Узел сопротивления фашистов простирался по окраине и в глубину леса от деревни Шиловка до хутора Моисеевский. Это была по сути дела их вторая позиция после прорыва фронта советскими войсками в районе города Киров, где он находился в одном месте в течение 19-ти месяцев. Эта позиция проходила по лесному массиву, который гитлеровцы считали естественным препятствием и который можно укрепить меньшим количеством оборонительных сооружений. Поэтому они укрепили его только с флангов – со стороны д. Григорьевка (Паршовка) и со стороны д. Шиловка. Первая позиция проходила через д. Воронцово-с. Закрутое-д. Крайчики. Узел укреплений в Моисеевском лесу прикрывал дороги Закрутое-Мокрое и Крайчики-Мокрое.
На этом направлении боевых действий трудно было использовать механизированные средства и танки. Поэтому выполнение боевой задачи легло на плечи пехотинцев и авиации.
Летчики 15, 16, 17, 24 гвардейского и 615 Чкаловского ночных авиабомбардировочных полков 213-й авиадивизии бомбили, а в основном выживали фашистов из лесных укреплений в течение нескольких ночей до начала нового периода наступления Западного фронта. Совсем недавно, в начале августа 213 НБАД перебазировалась на аэродром в н.п. Изборово, Мещовского района.
Вечером 24 августа вышел боевой приказ по 17-му ночному бомбардировочному авиаполку. В ночь на 25.08.43 г. бомбардировочными действиями одиночных самолетов и обстрелом из пулеметов уничтожили скопление войск, техники и штаб противника в пункте Шиловка (что 9 км. севернее ст. Бетлица, западнее г. Киров).
Фашистская зенитная батарея была установлена в районе Березовка-Свиридовка, скрытая с трех сторон крупным высоким ольшаником, с учетом боевых действий против одиночных самолетов У-2. Огнём этой батареи и был сбит в своем последнем бою самолет-разведчик с экипажем в составе летчика младшего лейтенанта Сорокина Виктора Александровича и штурмана сержанта Шульги Василия Федоровича, которые погибли 27 августа 1943 года в районе д. Березовка.
Но имена погибших летчиков долгое время оставались неизвестными. Кто они, где остались их родные, знают ли они об их гибели? Все это оставалось загадкой. Шло время. В Березовке никого не осталось: старики умерли, молодые разъехались. Осела могила, сгнила ограда.
Тогда за поиски родственников погибших летчиков взялись следопыты Мокровской средней школы под руководством учителя Кабанова Михаила Ивановича. Это была уже не первая их операция. Но здесь предстояло трудное дело. Ни имен, ни точной даты гибели летчиков ребята не знали. Были опрошены все оставшиеся в живых жители Березовки, жившие теперь в других деревнях и селах; разослали письма живущим в городах. После длительной переписки с помощью бывших учеников Мокровской средней школы И.Я. Родичева и И.Я. Володенкова удалось выяснить, что в могиле у д. Березовка были захоронены командир звена 17 ночного бомбардировочного авиационного полка 213 ночной бомбардировочной авиационной дивизии, младший лейтенант СОРОКИН Виктор Александрович, 1917 года рождения, уроженец села Новые Березники, Дальне-Константиновского района, Горьковской области и штурман (стрелок-бомбардир) 17 ночного бомбардировочного авиационного полка 213 ночной бомбардировочной авиационной дивизии, старший сержант ШУЛЬГА Василий Федорович, 1922 года рождения, уроженец села Старая Збруевка, Голопристанского района, Херсонской области.
Это стало известно на основании данных, сохранившихся в архивах Советской Армии. Но остался ли кто из родственников Сорокина и Шульги? Это было опять неизвестно.
«Не вернулся с боевого задания, местонахождение неизвестно…» как долго эти строчки шли бок о бок с судьбами летчиков-героев. Где-то далеко их родственники пытались узнать место захоронения летчиков, а может и надеялись, что они еще живы.
И снова длительные поиски, напряженная переписка. Первой откликнулась сестра командира Клавдия Александровна Сорокина, проживающая в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). Родители Виктора — Анастасия Ивановна и Александр Петрович умерли в 1959 году. Клавдия Александровна сообщила подробные данные о своем брате. Через некоторое время пришел ответ и от сестры штурмана. Мария Федоровна Дывыдович, проживающая в городе Херсоне сообщила, что очень долго семья штурмана ничего не знала о его судьбе.
