«Жемчужина Ватикана»

9 августа 1483 года в Ватикане состоялось открытие Сикстинской капеллысамой знаменитой часовни католического мира, которая была построена в 1473 – 1481 гг. архитектором Джордже де Дольчи и названа в честь папы римского Сикста IV.

Строительство капеллы началось в 1475 году (символично, что это совпало с годом рождения Микеланджело). Проект предполагал крепкие высокие стены, чтобы была возможность обороняться при любых возможных атаках на Ватикан. Проект церкви создал архитектор Баччо Понтелли.

По мнению многих ученых, главный зал капеллы — точная копия Храма Соломона в Иерусалиме, который был разрушен римлянами в 70 году нашей эры. Согласно Библии, «храм, который построил царь Соломон, был шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину и тридцать локтей в высоту», а это примерно соответствует размерам главного зала Сикстинской капеллы (приблизительно 40х13х20 метров). 

Сикстинскую капеллу по праву считают жемчужиной Ватикана.

Капелла широко известна благодаря богатому внутреннему убранству. Стены и потолок этой часовни украшены фресками знаменитых мастеров эпохи Возрождения и является музеем произведений эпохи Возрождения и особенно известна росписями художника Микеланджело Буонарроти.

Площадь росписей стен и потолка капеллы занимает 1100 квадратных метров.

Но, несмотря на все трудности, Микеланджело, который упорно отказывался выполнять порученную ему работу, доказывая Папе, что он прежде всего скульптор, а не художник, он не имел достаточного опыта во фресковой живописи.  И всё же

Микеланджело создал творение, по грандиозности, содержательности и совершенству занявшее центральное место в искусстве Высокого Возрождения. Гёте писал: «Не повидав Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек».
Художник работал в одиночку. Видимо, у него была какая-то тайна, которую он не мог раскрыть даже самым близким друзьям.

В подтверждении этому, когда Микеланджело узнал, что ночью в капеллу прокрались Рафаэль и Браманте чтобы посмотреть на его росписи, он пришел в ярость и попросил папу отнять у них ключи. Что и было сделано…
Даже от своего работодателя- папы, Микеланджело скрывал, насколько это ему удавалось, предварительные этапы своей работы. Когда Юлий II тайком приходил в капеллу, Микеланджело, трудившийся на лесах, начинал, «по неосторожности», скидывать сверху доски, что заставляло престарелого понтифика поскорей убираться. Чтобы не допустить присутствия посторонних, Микеланджело почти не покидал капеллу: он приходил работать рано утром и уходил только поздно ночью.

Чтобы покрывать фресками потолок, Микеланджело построил специальные строительные леса — платформу деревянных досок, крепящихся к основам, в свою очередь закрепленным в стенах, на высоте окон. Вопреки распространенному мифу, повествующему о том, что художник рисовал лежа, Микеланджело работал в вертикальном положении. Миф возник из-за неточного перевода биографии Микеланджело, написанной в 1527 епископом Джовио: термин «resupinus» перевели «лежа на спине», в то время как автор подразумевал, что художник работал в положении «изогнутый назад».

В процессе написания фрески в 1509 году Микеланджело пришлось преодолеть большие проблемы: на штукатурке и красках начали появляться грибок и плесень, отчего фреска постепенна начала осыпаться. Микеланджело пошел прямиком к Папе, заявив, что, как и предупреждал, не является хорошим художником, на что Папа приказал ему соскрести плесень и продолжить работу. 

Микеланджело Буонарроти — не единственный известный художник, расписывавший своды Сикстинской капеллы. Сикст IV заказал фрески и другим известным мастерам, таким как Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Росселли и Пьетро Перуджино. Из ранних работ этих художников в капелле сохранились ложные портьеры, портреты Пап, сюжеты из истории Моисея и Христа.

До Микеланджело Бог обычно изображался как рука, протянутая через облака. На фресках Сикстинской капеллы впервые Бог предстает в человеческом образе, с мускулистым телом и лицом в обрамлении длинной белой бородой.

Доктор Фрэнк Линн Мешбергер, доктор медицины, гинеколог из Медицинского центра св. Иоанна в Андерсоне, штат Индиана в 1990 году опубликовал в Journal of the American Medical Association статью An Interpretation of Michelangelos Creation of Adam Based on Neuroanatomy (журнале Северной Американской медицинской ассоциации), где раскрывается, что фигуры и тени в изображении Бога и ангелов имитируют эскиз человеческого мозга. По его мнению, таким образом Микеланджело символизирует прохождение интеллекта человека от божественного начала.


«Фреска «Сотворение Адама» показывает Адама и Бога в движениее навстречу друг к другу, протянув друг другу руки, их пальцы почти соприкасаются. Можно представить «искру жизни», проскакивающую от Бога к Адаму через «синапс» между указательными пальцами. Впрочем, Адам уже живой, его глаза открыты, и он сформирован полностью; однако, картина нам говорит, что Адам «получает» нечто от Бога. Я считаю, что есть и третий «главный герой» на фреске, который ранее не был распознан…»

Сикстинская капелла сохраняет свои функции до настоящего времени, и, по-прежнему, является местом проведения важных событий папского календаря. Так, например, каждый год в капелле служат мессу на праздник Крещения Господня, во время которого Папа крестит младенцев.

 При Сикстинской капелле существует мужской хор (включая хор мальчиков), известный как Папская капелла, специально для которого работали композиторы Римской школы. Наиболее известным произведением, созданным для Папского хора, является «Мизерере» Грегорио Аллегри.
Ныне здесь проходят конклавы для избрания нового понтифика.