31 марта нынешнего года великому австрийскому композитору Йозефу Гайдну исполнится 290 лет. Учитывая к тому же, что 2022-й объявлен годом литературы и театра Австрии в России, мы предлагаем вашему вниманию статью, посвященную жизни и творчеству выдающегося музыканта.
Его биография началась 31 марта 1732 года, когда маленький Йозеф появился на свет в ярмарочном городке Рорау, недалеко от границы Австрии с Венгрией. Его отец был мастером колесного дела, проще говоря – каретником, а мать работала прислугой на кухне.
Родители мечтали, что сын станет священником. Но его выдающиеся музыкальные способности проявились уже в раннем детстве. Мальчик обладал прекрасным голосом, который с удовольствием слушал весь Рорау, и мечтал научиться играть на скрипке. Правда это у него получилось далеко не сразу, но зато в 6 лет он уже умел играть на барабанах! Когда скоропостижно скончался музыкант-ударник, который должен был участвовать в шествии по поводу Великой недели, то заменить его попросили Гайдна. Но так как будущий композитор был мал ростом, то перед ним шел горбун, у которого на спине был привязан барабан, и Йозеф мог спокойно играть на инструменте. Этот раритетный барабан и по сей день существует. Он находится в Хайнбургской церкви.
А в 1740 г. пение мальчика услышал музыкальный руководитель собора Св. Стефана в Вене Карл Рёйтер. Вокальные данные маленького Гайдна настолько его впечатлили, что мальчика взяли в школу церковно-хорового пения при главном соборе австрийской столицы. Так 8-летний Йозеф Гайдн оказался в Вене. В школе Йозеф оставался на протяжении 9 лет. Но в подростковом возрасте его голос начал ломаться, петь мальчик уже не мог, и холодным ноябрьским утром 1749 г. Гайдн оказался на улице – без денег, без жилья, и без всякого умения зарабатывать на жизнь. От безысходности юноша берется за любую работу. Что-то он сочинял, кому-то аккомпанировал, иногда переписывал ноты, жил то у одних знакомых, то у других, так и перебивался.
Со временем у Гайдна потихоньку решаются материальные проблемы, а начальные композиторские работы успешно принимаются публикой. Зимой 1751 г. была поставлена его первая опера «Хромой бес». Остроумный сюжет, прекрасная игра актеров, обаятельная, полная юмора музыка обеспечили опере оглушительный успех. Так Вена впервые услышала имя Йозефа Гайдна. К сожалению, ноты этого произведения до наших дней не дожили.
В это же время молодой композитор пишет первую симфонию. Именно его впоследствии назовут «отцом симфонии», композитором, ее создавшим. Конечно, подобные произведения писали и до Гайдна. Но только в его творчестве симфония стала тем, чем является сейчас. Он довел этот жанр до совершенства, до блеска, симфония у него стала классической, а значит – образцовой.
Почти в каждой симфонии Гайдна, человека веселого и остроумного, есть что-то неожиданное, интересное, смешное. То он изобразит в музыке неуклюжего медведя, то кудахтанье курицы (симфонии эти так потом и назовут: «Медведь» и «Курица»), то накупит разных детских игрушек – свистулек, трещоток, рожков, кукушек, пищалок и включит их звуки в симфонию, которая вошла в историю под названием «Детской» или «Симфония игрушек».
Йозеф Гайдн. Симфония игрушек или Детская симфония. 2-я часть.
Однажды на светском приеме исполнялось одно из новых сочинений композитора. Среди гостей находился князь Эстергази. Этот знатный венгерский род был одним из самых богатых, влиятельных и просвещенных семей Австро-Венгрии. «А что бы сказал молодой маэстро, если бы я предложил ему стать моим капельмейстером», — спросил князь у присутствующего здесь Гайдна. Композитор так и не понял тогда, шутка это или нет. Каково же было его удивление, когда он неожиданно получил предложение занять должность второго капельмейстера капеллы князя Эстергази. И 1 мая 1761 г. Гайдн подписал контракт. Ставя свою подпись, он вряд ли мог знать, что становится музыкальным слугой, а фактически собственностью княжеского рода Эстергази сроком почти на 30 лет, 30 самых лучших лет своей жизни. Это соглашение считается одним из самых долгосрочных и кабальных контрактов, которые знает история музыки.
Осенью 1790 г. умер князь Николай Эстергази. Его наследник, совершенно не интересуясь музыкой, тут же распустил капеллу. И композитор обретает долгожданную свободу, при этом теряя работу. Однако само его имя — Франц Йозеф Гайдн — уже прогремело не только в Австрии, но и во многих других странах таких, как: Россия, Англия, Франция.
И не успел музыкант окончательно обосноваться в Вене, как последовало приглашение в Англию, куда Гайдн отплыл 1 января 1791 г. Во время своего пребывания в этой стране, он за один год заработал почти столько же, сколько за 20 лет у Эстергази. А публика принимала его, как особу королевских кровей.
Всего Гайдном написано 104 симфонии, из которых 12 увидело свет в Лондоне, они так и называются «Лондонские». С ними тоже связаны интересные истории. Вот одна из них. Однажды композитор заметил, как некоторые зрители во время концерта засыпают. Гайдн, душа компании и весельчак, решил поступить хитро. Он написал специальную симфонию для английской публики. Произведение начиналось с тихих, плавных, практически убаюкивающих мелодических звуков. Внезапно в процессе звучания раздавался барабанный удар и гром литавр. Такой сюрприз повторялся в произведении не один раз, в результате чего любителям поспать на концертах осуществить свое желания не удалось. Лондонцы больше не дремали в залах, где дирижировал Гайдн. А симфония стала называться «Сюрпризом».
Йозеф Гайдн. Симфония № 94, «Сюрприз», 2-я часть, фрагмент.
Гайдн закончил свой земной путь в последний день весны – 31 мая 1809 г. «Non omnis moriar», в переводе с латыни «Не весь умру» — эти слова из оды древнеримского поэта Горация Гайдн любил повторять в последние годы жизни и завещал выгравировать их на своем надгробии. И великий композитор был абсолютно прав. Пока помнят его имя, пока звучит его музыка, он жив!