Человечество с давних пор стремилось сохранить знания и передать их потомкам. Для этого применялись различные методы записи: на папирусах, глиняных табличках, камнях, коже, бумаге.
Бумага была изобретена в Китае и остальному миру стала известна достаточно поздно, поэтому для письма приходилось брать подручные средства.
В Древнем Египте писали на папирусе.
На Востоке писали на глиняных табличках. Использовали также пергамент — выделанную особым образом бычью кожу. Существовали также деревянные книги, записи на пальмовых листах и некоторые другие необычные варианты.
На Руси популярными были берестяные грамоты.
Все эти «документы» хранились в особых местах, куда имели доступ лишь знатные люди и жрецы. Это были библиотеки. Фараон Рамзес Второй в своем дворце повелел построить «аптеку для души», именно в этом помещении и хранились папирусы, которые, по мнению египтян, по силе воздействия на внутренний мир человека напоминали лекарство для тела.
Величайшая сокровищница древнего мира – Александрийская библиотека, имевшая в своей коллекции 800 тысяч текстов, написанных на различных языках. И каждый правитель считал своим долгом пополнить библиотечный фонд. Миф гласит, что Птоломей ІІІ во время голода в Афинах продавал хлеб грекам только в том случае, если они позволят ему скопировать редкие книги. Ядро коллекции составило личное собрание Аристотеля, которой Птоломей выкупил у философа. Если у берегов причаливало судно, на котором находились папирусные свитки или иные манускрипты, они изымались в пользу библиотеки.
На Руси основным оплотом науки и знаний стали монастыри. Для хранения книг выделяли особое большое помещение, назначался ответственный сотрудник — библиотекарь. Монастыри владели самыми крупными собраниями рукописей и печатных изданий: Киево-Печерская лавра, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Иосифо-Волоколамский.
Основные труды таких библиотек носили религиозный характер. Позднее появился еще один пласт — учебники. Книги были очень ценными и дорогими, поэтому для защиты от похитителей их приковывали к полкам.
Но первая библиотека на Руси, чей возраст в этом году достиг 985 лет, появилась в Киеве. В 1037 году киевский князь Ярослав Мудрый (около 980 – 1054) основал первую библиотеку. Она находилась в киевском Софийском соборе. Это было самое полное собрание письменных памятников Древней Руси – Евангелие, книги пророков, жития святых. Здесь хранились и важные государственные документы. 500 томов – таким собранием в то время могли похвалиться не многие библиотеки Европы. Что же читали наши предки, что могло быть в княжеской библиотеке, помимо богослужебных книг? Охотно читали тогда различные «Жития святых», сочинения энциклопедического характера – «Изборники» Святослава (церковные сочинения, статьи по грамматике, логике, поэтике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни); «Шестидневы» – сборник правил для соблюдения их на каждый день в течении недели; «Физиологи», в которых содержались сведения по философии, истории, географии, астрономии. Богатствами библиотеки пользовался, по всей вероятности, составитель «Изборника» Святослава по имени Иоанн. В конце своего труда он сам написал: «Коньчашася книга сия рукою грешного Иоанна…». Дан здесь один из древнейших советов, как читать: «Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорят книги и словеса те.»
Сохранить библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, на их месте возникали новые. В 1169 году, например, Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез все книги. В 1203 году Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд библиотеки.
Неизвестно, куда пропала библиотека Ярослава Мудрого: возможно, она погибла во время большого пожара в 1124 году или была уничтожена в 1240 году во время разгрома Киева войсками монгольского хана Батыя. Но именно она стала первой библиотекой на Руси.
Подлинным расцветом библиотечного дела становится Век Просвещения, появляются национальные заведения, платные, даже публичные. Люди получают возможность брать книги домой. Позднее в фонды библиотек начинают включать газеты, статьи которых несли в себе какую-либо ценность.
В наши дни, а именно 27 мая 1995 года, Указом Президента Российской Федерации установлен общероссийский День библиотек, приурочив эту дату ко дню основания в 1795 году первой государственной общедоступной библиотеки России — Императорской публичной библиотеки, ныне Российской национальной библиотеки.
О том, как складывались судьбы библиотек в течение нескольких веков, вы сможете узнать из материалов, представленных на книжной выставке «Свет дневной есть слово книжное», подготовленной сотрудниками Центра книги и чтения к Дню библиотек с 20 мая. Выставка расположена на 3-м этаже библиотеки.
