Уголок народного быта «Родная старина»

МКУК «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Перемышльского района»

Погореловская сельская библиотека

Сегодня взрослые и дети проявляют большой интерес к русской старине: обычаям, обрядам, традициям и конечно предметам, которые использовались в быту. Старые вещи, хотя теперь и не совсем нужные, напоминают нам о том, как жили люди раньше. Эти предметы старины не дают забыть историю наших предков. Увидеть в наше время старинные предметы можно только в музеях, ведь не все хранят эти вещи дома, но живя в деревне, не все жители могут выехать в город на экскурсию. Поэтому было принято решение создать уголок народного быта «Родная старина», в Погореловской сельской библиотеке. Созданием уголка начали заниматься в 2008 году, местные жители по просьбе библиотекаря стали приносить старинные вещи, оставшиеся от своих бабушек и дедушек. Музей постепенно пополнялся экспонатами, сейчас в музее насчитывается  36 экспонатов, но в связи с тем, что помещение библиотеки не позволяет показать все музейные экспонаты, на выставке представлены предметы, вызывающие больший интерес у посетителей.

В уголке народного быта представлены такие вещи как, рукомойник, утюг угольный, кочерга, ухват и другие предметы быта, которые помогали нашим предкам справляться с трудной работой по дому. 

Замковый ключ – первые ключи, как и замки, появились одновременно с первыми цивилизациями. Изготовлением ключей занимался мастер, именуемый ключником.

У ворот укрепленного селения стояли сторожа – воротники, которые отпирали и запирали ворота и хранили от них ключи. В каждой избе был амбарный замок, к сожалению, замок не сохранился до наших дней, но ключ в нашем уголке имеется.

Главной в избе всегда считали русскую печку, в которой готовили еду, мылись, и она же служила постелью.  Пищу готовили в чугунках, самая вкусная каша получалась, если ее приготовить в чугунке да печи.

Чугунок(чугун) – горшок из чугуна, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугунка является повторяющая форму глиняного печного горшка, зауженный к низу расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяла ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента-ухвата.

Ухват (Рогач) – ручной инструмент для перемещения глиняных и чугунных горшков для еды. Ухват представляет собой металлическую рогатку, закрепленную на длинном черенке. Под каждый размер чугунка был свой ухват.

Помимо горшков и чугунков были и сковороды, на которых также готовили еду, но ухватом ее не взять, поэтому люди пользовались сковородником.

Сковородник (Чапёльник) – приспособление, с помощью которого ставили сковороду в печь. Конструкция хорошо известна и используется по сей день, а вот названия у этого приспособления разных места различны. В Воронежской, Тамбовской, Рязанской, Калужской и Смоленской губерниях такой инструмент называли чапельник, чепела, а в Нижегородской его называли чапляник от диалектного слова чапать, означающего цапать, хватать.

Рядом с печью всегда можно было увидеть металлическую кочергу.

Кочерга – ею задвигали из устья в горнило печи сложенные домиком поленья, потом разводили огонь. Кочергой перемешивали пышущие жаром головешки и выгребали угли, поэтому вся ее рабочая часть была металлическая.

После того как печь была растоплена и чугунки с репой и кашей отправлены в печь, ее закрывали заслонкой.

Заслонка русской печи – обязательный атрибут русской печи, назначение которой заключалось в том, что бы закрывать печь при приготовлении пищи, чтобы жар не остывал очень быстро.

Так же угли из печи помогали домочадцам выглядеть опрятно, их засыпали в утюг.

Угольный утюг – так же известный как углевой, паровой, духовой. Внешний вид напоминает современный – основание с заостренным носиком, и ручка. Основание состоит из полого вместилища для угля, крышки, деревянной ручки и отверстий для выхода пара.

Следили не только за одеждой, но и чистотой рук и лица. В чем помогал рукомойник.Рукомойник — простейший рукомойник имеет ручку для подвешивания, носик для выхода воды, и с виду похож на чайник. Вода выливается при наклоне сосуда. В отличии от чайника рукомойники на подвесе обычно имеют два носика –«рыльца», зачастую украшенных головами животных. Согласно словарю Даля, подвесной гончарный рукомойник с двумя ушками и рыльцами раньше называли «бараном».

Прялка колесная — самопряха — обязательный предмет крестьянского быта. Искусные мастера преподносили прялку в дар невесте, жене или дочери. Богато украшенная резьбой или росписью, она висела на видном месте, как символ благополучия семьи. Дорогие и особо ценные прялки передавались по наследству. Точную дату появления прялок на Руси назвать невозможно. Это глубокая древность. Прялка — спутница женщины на протяжении всей жизни.

Заключение.

Наш уголок народного быта «Родная старина» пользуется особой популярностью у детей, которые приезжают учиться к нам в школу из городов. Так же предметы старины используются для постановок русских народных сказок. 

Мы надеемся, что эти предметы старины будут интересны еще долгое время, ведь эти предметы это наша история, история наших предков, которую ни в коем случае забывать нельзя!