Пока мы помним наших предков,
Связь поколений рвётся редко!
Пусть помнит сын, и знают внуки,
Про Род свой и дедов заслуги!
Преемственность поколений… Мы часто забываем своих предков, а если и помним, то только по фотографиям. А ведь о них нам могут напомнить и вещи, которые если не передаются, то просто остаются из года в год или из века в век в доме, переходя в руки наследников. Эти вещи сегодня можно увидеть, почувствовать особенности быта наших предков и соприкоснутся с обычаями и традициями русского народа.
В Сабуровщинской сельской библиотеке оформлен краеведческий уголок старинного быта «Родная старина». Создание уголка началось с нескольких вещей, которые принесли в библиотеку читатели, жители нашего села. Затем он пополнился экспонатами из школьного музея (Сабуровщинской сельской школы). Так совсем небольшая коллекция предметов русской старины превратилась в краеведческий уголок. Набралось не мало предметов (домашняя утварь, вышивка, кружево) и у каждого экспоната своя необычная история.
Кружево — это текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент и изображение образуются в результате переплетения нитей (шелковых, хлопчатобумажных, металлических и других). Безусловно, кружево — выдающееся явление русской народной культуры, волшебный мир невесомой изысканности и воздушности. Слово кружево имеет два значения: одно из них происходит от слова «окружать» — им определялись разные отделки в виде каймы на воротниках, подолах и рукавах; в другом значении этим словом называют узорное ажурное изделие — самостоятельный вид украшения одежды или предметов.
Вышивка — как вид искусства существует не одно поколение веков, радуя глаз и давая возможность модницам больше возможности для самовыражения через одежду. Ведь каждая вышитая вручную вещь поистине уникальна. История возникновения вышивки уходит корнями глубоко в древность. Наши предки, сшивая кожу, заметили, что можно это делать не просто прямыми линиями-стежками или волнообразными, но и другими видами. Например, можно использовать вышивку крестом.
Вышивка крестом — одна из самых распространенных техник для создания оберегов, ведь ее символ — крест — являлся знаковым изображением человека, при этом в зависимости от того, какая форма (геометрическая фигура, рисунок) выстраивалась из маленьких стежков, можно было понять, чего желала мастерица вышивальщица тому, кому предназначалась вышитая вещь.
Вышивка гладью – вид вышивки, в которой стежки наносятся на ткань, полностью заполняя гладь полотна. В этой вышивке применяются различные виды швов и приёмов.
Вышитые дорожки – дорожки вышивались крестом или гладью, и были украшением предметов дома. Вдоль длинной стороны дорожки необходимо повторить мотив несколько раз и вышить угловой узор симметрично относительно середины вдоль нижнего и верхнего края дорожки. Так же в вышитых дорожках применялась техника Ришелье— это ажурная вышивка, которая создается путем обметывания контура рисунка специальным швом, при этом промежутки узора вырезаются, благодаря чему получается красивое кружево.
Вышитые наволочки
Рушник— свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.
В старину не найти было ни одного дома на Руси без рушников — самобытных полотенец, в украшениях которых использовались традиции глубокой древности. Рушник – главный оберег человека от рождения до смерти. Рушники использовались не только в прямом назначении как полотенце (тогда их называли утиральником и украшали его скромной вышивкой), ими украшали дом.
Рушники использовали в свадебных, родильно-крестильных и погребально-поминальных обрядах. Самое достойное место они занимали на свадьбе: входили в приданое невесты (девочки начинали вышивать еще в детстве, так как по обычаю их в приданом должно было быть не менее 100 штук). Молодая дарила их сватам, родным жениха, их повязывали через плечо важнейшим участникам свадьбы. Рушники постилали как подножник, на который становились в церкви молодые во время венчания.
Вышивка — главное украшение рушника. Она отражала художественные вкусы и представления людей. Представление о жизни и окружающей природе. Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, которые подчёркивали край изделия. Считалось, что такой орнамент (по краю) выполнял функцию оберега. Традиционный рушник вышит крестом, в вышивке крестик наполнял изделие силой оберегающей. Вышитые символы хорошо впитывали молитву. В красочных орнаментах, украшавших полотенца и подзоры, вышивались изображения фантастических зверей, птиц, растений.
Вышивка полотенец являлась делом ответственным и кропотливым, так как для наших предков они играли наибольшую роль, нежели для нас. С того момента, как молодая жена переступала порог дома своего мужа, в семье пользовались только полотенцами, сделанными руками новой хозяйки. Кроме того, они являлись неотъемлемым атрибутом свадебного торжества, на них ставили иконы и покрывали красный угол в избах. Эту крайне ответственную работу доверяли лишь самым искусным мастерицам, чье умение было просто поразительным.
Язык вышивки – это своего рода система письма, где бумагу заменяет — холст, а чернила — нить. Через старинные узоры вышивки на рушниках обращается к нам мудрость поколений.
Значение вышитых узоров. Для вышивания бралось лучшее, тонкое, самое белое полотно, покупались дорогие красные нити, а черные нити были редкостью, и их было трудно производить.
Преобладающий красный и черный цвета в вышивке рушника тоже не случаен.
Красный — цвет солнца, тепла и красоты, крови (жизненная Сила). Чёрный – символ богатства, чернозем, Земля.
Деревянная (настольная) подставка – для валика (подушки), плетение кружева на коклюшках.
Утюг угольный — изготавливался полым с боковыми дырочками (для вентиляции, чтобы угли лучше грели). Раскаленные угли (как правило, березовые) помещали внутрь корпуса, у которого было двойное дно (для удобства чистки от золы), и закрывали крышкой. Удобство такой конструкции было относительным. Утюгом нужно было постоянно размахивать, усиливая вентиляцию.
