23 декабря 2024 г. (12 декабря по ст. стилю) отмечается 225-летие со дня рождения выдающегося российского живописца Карла Павловича Брюллова (1799-1852). Карл родился в семье потомственных художников, его отцом был академик орнаментальной скульптуры П.И. Брюлло и именно он стал его первым учителем. Затем была Императорская академия художеств (1809-1821), которую талантливый юноша окончил с золотой медалью.
В дальнейшем по приглашению Общества поощрения художников Карл несколько лет жил и работал в Италии, где написал знаменитое полотно «Последний день Помпеи» (1830-1833), удостоенное в Париже Гран-при. История главного шедевра в жизни Брюллова началась летом 1827 г. после посещения раскопок древней Помпеи. Он был сражен увиденным — исчезновением роскошного города под огненной лавой и грудой камней…
У каждого из многочисленных персонажей картины своя трагичная история: сыновья несут на руках немощного отца, юноша склоняется над телом умершей возлюбленной. Среди напуганных фигур Брюллов изображает и себя: художник, который в момент беды спасает самое важное — кисти и краски… Рядом девушка с кувшином на голове — позировавшая ему Юлия Самойлова, муза всей его жизни… На полотне ее образ запечатлен еще дважды: разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, и рядом с ней живой ребёнок в центре полотна; мать, пытающаяся защитить от извержения Везувия своих дочерей.
Именно в момент создания своего главного шедевра в жизнь Карла вихрем ворвалась она… женщина его жизни: высокая, красивая, с буйными локонами, горящими как уголья глазами и дерзкой белозубой улыбкой — русская графиня Юлия Самойлова. «Везувий, а не женщина, сплошной фейерверк…», — говорили о ней современники.
«Судьба каждого сильного таланта быть предметом разноречивых суждений современников, — писал о Карле Брюллове историк-искусствовед Андрей Сомов. — Каждое его слово об искусстве принималось за закон; каждая шалость его карандаша или кисти считалась великим творением: даже необдуманные и не всегда благородные проявления его страстного и порывистого характера объяснялись, как выражения высшей, чуть-чуть не божественной натуры. Это обожание, этот восторг сопровождали Брюллова до конца его жизни».
Слайд-презентация «Палитра жизни и любви», подготовленная сотрудниками ИБЦ, рассказывает об основных этапах жизни и творчества выдающегося мастера исторической и портретной живописи — Карле Павловиче Брюллове, который оказал огромное влияние на русских художников, среди которых у него было множество последователей и подражателей.