Володин Б. Ф.
Всемирная история библиотек. — 2-е изд., доп. — СПб.: Профессия, 2004. — 432 е., 32 с. цв. вкл, ил. — (Серия: Библиотека)
На рубеже тысячелетий в эпоху информатизации принципиально изменился облик библиотеки, ее роль как общественного института, и возникла объективная потребность обобщить весь пройденный библиотеками путь. Данная работа представляет интерес для самого широкого круга библиотечных работников не только как учебное пособие по истории библиотечного дела, но и как научное и своего рода справочно — информационное издание. В этой богато иллюстрированной книге представлено развитие библиотечного дела на примере описаний конкретных библиотек — Европы, Азии, США и, естественно, России в историческом аспекте: библиотеки Древнего мира, раннего и позднего средневековья, библиотеки в эпоху Просвещения, библиотечное дело в XIX — начале XX вв., в период между двумя мировыми войнами и библиотечное дело во второй половине XX в.
В основу книги положены лекции по всемирной истории библиотек, которые автор читает на Высших библиотечных курсах РНБ с 1983 г.
2-е издание дополнено рядом новых материалов и указателей.
Глухов А. Г.
…Звучат лишь письмена: Судьбы древних биб¬лиотек.— М.: Книга, 1981.– 208 с., ил.
Сборник научно-художественных очерков о судьбах древних библиотек мира, начиная от архивов глиняных табличек шумеров и собраний папирусных свитков египтян до первых на Руси книго- хранительных палат. Рассказ о возникновении и становлении библиотек, их гибели, об ученых нашего времени, которые разыскивают и изучают древнейшие книгохранилища. Прослеживает автор и судьбы наиболее примечательных книг, биографии выдающихся деятелей культуры прошлого.
Рассчитан сборник на самые широкие круги читателей.
Глухов А. Г.
«В лето 1037…».— М.: Сов. Россия, 1974.–192 с.
В книге «В лето 1037…» рассказано о крупнейших и наиболее примечательных книжных собраниях нашей страны, начиная с первого, основанного Ярославом Мудрым. Идет речь в книге и о монастырских библиотеках, о первых книжных коллекциях учреждений (Приказов), о знаменитой Патриаршей книгохранительной палате и некоторых других. Говорится в ней и о культуре, о книгах и писателях, о переводчиках и переписчиках литературных памятников.
Повесть временных лет / Пер. Д. С. Лихачева; вступ. статья и прим. О. В. Творогова; худож. М. М. Мечев.— Петрозаводск: Карелия, 1991.– 191 е.: ил.
«Повесть временных лет» — летописный свод, составленный в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором. По словам академика Д. С. Лихачева, это цельная, литературно изложенная история Руси. Повесть отразила древнейший период истории земли Русской: расселение славянских племен, принятие христианства на Руси, деяния первых киевских князей, феодальные междоусобицы. Показывая пагубность последних, она призывает к единению.
Изборник Святослава: [сборник статей].– М.: Наука, 1977.
Изборник Святослава 1703 г. — это вторая по древности датированная славянская (и древнерусская) рукописная книга (после Остромирова евангелия, написанного для новгородского посадника Остромира в 1056 — 1057 гг.). Оригиналом для Изборника 1073 г. явился близкий по составу сборник, переведенный с греческого для болгарского царя Симеона примерно 150-ю годами ранее. Книга представляет собой сборник статей, посвященных исследованию этого уникального памятника культуры.
Стеллецкий И.Я.
Поиски библиотеки Ивана Грозного. – (Загадки Российской истории). — М.: Сампо, 1999 — 400 с.
Книга видного историка и археолога посвящена легендарной библиотеке Ивана Грозного, историей которой ученый занимался более сорока лет. В начале 30-х годов он вел поисковые работы в подземельях Московского Кремля, которые были прекращены после убийства С.М.Кирова.
В первом томе прослеживается история библиотеки, рассказывается о хранившихся в ней уникальных книгах, во втором описывается начальный этап ее поисков Стеллецким. Отсутствие третьего тома, таинственно исчезнувшего, в определенном смысле восполнено дневниками автора, которые читаются как приключенческий роман.
Васильченко В.Е.
Очерк истории библиотечного дела в России XI – XVIII века. – М.: Госкультпросветиздат, 1948.
Книга эта может служить пособием для студентов библиотечных институтов, изучающих курс истории библиотечного дела в СССР. Имея в виду это назначение книги, автор старался придерживаться программы курса вуза.