И вот теперь, через много лет, родственники погибших узнали о месте захоронения. Сестры погибших прислали чудом сохранившиеся фотографии своих братьев, сделанные еще до войны во время учебы в авиационных училищах. С потрескавшихся от времени, пожелтевших фотографий на нас глядят молодые лица двух парней, отдавших свои жизни в далеком 1943 году и похороненных на нашей Куйбышевской земле. Время не властно над памятью людей… На информационных ресурсах сети Интернет удалось обнаружить документы описывающие боевой путь 17 нбап, документы о награждении летчика Сорокина В.А., документы подтверждающие гибель Сорокина и Шульги и место их последнего боя. Вот, что удалось узнать о судьбе двух летчиков:
СОРОКИН ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ – командир звена ночных бомбардировщиков 17 ночного бомбардировочного авиационного полка, 213 ночной бомбардировочной авиационной дивизии, младший лейтенант, кандидат в члены ВКПб, родился в 1917 году в селе Новые Березники, Дальне-Константиновского района, Горьковской области. После окончания десятилетней Школы Крестьянской Молодежи (ШКМ) работал учителем начальных классов, а затем и директором начальной школы. Затем был призван в Красную Армию и перед войной закончил летное училище в г. Ельце. Получил назначение в г. Магнитогорск согласно приказу НКО № 0047 от 09 июля 1941 года, откуда и убыл на фронт. В боевых действиях участвовал с 1 октября 1942 года в должности летчика, затем и командира звена. С 1 октября 1942 года по 18 марта 1943 года произвел боевых вылетов – 96, сбросил на укрепленные пункты противника – 564 шт. = 12909 кг. авиабомб, боевой ночной налет составил 164 часа. За отличное выполнение боевых заданий 30 апреля 1943 года награжден орденом «Красная Звезда». И снова суровые военные будни… Ночные вылеты, изучение матчасти, учебные занятия, полеты на связь. В августе дивизия перебазировалась в район д. Изборово Мещовского района Калужской области, что позволило совершать ночные полеты в район городов Ельня и Дорогобуж. Особенно отличился экипаж мл. лейтенанта Сорокина в боях на Спас-Деменском направлении. За образцовые боевые действия командир звена мл. лейтенант Сорокин В.А. представлен к награждению орденом «Отечественная Война II степени», получить который он уже не успел…
Согласно воспоминаниям однополчан В.А. Сорокина, уже над целью самолет У-2 был схвачен сразу восьмью прожекторами. Сбросить САБы (светящиеся авиабомбы) чтобы ослепить прожектористов экипаж не успел. Один из снарядов попал в сердце самолета – мотор. Очевидцы последнего боя описывают, что видели горящий самолет, который упал на землю около д. Березовка, что в 7 км. от д. Воронцово. Это был 142-й боевой вылет летчика Сорокина В.А.
ШУЛЬГА ВАСИЛИЙ ФЕДОРОВИЧ — штурман (стрелок-бомбардир) 17 ночного бомбардировочного авиационного полка 213 ночной бомбардировочной авиационной дивизии, старший сержант, комсомолец, родился в 1922 году, в селе Старая Збруевка Голопристанского района Херсонской области. В 1940 году он окончил 10 классов и поступил в Мелитопольское авиационное училище. Окончив его, был призван на фронт. Последнее письмо от него родственники получили 19 июля 1941 года, а уже в августе родное село Василия Шульги захватили фашисты. Оккупация продлилась до 5 ноября 1943 года, а на следующий день мать Василия погибла при бомбежке. В конце года пришло извещение, в котором сообщалось, что ст. сержант Василий Федорович Шульга, стрелок-бомбардир 17 нбап, погиб в воздухе, место захоронения его не известно. В воспоминаниях Петра Порфирьевича Явкуна, командира эскадрильи в которой служил экипаж самолета У-2 Сорокина и Шульги следует, что штурман (стрелок-бомбардир) Шульга В.Ф. в полку служил недавно, считался молодым штурманом, возможно это был его один из первых боевых вылетов, ставший последним.
Быстро летят годы, поколения сменяют поколения. В тихом сквере в центре села Мокрое установлен памятник летчикам, погибшим над д. Березовка в августе 1943 года. Памятник мл. лейтенанту Сорокину В.А. и ст. сержанту Шульге В.Ф., двум простым парням которые останутся вечно молодыми.
