Учитель…
Как много в этом слове чувств, эмоций, мыслей.
Кто такой учитель?!
Это — прежде всего человек.
Человек, ведущий за собой в мир знаний,
понимающий ранимую детскую душу.
Школа города Юхнова богата своим педагогическим составом.
Школа в городе до 1944 года размещалась в четырех частных домах. В 1949 году построили деревянное здание школы на Варшавке. До 1951 года школа называлась Юхновская начальная школа. Менялись названия школы, она была семилетней до 1960 года, восьмилетней до 1990 года. В 1955 года началось строительство новой школы. Директором новой школы в 1957 году был назначен А.П. Исаев. В 1990 году восьмилетняя школа была реорганизована в Юхновскую среднюю школу № 2.
Учителя — это люди с большой буквы. Они нам как родители, участвуют в нашем воспитании, учат и развивают наши способности, делятся с нами знаниями и дают путевку в жизнь, приучают к миру интересных наук.
Трудно переоценить труд учителей, которые каждый день несут знания нам и будущим поколениям.
Многое стирается из человеческой памяти, многое забывается. Но школу, где человек начинает познавать мир, забыть невозможно. И сама школа десятилетиями хранит память о каждом из своих учеников.
Учителями начальных классов были Нина Федоровна Парфирьева, Антонина Никитична Сухатинова, Людмила Анатольевна Новикова, Людмила Александровна Чуева, Августа Петровна Парамонова, Тамара Алексеевна Тесленко, Ирина Анатольевна Тарасова, Екатерина Иосифовна Трифонова, Антонина Яковлевна Кудряшова.
Они из того разряда учителей, которые, взяв ребят за руки, вели их не только из класса в класс, но и потом по жизни. Сколько в них было тепла, нежности, сердечности! Их доброты и участия хватало на каждого ребенка. Их по сей день вспоминают добрым словом. Учили не только писать и читать, но и рассуждать.
Какое же это трудное и ответственное дело – учить математике! Сколько нужно было потратить душевных сил, чтобы заинтересовать, влюбить воспитанников в свой предмет. А может быть, даже в себя, и повести за собой в мир познания. Учителями математики Юхновской школы были: Наталья Кузьминична Лекарева, Юлия Вячеславовна Агеева, Клара Васильевна Юшина, Раиса Кузьминична Михайлова, Нина Дмитриевна Заварзина, Ольга Сергеевна Супранова, Анна Петровна Воронцова, Антонина Викторовна Губернаторова, Мария Васильевна Савкина, Нина Сергеевна Камочкина и Вера Васильевна Костышева.
У этих учителей всегда всё получалось, а значит, получалось и у их учеников. Даже те, кто по складу ума и характеру были абсолютными гуманитариями, любили уроки математики. Строгие, требовательные, взыскательные. Всегда старались расширить рамки учебника, взять планку повыше, выбрать задачи посложнее.
Василий Васильевич Парамонов, Свинухова Зинаида Ивановна и Смирнова Клавдия Иосифовна, Петровский Николай Михайлович и Смирнова Антонина Ивановна были блестящими предметниками, доносили историю страны и всего мира. У них получалось -растить патриотов, показывать ценности, которые хранит прошлое. Давали понять: без знания прошлого не будет понимания настоящего и осознания грядущего.
Географы, как, впрочем, и все другие учителя, были настоящими эрудитами. Раиса Ивановна Маточенкова, Екатерина Дмитриевна Купоренкова, Михаил Андреевич Шамаров, Раиса Павлова Бабурова, Мария Ивановна Фомичева — их всегда видели с картами и глобусом в руках. Когда в школе ввели кабинетную систему обучения, у географов было все под рукой, в том числе ламповые магнитофоны и кинопроекторы «Школьник», которыми часто пользовались, познакомиться с другими странами можно было на экране.
Нина Михайловна Кузина, Валентина Порфирьевна Головко и Татьяна Михайловна Емельянова — прекрасные биологи. Знания давали настолько крепкие, основательные, что даже троечники через пару десятилетий уверенно могли прочитать лекцию своим взрослым детям по любому разделу биологии.
