Создатели советских песен

Подходит к концу последний весенний месяц. Оглядываясь назад, можно сказать, что он оказался богат на музыкальные круглые даты. Иоганнес Брамс и Рихард Вагнер, Константин Игумнов и Валерий Гергиев. Все они в мае 2023 года были юбилярами. Но мы поговорим сегодня о композиторах, которые своими произведениями пополнили золотой фонд советских песен. Речь пойдет о Никите Богословском и Исааке Шварце.

Никита Владимирович Богословский, которому в нынешнем году исполнилось 110 лет, был незауряден во всем — в творчестве, в одежде, в поведении, в отношениях с людьми. Его любили и ненавидели. О нем слагали легенды еще при жизни. Но вся его судьба похожа на одну большую легенду. Друзья и близкие Богословского говорят, что до последних дней своей жизни он оставался мальчишкой. Эгоистичным, взбалмошным, нетерпеливым, капризным. Но все это не отменяет его достижений в жанре эстрадной песни и академической музыки.

Богословский родился 22 мая 1913 года в Санкт-Петербурге. Его мать была пианисткой. А бабушка когда-то водила дружбу с Петром Ильичом Чайковским и другими композиторами. Так, в учителях у юного Никиты оказался профессор Петербургской консерватории, дирижер Александр Константинович Глазунов, маститый музыкант.

 Известно, что свое первое произведение Богословский написал в возрасте всего восьми лет. Это был вальс, посвященный дочери Леонида Утесова. А в 15 лет юный композитор сочинил оперетту «Ночь перед Рождеством», премьера которой состоялась в Ленинградском театре музыкальной комедии. Самого Богословского на премьеру не пустили. Билетерша сказала: «Мальчик, лучше приходи с родителями на утренник. А здесь тебе делать нечего!».

Закончив Ленинградскую консерваторию, Богословский очень быстро завоевал статус одного из самых талантливых композиторов, дирижеров и пианистов страны. Но сам он к себе относился с достаточной степенью недоверчивости. Однажды, когда Богословскому было уже за 80, он спросил свою супругу: «А я правда считаюсь известным композитором?» «Я сначала подумала, что он на комплимент нарывается. А потом посмотрела на него, и стало ясно, что он действительно не понимает, известный он или просто успешный», — вспоминала вдова Никиты Владимировича.

В последние годы жизни Богословский прекратил писать музыку. Даже рояль отдал в одно из учебных заведений. Говорил, что написал все, что хотел. А его творческое наследие включило в себя 8 симфоний, 2 струнных квартета, 3 оперы, 17 оперетт и музыкальных комедий, балет-сказку, симфонические повести, более 300 песен, музыку к сотне фильмам и многое другое. Но одну из его песен мы все особенно хорошо знаем и любим.

Никита Богословский, стихи Владимира Агатова.

Темная ночь из к/ф «Два бойца».

Источник изображения: http://biograph.ru/images/stories/chron/shwartzi24.jpg

Музыкант играл на скрипке — я в глаза его глядел.
Я не то, чтоб любопытствовал — я по небу летел.
Я не то, чтобы от скуки — я надеялся понять,
 Как умеют эти руки эти звуки извлекать?

С этих четырех строк начинается стихотворение Булата Окуджавы «Музыкант», которое поэт посвятил своему другу и соавтору, замечательному, очень талантливому композитору Исааку Шварцу, чье 100-летие поклонники музыканта отметили 13 мая 2023 года. Будущий композитор родился на Украине. В Ленинград семья переехала в 1930-м. То, что мальчик талантлив, было ясно с самого начала. Уже в 12 лет он победил на конкурсе юных дарований в Ленинградской филармонии. А весной 1936-го 13-летний Исаак снялся в фильме «Концерт Бетховена». Однако затем наступила черная полоса. В 1936-м был арестован и через два года расстрелян его отец – профессор-арабист Ленинградского университета. Всю семью выслали из Ленинграда в Киргизию.

На войну Шварц ушел добровольцем. Был сапером и в 1942-м получил тяжелую контузию. В Ленинград 22-летний музыкант вернулся только в 1945-м. И здесь удача – он знакомится с Дмитрием Шостаковичем, с которым они сразу нашли общий язык. Признанный классик не просто оценил талант молодого автора, но и помог юноше поступить в консерваторию и даже оплачивал учебу одаренного, но бедного студента, о чем молодой человек даже не догадывался.

Всю жизнь Исаак Иосифович творил с невероятным азартом. В его музыке уживались нежность и драматизм, а мелодия, казалось, лилась сама собой. С ним работали выдающиеся театральные и кинорежиссеры – Товстоногов, Якобсон, Пырьев, Швейцер, Ромм, Лунгин. Шварц — лауреат Государственной премии и трехкратный обладатель кинопремии «Ника». А за фильм «Дерсу Узала» японского режиссера Акиры Куросавы был удостоен «Оскара». Кстати, на сегодняшний день это единственный музыкальный «Оскар» в России. 

Исаак Иосифович украсил своими мелодиями 125 фильмов, среди которых: «Женя, Женечка и «катюша», «Возвращение Святого Луки», «Братья Карамазовы», «Проверка на дорогах», «Соломенная шляпка», «Блондинка за углом», «Белое солнце пустыни», «Станционный смотритель», «Законный брак», «Зеленые цепочки», «Сто дней после детства», «Дикая собака динго», «Семейное счастье», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Егор Булычов», «Живой труп», «Карусель», «Из жизни отдыхающих», «Нас венчали не в церкви», «Обрыв», «Каникулы Кроша», «Не стреляйте в белых лебедей», «Последняя жертва», «Звезда пленительного счастья» и многие другие. Привести весь список кинокартин в данной статье просто невозможно. «Могу сказать с чистой совестью, что я никогда не халтурил в кино. Впрочем, как и в театральной работе. Мне ни за одну работу свою не стыдно», — говорил Исаак Шварц.

Исаак Шварц, стихи Александра Пушкина.

Я ехал к Вам из кинофильма «Станционный смотритель».

Говоря об Исааке Шварце и его творчестве, нельзя не сказать об инструментальных и оркестровых сочиненияхкомпозитора.Они тоже – чудо как хороши! Одно из них мы предлагаем вашему вниманию.

Исаак Шварц.

Осень.

Его музыка и сейчас звучит с экранов и в концертных программах. От ее красоты, мелодичности и легкой печали щемит сердце. А ведь самое главное для композитора — достучаться до души своего слушателя.  Шварцу это удалось!

Фото: https://rgnp.ru/wp-content/uploads/8/6/6/866757501ebf9e61da7d80d0db29c2d1.jpeg