26 октября исполняется 135 лет со дня рождения известного калужского этнографа и искусствоведа Шереметевой Марии Евгеньевны.
Знакомство с традиционной народной культурой Калужского края невозможно без обращения к творческому наследию Марии Евгеньевны Шереметевой (урожденной Скоробогач).
В 1909 году Мария Евгеньевна Шереметева окончила Петербургский педагогический институт (историко-словесное отделение), а в 1910 году прошла стажировку по истории искусства в Оксфордском университете. В 1911-1913 годах работала учительницей под Петербургом и в Москве.
С 1919 года Мария Евгеньевна Шереметева связала свою судьбу и научную деятельность с Калужским краем. С 1921 по 1942 гг. она являлась старшим научным сотрудником Калужского краеведческого музея, принимала участие во всех научных экспедициях, собирала материалы по народному творчеству. На заседаниях Калужского общества истории и древностей выступала с научными докладами о состоянии архитектурных памятников, об экономических, краеведческих и этнографических особенностях Калужского края. В 1928 году была награждена Серебряной медалью Русского Географического общества за этнографическое изучение Калужского края и избрана действительным членом Общества.
В 1920-1930-е годы Мария Евгеньевна, объездив множество уголков региона, собрала для Краеведческого музея огромную коллекцию предметов традиционной культуры Калужского края (элементов крестьянского костюма, вышивки, набойки, фотографий кустарных промыслов).
В Калужском краеведческом музее Мария Евгеньевна работала и в годы Великой Отечественной войны, оставаясь в оккупированной Калуге. На нее и В. И. Извекова, тогдашнего заведующего историческим отделом, легла вся ответственность за сохранность музейных предметов в течение 78 дней оккупации города, когда в здании музея располагался штаб, а затем комендатура фашистской армии. Приказом от 23 августа 1942 года они необоснованно обвинялись «в неприятии мер по эвакуации музейных ценностей». С 16 декабря 1942 года М. Е. Шереметева была уволена из музея и восстановлена только 5 сентября 1944 года. Вероятно, по этой причине в этот период ей пришлось работать на фабрике «Игрушка», занимаясь раскраской деревянных изделий. После восстановления, в музее она проработала до 15 мая 1945 года, затем — в Доме народного творчества и в областном лекционном бюро. В 1947 году стала научным сотрудником Калужского областного художественного музея, занималась систематическим изучением фольклора, этнографии и народного искусства.
Марии Евгеньевны Шереметевой не стало 5 апреля 1963 года, похоронена она на Пятницком кладбище г. Калуги, но место её могилы неизвестно.
Издано более двух десятков масштабных научных работ М. Е. Шереметевой и множество публикаций.
Научные труды М. Е. Шереметевой, написанные на основании кропотливого изучения калужского быта в этнографических экспедициях, посвящены изучению народного костюма и истории развития всех элементов одежды («Женская одежда в бывшем Перемышльском уезде Калужской губернии», «Крестьянская одежда калужской Гамаюнщины»), углежжению («Углежжение в Калужском районе»), изготовлению набоечной ткани, которая широко использовалась в городской и крестьянской среде в повседневной жизни («Производство набойки в Перемышльском уезде», «Набивание холста в Калужском крае»), благодаря М. Е. Шереметевой, сохранились образцы этой ткани и образцы технологий её выполнения. Совместно с Н. А. Шереметевым она написала брошюру «Самопрялочный промысел в Пятовском кустарном районе».
Отголоскам языческого аграрного культа на калужской земле посвящены труды «Земледельческий обряд – «закликание весны» в Калужском крае» и «Хлеб и обрядовое печенье в бывшем Перемышльском уезде Калужской губернии». Красочно описано народное зрелищное искусство – скоморошество в работе «Вожаки медведей в Калуге». Исторические корни обычая связаны с верой в исцеляющую силу медведя. В древности существовал культ медведя, сохранивший отголоски в русском фольклоре. Яркое изложение элементов масленицы, таких, как изготовление кукол, забавы ряженых, катание, хороводы, игра с конем — в работе «Масленица в Калужском крае».
Локальные традиции свадебного действа описаны М. Е. Шереметевой в книге «Свадьба в Гамаюнщине Калужского уезда». Для этой публикации 13 мелодий к текстам были записаны с голоса крестьянок Н. П. Раковым, ряд фотоснимков сделал известный калужский фотограф Н. В. Ченцов. Предпринятая М. Е. Шереметевой попытка комплексного изучения как материальной (жилище, утварь, одежда, украшения), так и духовной культуры (обряды, предания, фольклор) населения Гамаюнщины (группа деревень, расположенных на правом берегу Оки, около Калуги), позволила ей поставить вопрос об этом районе как об отдельной этнической группе русского народа.
Одна из её последних работ «Тарусская артель вышивальщиц» повествует об истории создания и деятельности артели, известной теперь как Тарусская фабрика художественной вышивки.
Заслугой М. Е. Шереметевой является и систематическая информация в журнале «Этнография» о работе Калужского общества истории и древностей.
Научное наследие Марии Евгеньевны Шереметевой бесценно и является научной базой для исследования народного искусства и этнографии Калужского края.