Слайд-путешествие

«Жемчужина Старо-Ваганьковского холма»

К 240-летию начала строительства Пашкова дома в Москве

«На обширном холме возвышается волшебный замок. В глубине видишь дворец. Два входа ведут в верхний этаж и на просторную вышку в куполе, с которой открывается прелестнейший вид на Москву», — так в конце XVIII века восторгался домом Пашкова немецкий путешественник Иоганн Рихтер.  И в наши дни нельзя не удивляться и не преклоняться перед гением Василия Ивановича Баженова, создавшего удивительную архитектурную Жемчужину на Старо-Ваганьковском холме Москвы.

«Ваганьков холм»,  откуда  такое название произошло, как это случилось? От старинного понятия «ваганиться», по «Словарю живаго великорусскаго языка» В.И. Даля — баловать, шалить, играть, шутить, а «ходить на ваган» — отлучаться без спросу. Ваганьковский холм – одно из самых таинственных мест Москвы. В древности на вершине этого холма находилось языческое капище, где обитали духи, обладавшие такой великой и страшной силой, что всходить на холм осмеливались только волхвы, знавшие, как с этой силой обращаться: они творили здесь сакральные обряды и изменяли ход судьбы. Впрочем, языческие духи не всегда бывали страшными: порой они любили и веселье, поэтому древние жители Москвы устраивали здесь гуляния, называемые «ваганками» и давшие название всей местности.  

Влияние язычества ощущалось на Ваганьковом холме и гораздо позже, так что даже властная Софья Витовтовна, дочь могущественного правителя Литвы и жена московского великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского, не могла с этим справиться, хотя всей душой была предана христианству. Она построила на Ваганьковском холме и вокруг него двенадцать церквей для очищения от языческой скверны, но всё было напрасно – чем больше боролись с языческими духами, тем более они сопротивлялись. Шутки нечистой силы отличались жестокой насмешливостью, что вполне ощутил на себе царь Иоанн Васильевич Грозный. Стоило ему посетить ваганьковский обветшавший дворец своей прапрабабки Софьи Витовтовны, как в царя, по словам очевидцев, вселился зловредный бес, заставлявший его творить срамные непотребства.

Ваганьковский холм — очень древняя часть Старой Москвы, кроме всего прочего, является одним из самых загадочных мест города. Считается, что под ним находится множество подземных ходов и сооружений удивительной «Подземной Москвы» так и щекочущих воображение. Здесь исследователи «поместили» самый главный вход в Подземную Москву. Возможно, тут находились казематы, хранившие казну московских великих князей. Именно где-то здесь воображение искателей видит одно из наиболее вероятных мест, где сокрыта библиотека Ивана Грозного, его застенки для пыток, подземелья Опричного Двора…

Не приходиться удивляться, что, невзирая на дурную славу Ваганьковского холма, охотников заполучить его в собственность было немало. Всех обошёл Пётр Пашков, капитан-поручик лейб-гвардии Семёновского полка. Отец Пашкова состоял денщиком при царе Петре, чистил ему сапоги и подавал рюмку водки по утрам, благодаря чему имел большие привилегии при царском дворе и ловко направлял их себе на пользу. В результате, из денщиков он сделался  губернатором в изобильном городе Астрахани, а сына своего определил в гвардию.

Пётр Пашков по ловкости нисколько не уступал отцу: получив от него приличное состояние, он оставил военную службу, женился на богатой купчихе и занялся продажей хмельного. В России это прибыльное дело, и Пашков поставил его на широкую ногу: через несколько лет он стал главным поставщиком водки в империи. Попутно он всеми правдами и неправдами приобретал земли с крестьянами – подкупая канцелярских чиновников, оформляя подложные закладные и просто-напросто захватывая чужую землю самовольным межеванием. Всё ему сходило с рук, ибо имел он большие деньги и большие связи.

