Виртуальный обзор

Время – самый строгий, но и самый объективный из судей. Из всего созданного человечеством оно сохраняет лишь то, что ему, человечеству, совершенно необходимо. Русский романс за свою более чем двухвековую историю стал для нашего народа летописью – летописью взлетов и страданий той самой «загадочной русской души».

Ежегодно в последнюю субботу января отмечается Международный день русского романса. Впервые этот праздник состоялся в 2018 году. Идея учредить официальный День русского романса родилась в 2017 году как результат многолетней работы Международного конкурса «Романсиада», собирающего талантливых исполнителей романса во многих регионах России и мира. А создателем, вдохновителем и председателем жюри «Романсиады» стала музыковед, пианистка, телеведущая, Заслуженный деятель искусств Галина Преображенская.

источник https://media.75.ru/xn--80apgechxphc1h/resources/67884/romansiada.jpg

С октября 2017 года конкурс «Романсиада» и созданный на его основе проект «Международный день русского романса» проводятся под эгидой ЮНЕСКО.

Празднования ежегодно находят отклик не только в Москве, но и в различных уголках России и мира. В частности, в 2019 году День русского романса отметила Македония. Эстафету подхватила Киргизия. Но конечно же, центральное мероприятие празднований, по традиции — это большой концерт в Кремле непосредственно в День романса.

А теперь – немного истории.

Термин «романс» возник в Испании в XV-XVI веках и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском») языке, а не на латинском, принятом в церковных песнопениях. Распространившись в других странах, термин «романс» стал обозначать жанр вокальной музыки.

До России он добрался лишь в конце XVIII века, но сразу же стал очень популярным. Первоначально  романсом называли вокальные произведения, написанные на французский текст (в том числе и русским композитором). Романсы же с текстом на русском языке называли «российскими песнями».

Насколько этот жанр стал популярным в нашей стране можно судить по тому, что романсы создавали маститые композиторы, но их писали и непрофессиональные талантливые музыканты-любители. Романсы исполняли великие мастера жанра, но пели их и те, кто не мог бы похвастаться вокальными данными. Романсы звучали с самых знаменитых сцен, но услышать их можно было и в аристократических салонах, и в домах простых горожан. В общем, русский романс – это для всех и навсегда!

Наиболее известные романсы первой половины XIX века принадлежали Александру Алябьеву, Александру Варламову, Александру Гурилеву, Петру Булахову.

Петр Булахов, стихи неизвестного автора. Не пробуждай воспоминаний.

Романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов — Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова и других. В истории русской музыки мы не найдем ни одного выдающегося композитора, не писавшего романсов.

Петр Чайковский, стихи Алексея Толстого. Средь шумного бала.

Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в конце XIX — начале XX веков. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». А авторами стали композиторы-любители, такие как Николай Зубов, Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления знаменитых исполнительниц — Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Вари Паниной.

Музыка и стихи Николая Зубова.Не уходи.

В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток. Но даже в сложный для него период сочинения этого жанра с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели и другие. В частности, романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» в исполнении Александра Вертинского так полюбился европейцам, что теперь исполняется на английском, испанском, итальянском, немецком, французском, венгерском, греческом, финском, португальском и других языках.

Борис Фомин, стихи Константина Подревского. Дорогой длинною.

Прошло более двух веков с того дня, когда русские читатели увидели на книжных прилавках новый, в шершавых корочках, украшенный виньетками, сборник, который назывался «Между делом безделье: разные песни с приложенными тонами на 3 голоса». Это был первый изданный в России сборник романсов.

Более двух веков… А романс по-прежнему жив и любим.

Вениамин Баснер, стихи Михаила Матусовского. Романс из кинофильма «Дни Турбиных».