Зарубцевались наши раны.
От них остался только след,
Но до сих пор мы четко помним
Всех тех, кого давно уж нет.
Мы помним всех, кто пал в сраженьях,
Друзей, погибших, фронтовых.
Они все это время с нами,
Они живут среди живых.
Ранним утром 11 июля 1942 года эскадрильям 42 истребительного авиационного полка была поставлена боевая задача: «Вылететь на прикрытие наземных войск в районе Жиздра-Людиново». Прикрывать значит не допустить для атаки позиций пехотинцев в первую очередь бомбардировщиков врага, заставить их отказаться от своих помыслов или уничтожить их. А сказать к слову, уничтожать было чем. С марта месяца 1942 года на Брянском фронте в полку производились войсковые испытания ЛаГГ-3 с 37-мм пушками Ш-37. В первом же бою два звена (8 самолетов) сбили из пушек три немецких бомбардировщика. Противник, узнав о появлении столь мощного оружия, буквально начал охоту за полком. В мае месяце полк даже был временно передислоцирован в Подмосковье.
Истребитель ЛаГГ-3 в 1942 году уже не считался хорошей машиной: тяжелый, оборудованный не самым мощным двигателем, собранный в условиях военного времени с отступлениями от технологических норм, он только в руках опытнейших воинов был грозной машиной. Но именно такими были летчики 42 ИАП, счет сбитым немецким стервятникам рос из дня в день. Правда росли потери и среди летчиков полка.
Одним из летчиков, вылетевших в этот день на задание, был заместитель командира эскадрильи лейтенант Герман Васильевич Пискарев. Герман Пискарев родился в Саратове 27 мая 1916 года. Кроме него в семье было три брата и две сестры. Все четверо братьев и сестра Валентина мечтали стать военными летчиками. Прекрасно подготовленные молодые люди добились своего. После окончания летных училищ они были отправлены на фронт в авиационные полки. Так уж сложилась их судьба, что увидеться друг с другом после Победы им не довелось, в живых осталась только Валентина.
Историю последнего боя Германа Васильевича точно установить невозможно. Скупые строчки донесения о потерях сообщают, что зам. комэска, коммунист лейтенант Пискарев «Не вернулся с боевого задания 11.07.1942 на самолете ЛаГГ-3 в р-не Буда Монастырская».
Буда-Монастырская — деревня в Думиничском районе Калужской области. Деревня образовалась в 60-х гг. XVII века. До 1764 принадлежала Дорогошанскому монастырю (с. Зимницы), отсюда название Буда-Монастырская. С 1929 центр Большевистского сельсовета (до 1954 г.). После коллективизации в Буде-Монастырской образовался колхоз «Красный пахарь». В деревне было две школы: начальная и десятилетка. До войны в Буде было 300—270 дворов. Немцы оккупировали деревню в начале октября 1941 года. Освобождена Буда-Монастырская была 9 июля 1942 года.
Подбитый ЛаГГ-3 быстро терял высоту. Под крылом сплошным зеленым ковром расстилался лес. И вот вдалеке мелькнуло ровное поле в излучине двух рек. Знал бы лейтенант, что, потеряв ориентиры, он на израненном самолете углубился почти на 50 километров вглубь территории, занятой фашистами. Посадив машину, Герман Пискарев увидел, как из расположенной неподалеку деревни Ямное в направлении к самолету бегут фашистские солдаты. Можно было попытаться уйти, рядом река с заросшими берегами, островки леса, но в самолете секретное оружие, авиационная пушка к онструкторского бюро ОКБ-15 под руководством Б.Г. Шпитального, калибра 37 мм Ш-37, один снаряд которой, при удачном попадании выводил из строя любой самолет, оборудование и прицельные приспособления к ней. И они не должны были достаться врагу.
