Уникальные музеи мира: Музей исламского искусства (Катар, Доха) 

К Международному дню музеев мы представляем альбом «Музей исламского искусства» из фонда отдела иностранной литературы.

Музей Исламского Искусства в Дохе — главный музей Катара и крупнейший в своем роде в странах Арабского (Персидского) залива. Он был официально открыт 22 ноября 2008 года.

Здание музея построил Ю Минг Пей — один из самых знаменитых современных архитекторов, продолжающий активную творческую деятельность, хотя и является ровесником Октябрьской революции (ему  почти 97 лет).

Музей воздвигнут на южной оконечности Дохи, на искусственно насыпанном полуострове. Специально построенный парк окружает здание с восточного и южного фасадов, в то время как два моста соединяют южный фасад здания с главным полуостровом, на котором расположен парк.

Здание музея выполнено в стиле древней исламской архитектуры при этом имеет уникальный современный дизайн с использованием геометрических узоров.  Общая площадь музея — 45 тысяч кв. метров.

Главное здание состоит из пяти этажей, главного купола и центральной башни. Он соединен с отделом образования через большой центральный двор. Пять этажей здания покрыты стеклянным фасадом с северной стороны, и с него открывается панорамный вид на Персидский залив.

Музей представляет исламское искусство с трех континентов на протяжении 1400 лет. Его коллекция включает изделия из металла, керамику, ювелирные изделия, изделия из дерева, текстиль и стекло, привезенные с трех континентов и датируемые 7-20 веками.

Это одна из самых полных в мире коллекций исламских артефактов, с предметами, происходящими из Испании, Египта, Ирана, Ирака, Сирии, Турции, Индии и Центральной Азии.

Одной из самых узнаваемых черт исламского искусства стало обильное применение орнамента в качестве основного декора, получившего в Европе название «арабеска». Это своеобразный орнамент, включающий композиции переплетений стилизованной растительности, геометрических фигур и элементов искусства каллиграфии.

Наиболее полно эстетические пристрастия мусульманских народов различных территорий демонстрируют ковровые изделия.

Ковроделие – один из самых важных видов декоративно-прикладного искусства мусульманского мира.

Ковры служили защитой кибитки кочевника от резких колебаний температуры.

Ковровой тканью покрывали скелет кибитки, из нее и делалась занавеска для входа. Ковром устилали пол. Особые коврики стелили во время молитвы.

Фигуры в виде большой запятой или точки символизировали огонь – воплощение божественной справедливости. На свадебных коврах изображали листву виноградника или инжира, как пожелание счастья и благополучия. На коврике для молитвы красный цвет означал счастье. Нельзя было использовать зелёный цвет, так как это цвет Пророка ислама , и его нельзя топтать.

Композиционное построение большинства ковров организовано по принципу центрального поля и каймовой рамы.

Особенно впечатляют изобразительные мотивы произведений декоративно-прикладного искусства – на тканях, керамике, металлических сосудах и утвари.

Значительную роль в исламской художественной культуре играет каллиграфия. ( искусство красивого письма). Основой мусульманской каллиграфии служит арабский алфавит. Каллиграфия использовалась при оформлении Корана

Древнейшим стилем каллиграфии был ку́фи, который стал канонизированным подчерком для коранических надписей. Особенно часто его используют в декоре мечетей. Куфическое письмо можно узнать по довольно тяжеловесному, прямолинейному начертанию букв.

Письмена присутствуют на предметах декоративно-прикладного искусства – посуде, ювелирных украшениях, коврах и тканях, оружии и доспехах и т.д.

В оформлении книги особую роль играла иллюстрация или книжная миниатюра. Красочными изображениями снабжались медицинские энциклопедии, научные и философские труды виднейших мыслителей, диваны (поэтические сборники), месневи (поэмы), прозаические произведения и т.д.

Иллюстрировались только светские литературные произведения. В оформлении Корана использование живописи было недопустимо.

Каллиграфия, декоративный орнамент и живописная миниатюра являли неразрывный синтез в оформления книги. Эти рукописные издания зачастую, представляли собой очень дорогие произведения искусства.