Автор надеется также, что книгу эту будут читать и более широкие круги библиотечных работников и что она представит некоторый интерес для историков и литературоведов.
Морозова Г. М.
История библиотечного дела в Калужском крае: [Краткий очерк]. – Калуга, 1991.
Настоящая работа обобщает материалы, собранные путем просмотра перечисленных источников, газеты «Калужские губернские ведомости» и изучения фондов Калужского государственного архива и ЦГАОР.
В связи с тем, что многие факты развития библиотечного дела в Калужском крае не вошли в очерк, но могут интересовать читателей и библиотечных работников в плане выяснения даты учреждения или открытия той или иной библиотеки, они были помещены в раздел «Хроника библиотечного дела».
Поластрон Л.
Книги в огне / Люсьен Поластрон; Пер. с фр. — М.: Текст, 2007. — 397,[3] с.
Книга французского историка Люсьена Поластрона посвящена уничтожению книг и библиотек на протяжении мировой истории от Античности до наших дней. Основываясь на обширном материале, выстроенном в хронологическом порядке, автор рассматривает это явление с исторической, философской, религиозной, психологической, общественно-политической и других точек зрения. Книга представляет большой интерес, как для специалистов, так и для широкого читателя.
Карьер, Жан-Клод Эко, Умберто Не надейтесь избавиться от книг! / Интервью Ж.-Ф. де Тоннака / Пер. с фр. и примеч. О. Акимовой. — СПб.: «Симпозиум», 2010. — 336 с.
Вы привыкли читать с экрана компьютера, мобильного телефона, электронного «ридера»? Вы не ходите в книжные магазины и уж подавно в библиотеки? Вы надеетесь избавиться от книг? «Не надейтесь!» — говорят два европейских интеллектуала, участники предлагаемой Вам дружеской беседы: «Книга — это как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь».
Умберто Эко — знаменитый итальянский писатель, учёный-медиевист и семиотик. Жан-Клод Карьер — известный французский романист, историк, сценарист, актёр, патриарх французского кинематографа, сотрудничавший с такими режиссерами, как Бунюэль, Годар, Вайда и Милош Форман.
Страсть обоих — книги: старые и новые, популярные и редкие, умные и глупые. И предмет своей страсти они отстаивают, пуская в ход всю свою эрудицию и остроумие. Авторы легко переходят от серьезных тем — способов передачи знаний в культуре, роли папируса и мнемотехник, Интернета и электронных книг — к историческим анекдотам и бытовым курьезам. Между делом читатель узнает, почему «своими знаниями о прошлом мы обязаны кретинам, имбецилам или врагам», а «курицам понадобилось сто лет, чтобы научиться не переходить через улицу». И почему Умберто Эко прочел «Войну и мир» только в сорок лет.
Эта книга о судьбе книг — ностальгическое признание в любви и веская защитительная речь в пользу самой себя.
Гениева Е.
Трудная дорога к храму: Судьбы российских библиотек на рубеже веков/Е.Ю. Гениева. — М.: Текст, 2004. — 190 с.
Перед вами размышления человека, сделавшего главным делом своей жизни служение российской культуре в, казалось бы, скромной ипостаси библиотечного работника. Е.Ю. Гениева, директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, пишет о своей судьбе, неразрывно связанной с судьбами библиотечного дела в нашей стране, о магистральном пути развития библиотек и превращении их в центры встреч и взаимного обогащения мировых культур.
Библиотечная этика в странах мира. [Сборник кодексов].— СПб., 2002.
Приведенные кодексы формулируют принципы поведения библиотекарей в разных странах. В каждом этическом кодексе сконцентрирована идеология, программа развития библиотечного дела в своей стране. Это цели и задачи библиотек, принципы взаимоотношений с читателями и коллегами, с вышестоящими и государственными органами, отношение к культурному наследию и формирующимся информационным потокам и многое другое.
Издание предназначено как для тех, кого интересуют вопросы библиотечной этики, так и для широкого круга библиотечных работников.
Перевод носит неофициальный характер, подготовлен переводчиками Отдела внешнего обслуживания Российской национальной библиотеки:
М. П. Дубянская, Н. Г. Перешивайлова, В. Б. Скорый, Д. Р. Сухих, О. Ю. Румянцева.
Перевод кодекса профессиональной этики США подготовлен Н. Ф. Вербиной, Украины — В. С. Пашковой.