Краеведческо-информационный отдел библиотеки им. В.Г. Белинского подготовил выставку снеговиков – неизменных спутников Нового года и Рождества.
Слово снеговик («schneeman») возникло в немецком языке. В переводе на русский язык означает «снежный человек, мужчина». Но первые европейские снеговики были далеко не дружелюбными, их делали больших размеров в виде снежных монстров. Жители европейских стран, не привычные к суровым зимам, тяжело переносили сильные морозы и вьюги.
Поэтому снеговик был символом суровой зимы, которая приносит неприятности, а порой угрозу здоровью и жизни человека. Именно тогда под влиянием христианства, видевшего в снеговиках языческих рукотворных идолов, в Европе появились поверья, согласно которым снеговики представляют реальную угрозу для людей:
— нельзя было лепить снежные фигуры в полнолуние, это могло спровоцировать ночные страхи, страшные сны и неприятности в жизни;
— неудача будет преследовать, если смотреть на снеговика поздно вечером из-за занавески окна;
— дурной знак, если ночью по пути встретится снеговик, его старались обходить стороной;
— нельзя было лепить фигуры около церквей, в местах казни и на кладбище.
На Руси снеговиков лепили с древних языческих времен и почитали как духов зимы. К ним, как и к Морозу, относились с должным уважением и обращались с просьбами о помощи и уменьшении длительности лютых морозов. В отличие от европейских мрачных представлений, на Руси считали, что раз снег падает с неба, значит и снежная фигура послана небом. Снежная баба всегда была персонажем исключительно положительным! В Европе фигуры были исключительно мужского рода, а на Руси наши предки верили, что управляют зимними природными явлениями (вьюгами, метелями, снегами) женские духи. Поэтому, чтобы показать им своё почтение, лепили снежных баб. Не зря существуют выражения «зима-матушка», но «мороз-батюшка». А месяц январь в некоторых местностях так и называли – «снеговик».
С первым снегом во дворах лепили не одну снежную фигуру, а три. Одна отвечала за снежную, мягкую зиму, другая – за будущий урожай. У третьей, самой маленькой, было имя – Крышна, от слова крыша, она отвечала за счастье в доме.
Лишь в 19-м веке, когда страх перед морозами несколько ослаб, снеговики научились улыбаться и стали веселыми атрибутами Нового года и Рождества. Их стали считать хозяевами дворов и ставили рядом с домами, щедро украшали гирляндами и домашней утварью, укутывали в шарфы, а в руки вручали ветвистые метлы. В деталях их «одеяния» угадывается мистический характер:
— нос из морковки – просьба к духам, чтобы послали хороший урожай;
— старое ведро на голове – сулило семье достаток и богатство в доме;
— метла вручалась снеговикам, чтобы разгонять ветра, крепкие морозы и заметать снег во двор: тогда земля будет лучше рожать. Снеговики должны были заботиться о хорошей погоде;
— угольки и старый домашний хлам в качестве деталей лица – символы избавления от прошлого;
— «бусы» из головок чеснока (румынский обычай) способны были защитить семью от болезней и злых сил.
Все вещи, которые использовались при лепке снеговика, переходили в его «собственность», — назад их никогда не забирали.
После того, как снеговики «подобрели», их мистические свойства начали восприниматься иначе. Появилось поверье, что снеговики – это ангелы, и что им под силу передавать Богу молитвы и просьбы людей. Поэтому, слепив маленького снеговика, можно нашептать ему на ушко свое самое сокровенное желание и ждать весны. И как только зимнее чудо растает, желание вознесется на Небеса и обязательно исполнится.
Выставка снеговиков открыта с 20 декабря до 25 января, расположена на третьем этаже библиотеки в аванзале.
С наступающим Новым годом и Рождеством!