ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. Забыть её невозможно. О ней писали и продолжают писать журналисты, писатели, участники войны, те, кто пережил её на оккупированных территориях и в тылу, и даже те, кто родился уже после. Дети пишут стихи и рассказы о своих дедах. Она прошла через сердце каждого из нас и оставила свой след. В каждой семье кто-то воевал, но не все вернулись, погибли. Калужские художники неоднократно обращались к этой теме. Ими созданы десятки произведений о войне. Они рассказали о ней так, как увидели, поняли, пережили…», — так начинает свой рассказ в книге «Добрые встречи» Татьяна Азарова, раскрывая творчество калужских художников в Великой Отечественной войне. (Т.В. Азарова. Добрые встречи.- Калуга, 2010).
Военная тема запечатлена в картинах известных советских художников Р. Курчика «Освобождение Калуги», В. Медведева — «На фронт», «После блокады», «Солдаты тыла», «Старик», «Возвращение», Л. Н. Казакевича «Бегство» и др.
Художник Лев Николаевич Казакевич (1916-2015) родился в Калуге. Окончил Московское художественно-педагогическое училище. Преподавал рисование и черчение в средней школе (гимназия) №9. Работал в товариществе «Калужский художник» с 1942 по 1947 годы. Лев Николаевич был свидетелем оккупации Калуги фашистами. Когда немцы захватили город, он был тяжело болен и находился дома. Казакевич видел, как «хозяйничали» фашисты в Калуге и как два месяца спустя спешно покидали её. Свои впечатления Лев Николаевич отразил в картине «Бегство». На первом плане — убегающие немцы с вещами. Художник изобразил панораму горящего города, здание Гостиных рядов, подбитую или брошенную технику, припорошенные снегом кресты на моголах фашистских оккупантов.
Тархов Дмитрий Михайлович (1893–1948) — живописец, график, плакатист. Окончил Строгановское центральное художественно-промышленное училище. В 1920-е работал в области графики, плаката, художественного оформления. В 1923 — главный художник первой сельскохозяйственной выставки в Москве. В 1930-е занимался, главным образом, живописью.
В годы Великой Отечественной войны художник выезжал на места боев по заданию политуправления РККА. Д. М. Тархов был из тех художников, кто с самого начала войны работал на передовой, внимательно фиксируя на бумаге боевые подвиги и минуты отдыха солдат и партизан, портреты героев, городские пейзажи и архитектурные памятники, разрушенные фашистами. Результатом его работы стали многочисленные рисунки и этюды, запечатлевшие портреты солдат, пейзаж фронтового города и многочисленные разрушения, принесенные фашистскими захватчиками.
В конце 1941 года Тархов был командирован в Калугу и стал свидетелем освобождения города от фашистского плена. В январе 1942 года он сделал множество зарисовок Калуги: домов, разбитых снарядами, улиц с брошенной немецкой техникой. Часть натурного материала позже использовалась художником в мастерской для работы над завершенными полотнами.
Так, в том числе, была создана работа «Калуга. Площадь Ленина. Январь 1942 года». На фоне сгоревшего дома Фалеевых, расположенного у сквера им. Ленина, Тархов изображает зенитную установку, оставленную спешно покидающими город гитлеровцами. Автор не стремился досконально точно отразить архитектурный облик площади, однако Тархову удалось создать узнаваемый образ калужской улицы, покалеченной войной.
Рисунок «Взятие Калуги» (1942) Дмитрия Михайловича Тархова тоже является подлинным документом очевидца событий. Сегодня эти произведения входят в собрания музеев России, в том числе, в коллекцию Калужского музея изобразительных искусства.
Творчество замечательного художника-графика Матвея Алексеевича Доброва (1877–1958) тесно связано с Калужским краем. Многие из графических произведений посвящены Калуге и её окрестностям. Добровым исполнено несколько зарисовок, посвящённых битве за Калугу. Прекрасным образцом его работы является рисунок «Освобождение Калуги», исполненный в 1942 году в качестве подготовительного эскиза к гравюре. Этот рисунок хранится в Калужском музее Изобразительных искусств. Поступила работа в музей в 1963 году от дочери художника Зотовой Софьи Матвеевны, которая жила в Калуге с 1932 года. Отец часто навещал её, в связи, с чем появилась серия работ, посвященная Калуге: «Ока под Калугой», «Окраина Калуги», «Калужские мотивы», «Каменный мост в Калуге», «Берендяковка», «Освобождение Калуги»
В картине «Освобождение Калуги» изображен момент вступления Красной Армии в оккупированную немцами Калугу. В декабре 1941 года войска 50-й армии провели успешную операцию по освобождению Калуги. Для глубокого прорыва на тыловые коммуникации противника была создана специальная подвижная группа под командованием генерал-майора В.С. Попова, которой предстояло совершить 90-километровый рейд и внезапным ударом овладеть городом Калуга. Операция началась в ночь с 17 на 18 декабря 1941 года. В 5 часов утра 21 декабря советские войска устремились к городу. Завязались ожесточенные бои. К 23 декабря 1941 года к городу Калуга подошли основные силы 50 армии. 30 декабря 1941 года состоялся штурм города, в результате которого Калуга была полностью освобождена. Эта натурная зарисовка послужила эскизом для офорта мастера.
Ремир Альбертович Курчик (родился в 1929 году) советский и российский художник, график, иллюстратор, член Союза художников СССР. С 1954 года, после службы в армии, жил и работал в Калуге. Художник Ремир Альбертович Курчик написал картину «Освобождение Калуги» в 1958 году. «В город вошли советские солдаты. Над танком развевается красный флаг. Всего 68 дней длилась оккупация, которая сопровождалась расстрелами коммунистов и других граждан города. Калужане, повидавшие всякое, вывалили на улицы встретить своих освободителей. Тут и солдат, беседующих с девочкой, и бегущая женщина, которая что-то кричит. Должно быть, пытается спросить у солдат об отце, муже, сыне…», так описывает картину Татьяна Азарова в книге Добрые встречи»
Калужский художник Виктор Демьянович Медведев родился в 1939 году. Жил и работал в Калуге. В период обучения в Ленинградской художественной академии он написал картину «На фронт», которая стала его дипломной работой. При работе над этой картиной была проведена немалая поисковая работа: художник собирал факты, разговаривал с очевидцами.
В фонде Краеведческо-информационного центра хранится книга «Иван Евстигнеев. Фронтовые рисунки художника Студии М. Б. Грекова» (Калуга, 2020). Иван Васильевич Евстигнеев, советский художник, живописец-баталист. Лауреат Сталинской премии второй степени, Заслуженный деятель искусств РСФСР. В книге представлены его зарисовки с фронта, в том числе созданные на калужской земле.
30 декабря — День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, особая дата в истории Калуги, ставшая символом мужества и силы духа нашего народа, бессмертного подвига фронтовиков и тружеников тыла. Это событие нашло широкое отражение в творчестве многих калужских художников.