Танцуем танго

Виртуальный обзор к международному дню танго.

11 декабря весь мир отмечает Международный день танго. Дата праздника выбрана не случайно, она приурочена ко дню рождения «Короля танго» — аргентинского певца, композитора и киноактёра Карлоса Гарделя (1890–1935). Еще в подростковом возрасте он «заболел» танго, стал знаменитым на всю Аргентину, а переехав в Европу, представил танго Парижу, откуда этот танец начал распространяться по странам и континентам. 

Карлос Гардель. Танго «Потерявший голову» из кинофильма «Запах женщины»

Некоторые источники, в частности французские, утверждают, что впервые танго появилось в Испании, и танцевали его испанские аборигены (испанские мавры, арабы) в начале XV века.

Танго, если присмотреться к нему внимательно, — это и психологическая драма, любовная история, и способ выяснения взаимоотношений. Весь диапазон человеческих отношений: любовь и ненависть, ревность и одиночество, надежда и разочарование – все это можно передать с помощью танго. Недаром американский режиссер Луис Браво сказал: «Танго – это музыка эмигранта, который покинул свой дом, но не нашел другого. Танго – это музыка тоски и музыка отчаяния. Это музыка ночи и музыка любви».

Танго – танец страстный и чувственный, темпераментный и драматический, и он всегда окрашен грустью. Движения его выражают самые крайние чувства и взрывную страсть. Танго очень четко разделяет мужчину и женщину, в нем важен каждый шаг, малейший жест. В этом танце есть нечто, что можно считать целым сценарием, где у мужчины и женщины – своя роль.

Однако историки музыки и танца в один голос утверждают, что изначально танго исполняли только мужчины. Почему танго раньше считался исключительно мужским танцем, существует несколько версий. Когда в середине XIX века европейцы стали активно заселять Новый Свет, в Южную Америку хлынул большой поток эмигрантов. В основном это были молодые парни, имеющие авантюрный склад характера. Англичане, ирландцы, испанцы и португальцы, выросшие в бедных семьях, но обладавшие отчаянностью, предпринимательской жилкой и желанием разбогатеть.

Но оказавшись на чужбине, они страдали от отсутствия женского внимания. Приличные дамы в ту пору могли путешествовать только в сопровождении мужа или отца. Соответственно, в любой стране, населенной в большей степени мужчинами, за внимание со стороны женщины приходилось бороться. И до сих пор в латиноамериканских странах бытует миф, что мужчины в то время устраивали такие танцевальные баталии для того, чтобы поразить даму и вызвать ее интерес к себе. Она, наблюдая виртуозно двигающихся под музыку мужчин, должна была выбрать среди них кавалера по душе.

А сейчас мы обратимся к началу начал, к самому классическому из всех видов танго – к аргентинскому. Сегодня это словосочетание – «аргентинское танго» – так же хорошо известно и так же естественно, как, например, словосочетание «венский вальс». Но сформировалось оно, пропутешествовав по нескольким континентам.

В 16 веке вместе с испанцами-колонистами попадает танго в Южную Америку. Здесь оно смешивается с аргентинской народной песней, немецким вальсом, польской мазуркой, кубинской хабанерой, и ритуальными танцами индейцев. К этому прибавьте еще эмигрантскую среду и страдания людей, прибывших в Аргентину в поисках счастья, тоску по покинутой родине, муки любви, радость надежд и горечь разочарований. И у вас получится настоящее аргентинское танго.

В 1916 году родилось танго всех танго – «Кумпарсита», автором которого считается уругвайский композитор Матос Родригес.

Матос Родригес. Кумпарсита

Вот уже более 500 лет люди танцуют танго. Но все эти века на первом месте были танцевальные движения, музыка же выполняла второстепенную роль, роль аккомпанемента. И так продолжалось до середины ХХ столетия, пока за дело не взялся замечательный аргентинский композитор Астор Пьяццолла, который однажды заявил: «Я всегда считал, что танго более создано для ушей, чем для ног».

Иначе, как Великий Астор в Аргентине его никто не называет. Всю свою жизнь он посвятил преобразованию музыки танго и сделал с ней то же, что сделал в свое время Иоганн Штраус с вальсом: превратил танцевальную музыку в высокое искусство, заставил ее звучать не только в танцевальных, но и в концертных залах в исполнении симфонических оркестров.

Астор Пьяццолла. Либертанго

В 2007 году в столице Аргентины Буэнос-Айресе открылся новый памятник, памятник целому музыкальному жанру – танго. Деньги на его установку собирали поклонники этой музыки 6 лет. А представляет он собой огромный 3,5-метровый стальной бандонеон (разновидность гармони) с растянутыми мехами. Этот инструмент, на котором виртуозно играл Астор Пьяццолла, для аргентинцев стал символом любимого танца.