25 января 2023 года исполняется 85 лет со дня рождения Владимира Высоцкого, одного из самых известных советских поэтов, актеров и авторов-исполнителей песен. Его творческое наследие насчитывает более 800 песен и стихотворений, 30 ролей в кино, 20 в театре и множество незаконченных проектов. Он заслужил славу народного барда и всесоюзную любовь – за то, что всегда пел искренне, писал свои стихи от души, играл своих героев живо и ярко, и всегда обращался к зрителю, всегда говорил с ним на одном языке. Поэтому его произведения до сих пор остаются актуальными и близкими сердцам нескольких поколений слушателей. А мы сегодня постараемся вспомнить, как все начиналось для Владимира Семеновича в театре, кино и в песне.
В июне 1956 года он поступил в Школу-студию МХАТ. Первая роль (боец, без слов) была доверена Высоцкому в 1956 году на первом курсе в студенческом спектакле по пьесе Штейна «Гостиница «Астория» (репетиции шли два года, премьера состоялась в 1958-м). За время обучения Высоцкий сыграл Боркина в спектакле «Иванов» по пьесе Антона Павловича Чехова (1959), Порфирия Петровича в учебном этюде по «Преступлению и наказанию» Фёдора Михайловича Достоевского (1959).
Первое упоминание об артисте в центральной печати относится к 1960 году – игра выпускника студии МХАТ Владимира Высоцкого была отмечена в статье Л. Сергеева «Девятнадцать из МХАТ» («Советская культура», 1960, 28 июня): «Выпускной курс, руководимый народным артистом республики П. Массальским, подготовил совершенно различные по темам и жанрам спектакли… Самое крупное достижение выпускников курса — спектакль «На дне». Постановкой горьковской пьесы студийцы как бы бросили вызов «старшим», и надо признать, что они с честью вышли из рискованного поединка»… Затем автор похвалил некоторых исполнителей и, в частности, нашего героя: «Артист В. Высоцкий проводит эту сцену с подъемом. В этот момент его Бубнов сверкающе счастлив…»
20 июня 1960 года Высоцкий окончил театральный институт и пришел в московский Театр имени Пушкина. Сохранился приказ № 81, где говорится: «Товарища Высоцкого B.C. зачислить с 1 июля с.г. в качестве артиста с окладом 750 руб., предоставив ему на июль месяц отпуск без сохранения содержания в связи с нахождением театра в отпуске». А в сентябре начался театральный сезон, и с ним — время дебютных выходов Высоцкого на сцену. Считается, что впервые он сыграл в спектакле «Аленький цветочек» 21 сентября 1960 года, исполнив роль Лешего. Впрочем, автор книги «Высоцкий без мифов и легенд» Виктор Бакин утверждает, что дебют артиста состоялся раньше: «Высоцкий был введен в комедию В. Левидовой «Трехминутный разговор» на маленькую эпизодическую роль Кости-шофера».
Роман Высоцкого с кинематографом начался довольно рано. В 1959 году, еще будучи студентом, он получил свою первую эпизодическую роль в кино и сыграл студента Петю в фильме Василия Ордынского «Сверстницы».
Второй и третий фильмы с участием Высоцкого — «Карьера Димы Горина» и «713-й просит посадку» — вышли соответственно в 1961-м и 1962-м годах. И хотя он играл в них не главные роли, тем не менее, обратил на себя внимание коллег и зрителей.
В. Высоцкий в кинофильме «Карьера Димы Горина».
Свою первую песню Владимир Высоцкий написал в 1961 году. Называлась она «Татуировка» и положила начало длинному и красочному циклу искусно стилизованных романтических историй о преступном мире, полных подтекстов. Сам поэт считал именно эту песню первой. История ее создания такова: Высоцкий был в Ленинграде и в автобусе увидел у человека на груди тату «Люба, я тебя никогда не забуду..» Однако в тексте для рифмы изменил имя, переделав его в Валю.
В. Высоцкий. Татуировка.
Но известность к Высоцкому как к барду пришла с песней «Подводная лодка» в 1965 году. Друг Владимира Семеновича и его одноклассник, поэт Игорь Кохановский, которому это сочинение посвящалось, скажет: «… Подводная лодка» — это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась…»
В. Высоцкий. Подводная лодка («Сыт я по горло, до подбородка…»)
Конечно, в его творческой биографии еще будут культовые роли в театре: Галилей, Гамлет, Хлопуша и другие.
А в кино он подарит нам образы поручика Брусенцова («Служили два товарища») и революционера-подпольщика Бродского («Интервенция»), преступника Рябого («Хозяин тайги») и максималиста фон Корена («Плохой хороший человек»),, Ибрагима Ганнибала («Сказ про то, как царь Петр арапа женил») и Глеба Жеглова («Место встречи изменить нельзя»).
А еще мы будем восхищаться его песнями «На братских могилах», «Охота на волков», «Кони привередливые», «Он не вернулся из боя», «Песня о друге» и многими другими. Но все это будет гораздо позже. А мы хотели вспомнить, с чего же все начиналось.