редколлегий журналов «Наше наследие», «Роман-газета», «Кубань» (с 1999), «Мир образования — образование в мире» (с 2001), газеты «Литературная ЕврАзия» (с 1999), Центрального совета движения «Духовное наследие». Академик Академии российской словесности (1996).
Юрий Бондарев принадлежит к числу писателей, в первооснове творчества которых лежит их собственный жизненный опыт и опыт целого поколения. Вся эволюция его творчества, от ранних до более зрелых повестей, представляет собой как бы постоянно углубляющееся самопознание этого поколения, стремление уловить развитие, глубинную взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего в своей судьбе. Писатель и офицер верит в правоту однажды избранных социалистических идеалов и в них находит ответы на вопросы, которые ставило перед ним его время. «Всякому разумному человеку дано думать, что жизнь его не праздный случайный подарок, а несет в себе великий земной смысл — воспитать собственную душу в борьбе за свободное существование, за очеловечивание человека во имя всемирной справедливости, выше которой ничего нет», — сказал Юрий Бондарев на одной из встреч с читателями. Большое значение в его творчестве занимает роман «Выбор» 1981 года, за который он получил Государственную премию СССР. В нём рассказывалось о семье столичного художника, который встречает друга юности, которого считали погибшим на фронте. Каждый из них оказывается перед необходимостью сделать нелегкий нравственный выбор: «<…> Как только человек заглянул в свою душу, он познал ад. <…> Люди никогда не узнают друг друга до дна, даже примерные супруги, прожив вместе общую жизнь».
Последнее произведение «Непротивление». В книге хорошо показан конфликт фронтовиков и тех — кто был в тылу. Конфликт честных, но запутавшихся ветеранов и приспособившихся к гражданским условиям уголовников — хозяев жизни. Персонажи представлены цельными, даже эпизодические, со своей индивидуальностью, характером. Особым достоинством книги являются описания: войны, переживаний главного персонажа, его воспоминаний, чувств. Когда Бондарев рисует своим словом природу, обстановку в квартире, людей встречающихся на пути главного героя — это написано ярко, точно, образно, достоверно. Здесь он художник слова. Но вопрос в другом. Если ты готов до конца бороться со злом, то есть ли та черта, через которую ты не готов переступать? А именно использовать методы зла для борьбы с ним? Ведь очень часто чтобы убить дракона, надо самому стать драконом.
«…жизнь — это не асфальтовая дорожка, по которой катишь колёсико» (роман «Юность командиров»).