Семён Алексеевич Лавочкин — создатель легендарных истребителей

11 сентября 2025 года исполняется 125 лет со дня рождения советского авиаконструктора, члена-корреспондента Академии наук СССР, дважды Героя социалистического труда, четырежды лауреата Сталинской премии Семёна Алексеевича Лавочкина. Выдающийся авиаконструктор XX столетия, результаты работы которого оказали огромное влияние на развитие не только отечественной, но и мировой авиации. Наиболее значительные достижения русского инженера связаны с годами Великой Отечественной войны – в это время он работал над созданием истребителей, ставших впоследствии легендами авиации. Автор первого в СССР самолёта, достигшего в полёте скорости звука.

Семён Алексеевич Лавочкин (1900-1960)
фото с источника: https://www.laspace.ru/upload/iblock/7dc/r5j6tx5sem65xp0xajopz0fg635lknvc.jpg

СТАНОВЛЕНИЕ АВИАКОНСТРУКТОРА

Семён Алексеевич Лавочкин родился 11 сентября 1900г. в Смоленске в семье простого учителя. В 1917г. окончил гимназию с золотой медалью и ушел добровольцем в Красную гвардию. После службы в армии в 1920г. он поступил в Московское высшее техническое училище, где изучал аэронавтику и получил квалификацию инженера-аэромеханика. Проходил преддипломную практику в конструкторском бюро А.Н. Туполева, участвуя в разработке первого советского бомбардировщика АНТ-4 (ТБ-1). С 1929 года работал в ряде авиационных конструкторских бюро. В 1935 – 1938гг. — главный конструктор проекта истребителя ЛЛ (не пошел в серию). В 1938 – 1939гг. работал в Главном управлении авиационной промышленности. Но даже работая в управлении, Лавочкин не оставлял мысли о создании скоростного истребителя, который должен был сочетать в себе скорость, маневренность и огневую мощь. Вечерами после работы в Наркомате авиаконструктор делает аэродинамические и прочностные расчеты задуманного им боевого самолета.

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

ЛаГГ -5. советский одномоторный истребитель, созданный в 1942 году
фото с источника: https://руни.рф/index.php?title=Ла-5&utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera#/media/Файл:La5-red66.jpg

В начале 1939 года правительство объявило конкурс по созданию новых боевых самолетов, участие в котором приняли работавшие в Первом главном управлении Наркомата авиационной промышленности В.П. Горбунов (начальник 4-го отдела ПГУ НКАП), С.А, Лавочкин и М.И. Гудков (инженеры этого отдела). Выдвинутый ими проект скоростного истребителя «К» получил поддержку наркома авиапромышленности М.М. Кагановича.

В 1940 году постройка опытного экземпляра, получившего по номеру завода индекс И-301, была закончена и 30.03.1940г. самолет совершил первый вылет. Прошедшие в 1940 году государственные испытания подтвердили перспективность самолета. Однако правительством была поставлена задача увеличить дальность полета с 600 до 1000 км, что было выполнено на втором опытном экземпляре и подтверждено контрольными испытаниями в конце 1940 года. Приказом НКАП от 9.12.1940г. первый опытный экземпляр И-301 стал именоваться ЛаГГ-1, а второй экземпляр с увеличенной дальностью — ЛаГГ-3, который был принят к серийному производству. Особенность самолета заключалась в том, что в его конструкции использовалась дельта-древесина, как легкий и прочный материал. 

Правительство приняло решение поставить самолет в серию сразу на шести заводах: №21 в Горьком, №23 в Ленинграде, №31 в Таганроге, №153 в Новосибирске, №165 в Днепропетровске и №463 в Таллине. Правда два из них — Днепропетровский и Таллинский — так и не приступили к работе.

16.11.1940г. приказом НКАП С.А. Лавочкин был назначен главным конструктором завода №21 с обязательством полностью сосредоточиться на внедрении в серию И-301. Ему передавались все конструкторские отделы с опытным производством, а также в распоряжение группа инженеров,

Несмотря на высокую оценку его труда, Лавочкин продолжил совершенствование конструкции самолета, улучшая его летно-тактические характеристики. Так, он решает поставить на ЛаГГ-3 более мощный двигатель с жидким (водяным) охлаждением.

