Выставка «Итоги труда и мастерства»

14 марта 2024 г. исполняется 140 лет со дня рождения Георгия Крескентьевича Лукомского, который известен как график, акварелист, историк архитектуры, художественный критик.

Его творческое наследие принадлежит, в равной мере, истории отечественной и мировой художественной культуры. С Калугой он связан своим рождением, годами учебы в Калужском реальном училище (1893-1896), графическими произведениями и критическими статьями, посвященными калужским памятникам искусства и старины.

К юбилею  русского архитектора, художника, сотрудники краеведческо-информационного отдела оформили книжно-иллюстративную выставку. Выставка находится в отделе КИЦ на третьем этаже.

ЛУКОМСКИЙ Георгий Крескентьевич родился в Калуге 2 марта 1884 г.   Происходил из старинного дворянского рода. Отец – инженер-технолог, занимавший административные посты в провинции. Общее образование получил в Калужском реальном училище. Учился в рисовальной школе в Орле, в подготовительных классах в Петербурге (1901). После неудачной попытки поступить в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ поехал в Казань, где продолжил обучение на архитектурном отделении художественной школы. В 1903 поступил в Высшее художественное училище; занимался на архитектурном отделении (1903–1915, с перерывами). В 1908–1909 жил в Москве; самостоятельно занимался в Румянцевской библиотеке, Историческом музее и Строгановском художественно-промышленном училище. В 1915 защитил дипломный проект в ВХУ, получив звание архитектора-художника.

Путешествовал по Франции, Италии, Швейцарии, Германии и Польше, изучая старинную и новую архитектуру (1904—1905, 1907). Вернувшись в Россию, устраивает выставку своих заграничных работ, сотрудничает в журналах, отправляется в провинцию, чтобы найти материалы для создававшегося в Петербурге Музея допетровского искусства. Это было настоящее открытие древней Руси – масса фотографий, зарисовок, споры с теми, кто пытался «обновить» старые здания.

С 1908 года — в Петербурге; здесь он активно работал с С.К. Маковским, печатал в основном искусствоведческие статьи в журналах «Старые годы», «Зодчий», «Столица и усадьба», «Аполлон», участвовал в выставках.

Список публикаций Г.К. Лукомского огромен. Им написаны такие монографии, как «Прогулки по старым кварталам Парижа», «Вологда в ее старине», «Старый Петербург. Прогулки по старым кварталам», «Памятники старинной русской архитектуры в типах художественного строительства» и многие другие.

В 1910 году отправился «во внутренние губернии Российской империи для собирания, исследования, изучения, зарисовывания предметов старины». Поездки по России продолжились и в следующие годы. Результатом стали труды Г. К. Лукомского, посвященные архитектуре русских городов: «О художественной архитектуре провинции», «Кострома», «Вологда в её старине», «Галиция в её старине. Очерки по истории архитектуры XII—XVIII вв.», «Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства» (часть 1-я), «Современный Петроград. Очерки истории возникновения и развития классического строительства», «Старинные усадьбы Харьковской губернии», «Царское село» и др.

 Создал графические и акварельные серии: «Древлянские напевы», «Старый Париж», «Дворцы, виллы и сады», «По городам Италии», «Храмы и жилища», «Из средневековья», «Старый и новый Петербург», «Памятники архитектурной старины в России», «Старая Варшава», «Казань» и другие. Занимался экслибрисом, книжной графикой.

Был близок мастерам «Мира искусства». В 1909 дебютировал как художник в «Салоне» С.К. Маковского. Провел персональную выставку в редакции журнала «Аполлон» (1909). Участвовал в выставках в залах ИАХ, Союза русских художников (1909), Нового общества художников (1912, 1913, 1915, 1917), международной художественной выставке в Брюсселе и выставке русского искусства в Париже (1910).

2 мая 1915 года Г. Лукомский был зачислен в школу подготовки прапорщиков инженерных войск и 23 мая 1915 года получил удостоверение об исполнении дипломного проекта, что позволило ему заслужить звание художника-архитектора, и стать членом Императорского археологического института; 11 сентября Г. Лукомский стал унтер-офицером, а 1 октября 1915 года был произведён в прапорщики с зачислением по инженерным войскам.

В 1914—1918 годах был почётным членом Северного кружка любителей изящных искусств.

После Февральской революции входил в «Особое совещание по делам искусств», описывал ценности царских дворцов для организации в них музеев. В 1918 году уехал на Украину. С 1 февраля 1919 года стал главным хранителем художественного собрания Б.И. Ханенко, подготовил к печати его каталог. Кроме этого, он заведовал в Киеве описанием, реставрацией и музеефикацией памятников архитектуры, в том числе Св. Софии; напечатал книгу, посвящённую украинскому барокко XVII—XVIII веков (1-я часть, посвящённая киевским храмам); читал лекции по истории мебели в Киевском археологическом институте и по русскому прикладному искусству XVII века — в Университете св. Владимира. Вынужден был покинуть Киев в октябре 1919 года.

20 апреля 1920 года покинул Россию с намерением изучать византийское искусство. В СССР больше не вернулся.

Переехав в 1924 в Париж, был секретарем парижской группы “Мира искусства”. В 20-е публиковал свои работы как в СССР, так и за границей, знакомил европейских читателей с русской культурой. В 30-е трудился над книгой по истории русского искусства XIX-XX вв., изданной в 1945. Тогда же в Лондоне вышла его книга “История современного русского искусства. 1840-1940”.

Предполагал вернуться в Россию — об этом его брат В.К. Лукомский писал Э. Ф. Голлербаху: «… именно сейчас брат, искренно стосковавшийся по России, надеется скорее вернуться сюда, чтобы продолжать, и совершенно бескорыстно, своё служение родине, и это — несмотря на исключительный успех за границею»

Скончался в Ницце 25 марта 1952 года. Похоронен в Ницце на кладбище Кокад.

Творчество Лукомского представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Люксембургском музее, Музее декоративных искусств в Париже, Музее замка Сфорцеско в Милане, Национальной галерее старинного искусства в Риме.