О том, как погиб мужественный летчик, ходит много легенд. Вот так описывает подвиг героя в своем очерке «Последний полет летчика Пискарева» журналист Николай Худяков:
«Из приподнятого стеклянного колпака кабины на крыло вывалился летчик. Сдернув с головы кожаный шлем, он оглянулся вокруг и увидел бегущую толпу немцев. Спрыгнул на землю и, нагнувшись, что-то повернул под центропланом истребителя. Затем летчик достал пачку папирос, закурил и снова забрался на покосившееся крыло, прошел по нему и скрылся в кабине. Когда немцам оставалось до истребителя метров тридцать, летчик что-то бросил под центроплан самолета. С оглушительным воем вспыхнуло желтое пламя, вмиг охватившее краснозвездную машину, из которой раздался хлопок, пистолетный хлопок. Мужественный советский летчик-истребитель в плен решил не сдаваться…
Очевидцы гибели летчика вспоминают, что он был очень спокоен, стоя у самолета закурил папиросу, причесал волосы, неспешно забрался в кабину самолета. Лейтенант Пискарев уничтожил машину и пожертвовал собой. Почему он так поступил, стало ясно уже после войны, когда о его подвиге узнало вышестоящее фронтовое командование. Скрыться он бы не успел, да и самолет не мог бросить. На нем стояло новое секретное вооружение и другое оборудование, которое могли захватить фашисты.
Много лет спустя на поле, где погиб герой, был установлен обелиск. Об этом вспоминает непосредственный участник его возведения и открытия бывший первый секретарь Куйбышевского райкома комсомола Вячеслав Сосков.
— Сегодня на месте падения самолета у деревни Ямное стоит современный обелиск с описанием подвига лейтенанта Пискарева, — рассказывает Вячеслав Михайлович. — Но это уже его второй вариант. А первый был скромнее. Мы строили памятник по заданию тогдашнего первого секретаря райкома партии Александра Майорова всем миром. Первым откликнулся на нашу просьбу о помощи руководитель мостостроительного отряда Валерий Андрюшин. Мощный железобетонный мост строился в то время через реку Снопот, буквально в двух шагах от места установки будущего обелиска. Валерий Ефимович выделил для его возведения бетонные плиты, кирпич, цемент, необходимую арматуру. Директор Куйбышевского леспромхоза Владислав Бартенев отдал металлические цепи для ограждения. Директор местного коммунального хозяйства Виталий Юдин предоставил отделочный материал, а также автомобиль для его доставки и, что самое важное, каменщика Сергея Ершова, который сложил из кирпича обелиск. Председатель колхоза «Авангард», ныне покойный Иван Бычков, выдал второму секретарю райкома комсомола Анатолию Терехову 200 рублей для заказа мраморной плиты в Москве.
В Москве Анатолию Николаевичу поначалу пришлось походить по разным организациям, где изготовлялись такие плиты. Но быстро выполнить заказ нигде не обещали. Кто-то из москвичей посоветовал обратиться к летчику-истребителю, легенде нашей фронтовой авиации Алексею Маресьеву, возглавлявшему Московскую организацию ветеранов Великой Отечественной войны. Тот позвонил в управление московского Метростроя, и уже через день отполированная до блеска мраморная плита с фамилией и описанием подвига лейтенанта Пискарева была готова. 11 июля 1982 года, состоялось торжественное открытие памятника. В личном архиве Соскова сохранилась фотография, запечатлевшая это событие. В самом центре снимка — второй секретарь райкома партии Надежда Филиппова зачитывает обращение к молодежи района. Слева — инструктор райкома партии Николай Бодачев и районный военный комиссар Джордж Соколюк. Справа — две пожилые женщины, это сестры лейтенанта Пискарева. Между ними стоит высокий ветеран с множеством наград. Это бывший командир артиллерийской батареи, директор Мокровской средней школы Валентин Полуянов, прошедший не только всю Великую Отечественную, но и громивший японских милитаристов.
Памятник, возведенный в 1982 году, простоял много лет. Сегодня на его месте находится другой. 11 июля 2009 г., в день 57-й годовщины гибели Г.В. Пискарева, прежний, уже разрушавшийся памятник был заменен новым. Он представляет собой плиту из белой мраморной крошки, установленную на кирпичном оштукатуренном постаменте, облицованном сверху тротуарными плитками. От старого памятника сохранена лопасть винта военного самолета, укрепленная перед памятником. В плиту из белой мраморной крошки вмурована черная мраморная вставка, на которой повторена надпись, находившаяся на мемориальной плите прежней стелы. Территория захоронения с памятником обнесена металлическими цепями, крепящимися на металлических столбах.
Подвиг летчика Германа Васильевича Пискарева навечно останется в памяти жителей Куйбышевского района. Одна из улиц поселка Бетлица носит имя отважного летчика.
Летописи войны Куйбышевского района