Viva, Verdi (Да здравствует Верди)

Человек, пробегавший босиком первые 10 лет жизни за неимением обуви, «пророс сквозь все ступени общественной лестницы». Он стал членом Парламента — то есть сенатором, он стал крупным землевладельцем. Имя его – Джузеппе Верди — превратилось в символ Италии.

Джузеппе Верди

Источник:https://www.operasofia.bg/uploads/images/2021/01/16573.jpg?_=1589959893

Он родился 10 октября 1813 года в небогатой семье трактирщика и пряхи, живших в деревне Ронколе возле городка Бусетто (ныне это регион Эмилья-Романья). С пяти лет мальчик начинает учиться нотной грамоте и игре на органе в местной церкви. Пятнадцатилетний Верди уже – автор симфонии. В Миланскую консерваторию, куда молодой музыкант отправился в возрасте восемнадцати лет, дабы продолжить образование, его не приняли «из-за низкого уровня фортепианной игры; кроме того, в консерватории были возрастные ограничения». До некоторой степени могла повредить ему и внешность. «Высок ростом, шатен, брови и борода — черные; серые глаза, орлиный нос, маленький рот; лицом худ и бледен; со следами оспы на коже», — так описана наружность молодого Верди в его паспорте. По рассказам современников, серьезный, сосредоточенный характер Верди и известная доля застенчивости налагали печать и на его внешность. За кажущуюся нелюдимость и резкие, грубоватые манеры молодого композитора называли «медведем из Буссето». 

Не поступив в консерваторию и оставаясь в Милане, Верди начал брать частные уроки, посещая в то же время оперные спектакли и концерты. Общение с миланским бомондом убедило его всерьез подумать о карьере театрального композитора. И  он стал им, написав 26 опер.

17 ноября 1839 года в театре La Scala состоялась премьера первой оперы Верди «Оберто», которая прошла с успехом. Вторая опера — «Король на час» — практически провалилась; частично эта неудача должна быть отнесена за счет музыки, но часть вины падает и на исполнение. А вот опера под номером три – «Набукко» или «Навуходоносор» — в одночасье сделала имя ее автора знаменитым.

Джузеппе Верди.

Хор пленных иудеев из оперы «Набукко».

В возрасте тридцати восьми лет у Верди возник роман с певицей Джузеппиной Стреппони, к тому времени заканчивавшей карьеру. Вскоре Джузеппина прекратила выступления из-за потери голоса, и Верди решил оставить свою музыкальную деятельность вместе с женой. Но «развестись» с оперой оказалось совсем непросто. И первая же опера, созданная Верди после «ухода на покой», стала первым его шедевром — «Риголетто»,  написанная по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется». Премьера состоялась в Венеции в 1851 году и имела грандиозный успех. «Риголетто» стала одной из лучших опер в истории музыкального театра.

Джузеппе Верди.

Песенка Герцога из оперы «Риголетто».

«Травиата», следующая великая опера Верди, была сочинена и поставлена через два года после «Риголетто». Либретто написано по мотивам пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями».

Джузеппе Верди.

Застольная из оперы «Травиаты».

Одна из последних великих опер Верди, «Аида», была ему заказана правительством Египта, дабы отметить открытие Суэцкого канала. Вначале Верди отказался. Будучи в Париже, он получил повторное предложение. На сей раз композитор детально познакомился со сценарием оперы, который ему понравился, и согласился взяться за эту работу. «Аида» была поставлена в Каире в 1871 году и прошла с огромным успехом.

Джузеппе Верди.

Триумфальный марш из оперы «Аида».

 Всю жизнь Верди называл себя крестьянином, и главной его мечтой было стать землевладельцем и заниматься сельским хозяйством. Для достижения этой цели он в течение десяти лет каторжного труда в режиме аврала написал шестнадцать опер, стал популярным композитором в Италии, и, наконец, заработал достаточно средств, чтобы купить роскошный дворец в Буссето и огромные угодья вблизи родной деревни. Чуть позже он приобрел также имение Сант-Агата, построил там новый дом, завел солидное хозяйство с полями пшеницы, кукурузы, виноградниками, сыродельней, винодельней, конюшней, фермой и прекрасным садом.

Верди был очень богат, и в пору расцвета его славы всегда сам назначал гонорары за свои оперы. Значительные суммы он отдавал на благотворительность и всегда старался сохранить это в тайне. На его деньги в Милане был построен Дом отдыха для престарелых музыкантов, где в соответствии с завещанием покоятся его останки. А Миланская консерватория, которая не приняла гения в число своих учеников, теперь носит его имя.

Джузеппе Верди — не просто великий композитор. Он фактически хозяин мировой оперной сцены, поскольку из двадцати шести его опер как минимум двадцать вот уже около 200 лет постоянно держатся в театральном репертуаре. Каждый вечер хотя бы в одном из театров мира исполняется его опера. Такого рекорда не достигал еще ни один композитор.