САМОЛЁТЫ В ГОДЫ ВОВ

Конструкторская схема 
фото с источника https://litlife.club/books/187145/read/images/pic_92.png

С первых дней Великой Отечественной войны истребители ЛаГГ-3 были на фронте и показали свою мощь и живучесть, а их создатель в это же время в ОКБ разрабатывал новые модификации машины. В конце 1941 года С.А. Лавочкин меняет конструкцию ЛаГГа, применив двигатель воздушного охлаждения с лучевым расположением цилиндров (АШ-82 разработки А.Д. Швецова), что позволило повысить скорость и увеличить запас мощности для маневра. Он фактически создает новую модель самолета за счет двигателя, изменений головной части фюзеляжа, горизонтального оперения и крыла. Успешные испытания нового самолета Ла-5 показали, что машина готова к запуску в серийное производство.

Самолет начали производить без остановки конвейера, с которого сходили последние ЛаГГ-3. С весны 1942 года начались массовый выпуск самолета для фронта и подготовка летчиков к полетам на этом истребителе. В сентябре 1942 года первые серийные Ла-5, созданные Лавочкиным, были переброшены в Сталинград. Лавочкин регулярно выезжал на фронт, часто встречался с боевыми летчиками. Эти встречи давали ему материал для дальнейшего совершенствования боевой машины. В беседах с летчиками конструктора, прежде всего, интересовали претензии к самолету. Их замечания, а также фронтовые донесения учитывались в дальнейшей работе над истребителем.

В 1942 году С.А. Лавочкин улучшает самолет, поставив на него двигатель с непосредственным впрыском горючего в цилиндры, заменяет деревянные лонжероны крыла на металлические. Облегченный «Лавочкин» с более мощным форсированным двигателем получил название Ла-5ФН. Самолет отличался высокой маневренностью и надежностью. Его преимущества летчики использовали в воздушных боях против немецких асов на Курской дуге летом 1943 года. Модификация и усовершенствование боевого самолета были отмечены присуждением авиаконструктору еще одной Сталинской премии 1-й степени.

В это время в КБ продолжали работать над улучшением летных характеристик истребителя. В конце 1943 года был создан и в 1944 году поступил на фронт истребитель Ла-7 с тремя 20-мм пушками и баками для топлива на крыльях. В конце войны на самолете наряду с основным поршневым двигателем устанавливаются в хвостовой части фюзеляжа жидкостно-реактивные ускорители для увеличения скорости. Это был самый совершенный самолет из семейства «Лавочкиных» за время Великой Отечественной войны.

Самолеты семейства «Лавочкиных» обладали всеми необходимыми качествами для ведения воздушного боя. А самолет Ла-7 считается лучшим истребителем Второй мировой войны. Серийное производство Ла-7 продолжалось до 1945 года. Всего было изготовлено 5905 самолетов. Ла-7 был снят с вооружения в 1947 году. На Ла-7 воевал прославленный советский ас Иван Кожедуб (на Ла-7 совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолета противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262).

ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ

НПО им.С.А. Лавочкина. Корпорация «Роскосмос» фото с источника https://avatars.mds.yandex.net/i?id=60dfc99aecd685972fcf6dc895cf657f_l-10639895-images-thumbs&n=13

Война закончилась, а в ОКБ под руководством С.А. Лавочкина появлялись новые более совершенные машины (Ла-9, Ла-11 и др.). И хотя это было уже мирное время, для защиты страны требовались истребители с новыми двигателями и полетными характеристиками. Начиналась новая эра авиации – эра самолетов с турбореактивными двигателями (ТРД). И это хорошо понимал генерал-майор инженерно-авиационной службы, авиаконструктор Лавочкин. С 1945 года по заданию правительства в ОКБ С.А. Лавочкина начинают решать проблему достижения звуковых и сверхзвуковых скоростей полета на самолетах с турбореактивным двигателем. В конце 40-х годов XX века главной целью истребителей становятся тяжелые реактивные бомбардировщики – носители ядерного оружия. В связи с этим ОКБ С.А. Лавочкина приступает к созданию всепогодных сверхзвуковых истребителей-перехватчиков, оснащенных радиолокационными станциями (РЛС). Уже в декабре 1948 года в ходе летных испытаний нового самолета со стреловидным крылом и герметичной кабиной Ла-176 впервые в СССР была достигнута скорость звука. Этот опытный образец дал основу для серийного производства реактивного истребителя Ла-15. А еще через два года, в феврале 1951 года, истребитель-перехватчик Ла-190 с тонким стреловидным крылом в 55 градусов и ромбовидным оперением, оснащенный турбореактивным двигателем АЛ-5, показал в полете скорость, равную 1,03 скорости звука, то есть преодолел звуковой барьер. Новшеством стало и внедрение на данный образец радиолокатора, который помогал летчику осуществлять поиск цели, опознавать ее и наводить на нее оружие. Вслед за Ла-190 в 1952–1955 годах в ОКБ разрабатываются двухместные сверхзвуковые перехватчики Ла-200 и Ла-250 («Анаконда») (оба с радиолокационным прицелом) с большим радиусом действия и продолжительностью полета. Последний должен был осуществлять барражирующие полеты и предназначался для поражения целей управляемыми ракетами на значительном удалении от своих баз и охраняемого объекта. Самолет был рассчитан только на ракетное вооружение и оборудован автоматической системой управления огнем. В 1954 году Семен Алексеевич начал прорабатывать два проекта, которые подвели итог его конструкторской деятельности, – это создание сверхзвуковой межконтинентальной крылатой ракеты «Буря» и зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) дальнего действия «Даль». ЗРК «Даль» предназначался в первую очередь для защиты Москвы, Ленинграда и других крупных промышленных центров на дальних подступах. Комплекс позволял поражать автоматически до 10 воздушных целей на удалении до 180 км. 9 июня 1960 года был произведен удачный запуск ракеты, которая поразила мишень.