Нину Михайловну Кузину видели не только на уроках, но и на пришкольном участке. Казалось, она там дневала и ночевала. Здесь были и парник, и питомник, и фруктовый сад. А какие ставились опыты! На подсолнухе прививали цветы, на картофеле – помидоры, огурцы скрещивали с дыней. Не раз ученики были участниками Выставки достижений народного хозяйства в Москве. И всегда возвращались с наградами.
Химия – это часть жизнь, она всюду. Химию вели Анна Ильинична Степанова, Екатерина Михайловна Скугарова, Валентина Егоровна Снеткова. На уроке ребята всегда что-то исследовали, творили, делали открытия.
И с физикой ребятам повезло. Наука сложная, но Надежда Георгиевна Вакула, Николай Дмитриевич Юшин, Владимир Александрович и Зоя Степановна Орловские, Анна Александровна Батанова, Зоя Алексеевна Шумилова умели заинтересовать своим предметом.
Русский язык и литература предметы, без которых не обойтись. Как блестяще они владели словом: Валентина Сергеевна Беспалова, Надежда Васильевна Шурупова, Галина Ивановна Коняшкина и Татьяна Ильинична Минакова, Татьяна Яковлевна Лобовкина, Нина Георгиевна Кондрашова, Валентина Ивановна Левенкова, Аида Ивановна Горенкова, Аграфена Михайловна Чубко, Виктор Александрович Парфенов. Вокруг литераторов всегда были любители поэзии. Тогда только входили в моду стихи Вознесенского, Рождественского, Ахмадулиной. Они будоражили, хотелось обсудить, поделиться мыслями. Хорошо, что всегда было с кем.
Эти учителя были убеждены, что мир держится на доброте и благородстве. И сами были в высшей степени порядочными и бесконечно щедрыми людьми. Через их руки и сердца прошли сотни и сотни учеников. И для всех они были и остаются людьми с большой буквы.
Они безмерно доверяли коллегам и детям. Но прежде всего, были блестящими словесниками. Их уроки завораживали, давая богатую пищу как уму, так и чувствам.
Большую роль играло и трудовое обучение. В подвале школы находились мастерские для мальчиков. Там были установлены станки. И токарные, и деревообрабатывающие.
А девочки в основном учились шить на уроках домоводства. Начинали с самого простого, со швов. А заканчивали мастерски изготовленными модными платьицами. И были бесконечно благодарны Галине Николаевне Фединой за ее науку. Уж очень она пригодилась в жизни…
А Анна Трофимовна Кононенко была технарем. О своем любимом тракторе могла говорить постоянно. И ребят приобщала к технике. Что интересно, никогда ее не видели в мастерских в черном халате, всегда в красивом нарядном платье. Теорию изучали в школе, а на практику ходили в Сельхозтехнику. В результате получали профессию, которая многим пригодилась в жизни.
Физкультуру и начальную военную подготовку вели Владимир Александрович Черкесов и Анна Ивановна Осипова. Требовательные, настойчивые не терпели лодырей. Самых неловких научили отлично прыгать через коня и лазить по канату, поблажек не давали никому.
Учителями музыки работали Анна Ивановна Кудинова, Алла Апалоновна Богачева, Валентин Иванович Рудиков, Лилия Михайловна Парфенова. Изящные, красивые, талантливые. При Лилии Михайловне Парфеновой, продолжая традиции Марианны Анатольевны Соловьевой, пели все, и малыши, и старшеклассники. А какие концерты готовили!
Каждый из учителей Юхновской школы – яркая личность. По характеру, жизненному и педагогическому опыту разные, но все преданно служили школе, детям. Лелеяли, опекали, растили, окрыляли. Помогали стать независимыми, упорными, настойчивыми в достижении цели. Тонко чувствовали время. Были распахнуты всему новому!!!
Погосян Арпине Сергоевна — библиограф МКУК «Юхновская межпоселенческая библиотека».