Чугунок— горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента — ухватa, представляющего собою разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке.
Крышка к чугунку— это посуда, предназначенная для использования в русской печи. Сверху чугунок накрывался крышкой, которая была в виде сковороды без ручки, для того, чтобы меньше испарялась влага из приготавливаемой пищи, таким образом пища томилась, и тепло сохранялось долго. Ещё крышка предохраняла пищу от попадания в еду углей, потому что когда дрова горят, то они трещат и «стреляют» горящими углями.
Кринка (Махотка) – горшок для молока, кваса и.т.д. Кринка (Махотка) похожа на широкий глиняный кувшин без ручки и крышки.
Горшок глиняный- широкое распространение в России, начиная с 17 века, получила посуда из глины, а основной утварью для приготовления пищи стал горшок. Само слово «горшок» является производным от слова «горн» — «плавильная печь». И были они двух видов: для приготовления пищи (печные горшки) и для хранения пищи (молока, ягод, круп).
Кувшин — предмет посуды, используется людьми на протяжении многих веков как в быту, так и в других сферах жизни. Чаще всего он служит емкостью для напитков, реже — для растительного масла и других продуктов.
Сито – приспособление для просеивания муки, представляющее собой круглую коробку с невысокими стенками – ободом (обечайкой) и сетчатым дном. В старину обечайка изготавливалась из осины или луба, сшивалась лыком. Сетка ткалась из конского волоса, с очень мелкими ячейками.
Веретено— приспособление для прядения пряжи, при помощи которого производится скручивание и наматывание нитей, вытянутых из пучка волокон.
Гребень – прямоугольная деревянная лопасть с длинными зубьями, на ножке; часто приспособления для ручного прядения. Гребень – предназначался для расчесывания льняной или шерстяной кудели при подготовке её к прядению.
Рубель — предмет домашнего обиходадеревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья, накатки кож. Предмет домашнего обихода использовался для выколачивания и глажения белья. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем.
Ножницы — при слове «ножницы» у каждого возникнет ассоциация, но этот инструмент настолько разнообразен по назначению, что и ассоциироваться у каждого будет со своим ремеслом.
Портной представит ножницы портного или закройщика. Они большие, с длинными мощными лезвиями. Рукодельница, вышивальщица увидит маленькие ножницы с очень острыми концами. Есть ножницы по металлу и ювелирные, также ножницами пользуются овчары — для стрижки овец.
Рукомойник, умывальник – висячий сосуд для умывания с носиком, как у чайника, нагибаемый при умывании. Сами слова, рукомойник, умывальник, уже говорят о предназначении данных предметов домашнего обихода: для умывания и мытья рук. Рядом с печью обязательно висели полотенце (рукотёрник или рушник).
Зеркало — стекло с гладкой поверхностью, предназначенное для отражения света. В прошлые времена зеркало относилось к предметам особой роскоши, и было доступно только обеспеченным семьям. История зеркала занимательна и интересна. В ней много мистики, легенд. Зеркало почти три века оставалось очень редким и дорогим товаром. С зеркалом связаны многие традиции и обряды. Например, как же обойтись во время святочных гаданий без зеркала.
Деревянная кошелка для бруска— кошелка для бруска, одевалась поверх рубахи на пояс. Брусочные кошелки плели из бересты, долбили из целого куска дерева, собирали из отдельных клепок-дощечек, делали из жести. На дно каждого из них наливали воду, благодаря которой брусок постоянно увлажнялся, обеспечивая хорошее качество заточки косы.
Серп — округленное ручное сельскохозяйственное орудие, жатвенный нож с насечкой (зазубринами). Обычно используется для уборки зерновых культур, жатвы хлебов и резки трав.
Ручная пила— плотницкий и столярный инструмент, предназначенный для распиловки древесины. Пилы по конструкции бывают нескольких видов.
Лучковая пила — состоит из лучка и натянутого в нём пильного полотна. Лучок состоит из двух стоек, распорки, двух ручек, натяжной тетивы и закрутки. Вместо закрутки может применяться винт с гайкой, соединённые металлической (проволочной) тетивой. Выкружные лучковые пилы предназначены для пиления по кривым линиям.
Рубанок—ручной деревообрабатывающий инструмент для строгания. Рубанки используются для придания поверхностям деревянных деталей нужной шероховатости, прямолинейности, плоскостности, формы, уменьшения размеров деталей, а также для создания в деталях протяжённых выемок различной формы.
Молоток — небольшой ударный ручной инструмент, применяемый для забивания гвоздей, разбивания предметов и других работ. Молоток — один из древнейших инструментов, используемых человеком.
Мотыга — Орудие труда.
Ручное сельскохозяйственное орудие для рыхления земли. Другие названия: мотыка, тяпка, цапка, сапка, сапа, также кетмень. Состоит из деревянной рукоятки и поперечно расположенного к ней металлического полотна рабочей части. Мотыга может быть выполнена из тонкого листа металла или быть более прочным и тяжёлым инструментом. Рабочая часть может быть узкой или широкой, плоской, изогнутой или лопатообразной. Также лезвийная часть бывает плоской или выпуклой. Лёгкая мотыга применяется для рыхления земли и прополки сорняков.
Приобщение к народным традициям, к истокам культуры важно для сохранения исторической памяти поколений, для неразрывной связи времён, для воспитания самоуважения и достоинства в каждом человеке. Передача из поколения в поколение духовного наследия предков служит сохранению и возрождению национальных традиций.
Экспонаты уголка «Родная старина» часто используются в проведении мероприятий, экскурсий, связанных с изучением традиций, обычаев, обрядов народных и православных праздников, которые проводятся в библиотеке.
Музеев в мире нам не счесть!
Музеев в мире много есть
А мы создали свой музей,
Музей чудеснейших вещей.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.