К 210-летию со времени основания Царскосельского лицея.
Императорский Царскосельский Лицей — центр духовных исканий выдающихся умов России, символ педагогической поэтики, колыбель романтизма и мечты, свободы и братства, сбывшихся и несбывшихся ожиданий школы будущего — был торжественно открыт 19 октября 1811 года. Он возник не в центре Москвы или Санкт-Петербурга, а там, где простота и значимость российской жизни, ее затаенный глубинный смысл высвечивались по-своему. Он стал уникальным и самобытным явлением в масштабах России и особенной, блестящей страницей российской истории.
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
А.С. Пушкин «19 октября 1825 г.»
Дерево узнается по плодам. Даже если бы не было Пушкина (а он был!), Императорский Царскосельский Лицей за время своего существования подарил России целую плеяду замечательных личностей. Среди них: 12 членов Государственного Совета, или министров, 19 сенаторов, 5 дипломатов, более 13 уездных и губернских предводителей дворянства — и это не считая тех, кто оставил значительный след в русской науке, культуре и искусстве.
Герб включает в себя дубовый и лавровый венки, которые символизируют силу и славу. В составе Герба изображена лира Аполлона, указывающая на любовь к поэзии, присутствует сова в качестве символа мудрости. Сверху написан девиз «Для общей пользы».
Некоторые интересные сведения о Лицее.
В Царскосельский лицей принимали детей от 10 до 14 лет каждые три года. Продолжительность обучения первоначально составляла 6 лет. Образование воспитанникам давалось разностороннее. За каждое направление отвечал профессор или преподаватель. Нравственные проблемы решали в курсах права, этики, логики, политэкономии, Закона Божьего. Блок словесности — языки, риторика, поэзия. Гуманитарный цикл — история России и мира, география. Естественнонаучные предметы — математика, физика, химия. Курс изящных искусств — живопись, театр, танцы и музыка, а отдельный военный цикл состоял из прикладных дисциплин — фехтования, верховой езды, плавания. При воспитании детей не применялись телесные наказания. Это положение было закреплено в Уставе.
О лицеистах хорошо заботились, прекрасно кормили, для них шили специальные мундиры. За образец была взята старая форма Литовского татарского полка, которая была давно отменена.
Наивысшей оценкой была единица, самой плохой — четвёрка. Лицеист мог получить ноль, если он демонстрировал полное отсутствие знаний. По итогам обучения по каждому предмету ставились не одна, а три оценки. Две из них можно было улучшить на экзамене, а одна оставалась постоянной — её ставили за талант.
В лицее первый этаж был занят хозяйственными службами, там проживали также некоторые работники лицея: гувернёры, инспектора и некоторые чиновники, в нём работающие. На втором этаже располагались больница (в ней имелась аптека), канцелярия, конференц-зал и столовая, в которой питались воспитанники. На третьем -находились классы для занятий, библиотека, а также помещения для самостоятельной работы учеников. Воспитанники жили на четвёртом этаже.
В Лицее неукоснительно соблюдался распорядок дня. Согласно ему, уроки длились в течение семи часов. После их окончания были игровые занятия, прогулки, гимнастика. Несмотря на строгий распорядок дня, лицеисты не ощущали давления. Об этом свидетельствуют сохранившиеся письма, которые они посылали родным.
Комнаты лицеистов были обставлены скудно. Пушкин называл их кельями. Каждому воспитаннику было положено: железная кровать, таз для умывания и зеркало. В комнате также находились комод и конторка.
Пушкин, когда учился в Лицее, жил в комнате № 14. Он помнил об этом в течение всей своей жизни. Будучи уже взрослым человеком, он иногда любил подписываться «№ 14» в память об этом.
На время улети в лицейский уголок
Всесильной, сладостной мечтою.
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирную, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей…
А.С. Пушкин «В альбом Пущину», 1817.
Уважаемые читатели! Книжно-иллюстративная выставка «Школа, воспетая А. Пушкиным», посвященная 210-летию со времени основания Царскосельского лицея, находится на 3-ем этаже областной научной библиотеки. Она включает в себя материал по истории образования в России в целом, деятельности, традициях и архитектуре Императорского Лицея, его знаменитых выпускниках и их наставниках.