В 1784 году, когда Пашкову было 63 года, он купил ветхий дом под снос, присоединил к нему соседние участки на Ваганьковском холме и задумал возвести роскошную усадьбу с английским садом. Чтобы под окнами росли экзотические деревья, чтобы в прудах плавали заморские птицы, чтобы били фонтаны, чтобы в саду играли музыканты, а актеры разыгрывали сцены — благо, у Пашкова было немало крепостных.

Кто исполнил его желание и построил настоящую жемчужину московской архитектуры, так и остается загадкой — семейный архив Пашковых сгорел в пожаре 1812 года. Однако, искусствоведы считают, что создать такой оригинальный, изящный и гармоничный дворец мог только один архитектор — Василий Баженов.

Через год Баженова ждала царицынская катастрофа — императрице Екатерине Второй не понравился построенный им дворец, и архитектор попал в опалу. Отсюда появилась и другая легенда, будто обиженный Баженов развернул дом Пашкова «спиной» к Кремлю. Парадный вход действительно не с Моховой улицы, а с тихого Староваганьковского переулка, позади здания. Но у этого простое объяснение: со стороны Кремля холм слишком крутой, чтобы могли заехать кареты, поэтому вместо входа архитектор разбил там сад.

Давайте попробуем разгадать и другие задумки архитектора. Главный дом и два флигеля он поставил в одну линию — параллельно кремлевской стене, и соединил их галереями в единый ансамбль. Такой прием зрительно увеличил усадьбу: она выглядит эффектной и грандиозной, хотя на самом деле невелика по размерам. Обратите внимание на первый этаж: архитектор сделал высокий цоколь и приподнял здание, что тоже неспроста. Это создает впечатление торжественности и помпезности, и так дом заметнее издалека. А еще он использовал редкий прием — рассчитал цоколь портика на шесть колонн, а поставил четыре: две по бокам заменил на скульптуры. Поэтому дом нарядный, хотя у него скромный декор.

После смерти Петра Пашкова дом по завещанию перешел к его двоюродному брату. Александр Пашков тоже любил редких птиц, и при нем в прудах плавали еще и черные лебеди чуть ли не из Австралии, как рассказывали его современники.

Дворец сильно пострадал в пожаре 1812 года, от его богатых интерьеров остались только чугунные лестницы. Бельведер разрушился, упала статуя, которая его венчала, обвалился и герб Пашкова. Беседку потом восстановили, правда, уже без статуи (ещё раньше статую, говорят, приказал убрать по восшествии на престол Павел Петрович, тяготившийся памятью о родительнице), без герба и с другим рисунком лепнины и колонн.

При сыне Александра Пашкова, бригадире Алексее, карета превратилась в тыкву — волшебный замок пришел в упадок. Сад зарос травой, по нему больше не гуляли ни павлины, ни гуси, пруды высохли, а за решетку больше никто не заглядывал — там видели разве что развалины с заколоченными окнами. Так дом и стоял, пока в 1839 году дочь Алексея Дарья Полтавцева не продала его Императорскому казначейству. Сначала здесь разместили Московский дворянский институт, затем мужскую гимназию. А в 1862 году открыли Румянцевский музей — первый публичный музей Москвы с библиотекой на основе богатой коллекции графа Николая Румянцева.

Музыка, сопровождающая слайд-путешествие, написана русским композитором XѴIII века Осипом Антоновичем Козловским (1757 — 1831) —который пользовался большой славой в России. Козловский — автор многочисленных песен на слова Нелединского-Мелецкого, католических месс и других произведений, много содействовал развитию инструментальных классов в училище при императорских театрах.

Всякий, бывая в Москве, и ныне может насладиться созерцанием волнующего величия волшебной Жемчужины Старо-Ваганьковского холма, а возможно и попадёт внутрь этого уникального дворца — храма науки и просвещенья, как его назвала в своём стихотворении о библиотеке Зинаида Ткачева.

Вам предлагается к просмотру слайд-фильм и презентация, возможно последняя послужит более детальному, вдумчивому соприкосновению творческим воплощением слайд-путешествия, в то время как слайд-фильм даёт общее представление.

                                                                        Сергей Горбачёв, библиотекарь.