Однако в день успешных испытаний Генерального конструктора Семена Алексеевича Лавочкина не стало. Он умер от сердечного приступа в ночь с 9 на 10 июня, не дожив до своего 60-летия всего три месяца. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 1).

НАГРАДЫ ЗА ЗАСЛУГИ

За свою многолетнюю конструкторскую деятельность Семён Алексеевич Лавочкин был дважды удостоен:

  • Звания Герой Социалистического Труда (1943, 20.04.1956) и награжден: тремя орденами Ленина (31.10.1941; 21.06.1943; 30.08.1950);
  • орденом Красного Знамени (02.07.1945);
  • орденом Суворова I степени (16.09.1945); орденом Суворова II степени(19.08.1944); медалью «За боевые заслуги» (05.11.1944);
  • Сталинской премией первой степени (1941) — за разработку новой конструкции самолёта («ЛаГГ-3»);
  • Сталинской премией первой степени (1943) — за модификацию и усовершенствование боевого самолёта («Ла-5»);
  • Сталинской премией второй степени (1946) — за создание нового вида авиационного вооружения («Ла-7»);
  • Сталинской премией первой степени (1948) — за создание новых типов боевых самолётов

В 1960 году, сразу после смерти Семена Алексеевича решением правительства СССР ОКБ-301 получило новое наименование – Машиностроительный завод имени С.А. Лавочкина. Ныне известен как научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина. Именем авиаконструктора названы улицы в Москве, Смоленске, Химках Московской области и в Хадера (Израиль).

В нашем городе Калуге также есть научно-производственное предприятие им.С.А. Лавочкина, является обособленным подразделением предприятия, функционально входит в состав Службы генерального конструктора и выполняет работы по созданию космической техники по всем темам головного предприятия. Специалисты филиала принимают участие в создании космических аппаратов серии «Спектр» и «Электро», лунной и марсианской программ.

Вечная Слава выдающемуся авиаконструктору!

Отражение достижений авиаконструктора в литературе

Рекомендуем к прочтению:

  • Арлазоров М. Фронт идёт через КБ.
  • Якубович Н. Неизвестный Лавочкин.
  • Якубович Н. Истребители Лавочкина. Сломавшие хребет Люфтваффе.
  • Якубович Н. Все самолёты Лавочкина. Коллекционное издание.
  • Медведь А., Хазанов Д. «Лавочкины» против «Фоккеров».

Все фото и текстовые материалы, используемые в данном обзоре, взяты из свободных источников сети Интернет.

Ссылка на источники:
https://www.laspace.ru/ru/company/history/by-name-of
https://idea.vrnlib.ru/article/semyon-lavochkin/
https://ru.ruwiki.ru/wiki/Лавочкин,СемёнАлексеевич
https://www.roscosmos.ru/1711/
https://dzen.ru/a/Zt9BF8R6lVq-iq-c
https://ria.ru/20150911/1239964458.html
http://www.smolensklib.ru/sites/default/files/old%20str/kray2/regions/bibliog/lavochkin.htm
https://mr.moscow/konstruktor-s-bolshoj-bukvy-k/
https://tass.ru/encyclopedia/person/lavochkin-semen-alekseevich
https://mr.moscow/konstruktor-s-bolshoj-bukvy-k/
https://news.rambler.ru/disasters/44821039-semen-lavochkin-konstruktor-luchshego-samoleta-dlya-vozdushnogo-boya-v-velikuyu-otechestvennuyu/