Муниципальное казенное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Перемышльского района» Макаровская сельская библиотека
У каждого нового поколения, входящего в мир, есть нравственный долг — беречь красоту, созданную предыдущими поколениями. Память о прошлом- звено межу настоящим и будущим. Для сохранения и возрождения культурного наследия русского народа, села, в Макаровской библиотеке создан уголок народного быта «Уголок старины». Все, что представлено в «Уголке старины», собиралось на территории сельского поселения «Село Макарово».
Все началось с нескольких вещичек, принесенных читателями в библиотеку. Постепенно уголок пополнялся экспонатами, за которыми приходилось ездить в соседние деревни. Со старшим поколением проводились беседы и люди делились предметами старины.
Сейчас в библиотеке насчитывается 62 экспоната, которые располагаются так, что к ним можно подойти, рассмотреть, потрогать. Чтобы подробно узнать о жизни крестьян, предлагаем познакомиться с предметами крестьянского быта, которые есть в коллекции библиотеки.
В «Уголке старины» можно увидеть прялку, которая передавалась по наследству и не раз выручала семью от голода. Прялки были ручные и ножные. На ручной прялке волокно наматывалось на веретено, а на ножной — на катушку. Полученные нити использовались для вязания, шитья, приготовления дратвы и канатов, веревок и получения полотна на ткацком станке.
Здесь есть берда-часть ручного ткацкого станка, рубели — с помощью которых крестьянки стирали и разглаживали льняные увлажненные холсты.
Также для глажки применяли углевые утюги. Они походили на небольшие печи: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия. Большие чугунные утюги весили до 10 килограмм и предназначались для глажки грубых тканей.
Гребень с короткой ручкой предназначался для чеса льна и шерсти, гребень с длинной ручкой являлся составной частью прялки.
Половики изготавливались на ткацком станке или плелись крючком. В первом случае они были длинные и узкие, во втором — обычно круглой формы.
Вокруг нас много вещей, к которым мы так сильно привыкли, что часто не придаем им никакого значения. В первую очередь это касается полотенца – человек использует его постоянно на протяжении всей своей жизни: с младенчества и до самой смерти. Издавна рушник считался многозначным и символичным изделием. Им украшали быт, но, кроме этого, рушник нёс в себе некое напоминание о родственных связях с предками. Ведь если посмотреть на вышитые узоры, то можно смело предположить, что это не просто красивые рисунки, а зашифрованная история о жизни предков. Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нес свой смысл и имел четкое предназначение.
Обыденные рушники вышивались в течение одного светового дня. Подорожные рушники, небольшие, со скромной вышивкой, давались в дорогу тем, кто покидал родной дом, отправляясь в странствие: воинам, торговцам, путешественникам. Подорожный рушник олицетворял собой пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.
На родильный рушник повитуха принимала новорожденного, а на крестины вышивали крестильный рушник, на котором ребёнка несли в храм и вытирали после окунания в купель. После крестин из этого рушника могли сшить первую детскую рубаху, а могли хранить до свадьбы, или даже до похорон. После смерти рушники сопровождали человека и при его погребении — на них несли гроб, вешали на могильный крест.
На большие ежегодные праздники вышивались особые праздничные рушники. Например, на Масленицу в благодарность за угощение хозяев дома одаривали рушником-блинником. Пасхальные рушники предназначались для выпеченных куличей, хлебов и похожи на хлебосольные рушники, но отличаются орнаментом – на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскреси) и символы яйца.
«Божником» называли рушник, обрамляющий иконы.Свадебных рушников насчитывается около 40. Но главными считались всего пять: родительский, союзный, «божник», венчальный и хлебосольный.
Издревле изготовление свадебных рушников считалось обязанностью невесты. Наши предки воспринимали рушник как полотно, на котором красной нитью изображалось прошлое, настоящее и будущее. Считалось, что, вышивая свадебный рушник, невеста вышивает своё семейное будущее, поэтому приниматься за вышивку позволялось только с благими мыслями и хорошим настроением. Рушник играл в жизни славян важную роль, сопровождал человека от рождения до смерти, был важным элементом в быту и сохранился до наших дней.
Лапти — один из самых древних видов обуви, их плели из лыка. Носили лапти только деревенские жители, то есть крестьяне.
Самовар являлся символом семейного уюта, благополучия и достатка. Его выставляли на самое видное место в доме, располагали всегда в центре стола.
Вкус домашнего масла ни с чем не сравнить, а если масло сбивали родные руки, этот вкус из детства становится просто незабываемым. Сколько труда и времени нужно было женщине, чтобы вручную сбить масло. А ведь этот трудоемкий процесс всегда был исключительно женской работой. Для изготовления сливочного масла из слегка скисшего молока, сливок или сметаны — применялась маслобойка.
Крынки служили для хранения молока как парного, так и холодного. Так как сосуды были сделаны из пористого материала-глины, молоко как будто «дышало» и поэтому сохранялось лучше.
Коромысло – это, дугообразное приспособление, которое предназначалось для переноса грузов. В основном носили воду в ведрах для дома и для двора на питье скотине.
В старину женщинам в отсутствие стиральных машин приходилось буквально выбивать грязь из мокрого белья. Использовали для этого такое приспособление, как валек. Предназначение валька определяло его форму – было удобно держать приспособление за рукоять, выколачивая бельё чуть вогнутой прочной доской, расширявшейся книзу. Рабочую поверхность предмета оставляли гладкой, чтобы не испортить ткань. А рукоять и нерабочую нижнюю поверхность, напротив, стремились покрыть резьбой и росписью. Особенно затейливо украшали подарочные вальки. Так, крестьянскому парню считалось незазорным подарить резной валёк невесте перед свадьбой. Подобные подарки старались беречь, ценя их красоту и проявляя уважение к дарителю. Нарядные вальки вешали на стену, украшая дом, на реку для стирки могли брать с собой колотушки попроще.
Стиральная доска — приспособление для ручной стирки, представляющее собой ребристую поверхность, о которую следует интенсивно тереть намоченную в мыльном растворе одежду с целью обеспечить более эффективное проникновение частиц моющего средства в поверхностный слой ткани и последующее удаление частиц грязи.
Чугун на Руси был незаменим в хозяйстве, его использовали для тушения и варки еды в русской печи. Он имел форму традиционного глиняного печного горшка — зауженного к низу, расширяющегося к верхней части и снова сужающегося к горлу. Такая форма позволяла ставить и вынимать его из печи с помощью специального инструмента — ухвата, представляющего собой разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке.
Редко встретишь сейчас керосиновую лампу, кроме как в музее. А вот лет 100 назад это была незаменимая вещь в любом доме. Керосиновая лампа — это светильник, работающий на основе сгорания керосина. Она была не только предметом освещения, но и украшением интерьера.
Веревки из лыка использовались в рыболовстве и на охоте, а также в хозяйстве. Эти веревки достаточно стойкие к истиранию и воздействию воды.
Грабли — это сельскохозяйственное орудие труда, использовавшееся для заготовки сена, при молотьбе зерновых культур и обработке почвы на огороде. Сенокосные грабли были деревянные и легкие. Грабли для обработки почвы на огородах были железные и тяжелые.
Любой «Уголок старины» без посетителей ничего не значит, здесь важна еще и просветительская работа. Поэтому в библиотеке не только собираются экспонаты, но и размещаются так, чтобы привлечь посетителей. Многие предметы, хранящиеся в «Уголке старины», используются в проводимых мероприятиях и тематических выставках.
Материал подготовила библиотекарь Петрова Т.В.