Маргарита Николаевна Гумилевская (1895-1985), Заслуженный деятель искусств, с 1928 по 1972 г. художественный руководитель Тарусской фабрики художественной вышивки (до 1961 года – Тарусская артель вышивальщиц). М. Н. Гумилевская получила признание при жизни, ее творчество явилось новой страницей в развитии традиционной народной вышивки. В произведениях М.Н. Гумилевской отразились и ее личная биография и жизнь страны. Корни народной культуры сплелись с тенденциями развития искусства ее времени. Народное вышивальное мастерство достигло здесь высокой степени совершенства.
Маргарита Николаевна Гумилевская родилась 16 октября 1895 года в Варшаве. Мать была из купеческого рода Нечаевых из Тарусы, отец, дворянин, находился на государственной службе. Семья несколько раз меняла местожительства, а после смерти отца, когда мать осталась с пятью детьми (Маргарита Николаевна была старшей), переехала в Тарусу. Образование она получила в Москве, в Сиротском институте имени Государя Императора Николая I. В 1916 году она окончила институт с правом на золотую медаль, которую не смогла выкупить из-за отсутствия средств.
После учебы Маргарита Николаевна вернулась в Тарусу, родной город матери. В это время в Тарусе родственница художника В.Д. Поленова М.Ф. Якунчикова вместе с Н.Я. Давыдовой организовала артель вышивальщиц. Туда и пришла в 1924 году М.Н. Гумилевская в поисках заработка. Способность к творческому труду, дар художника, общая культура и образованность быстро выделили ее из числа вышивальщиц и сделали ближайшим помощником основательниц артели. Здесь она освоила новое для себя дело – вышивку в технике калужской цветной перевити. В 1920-е годы, когда художники Н. Ламанова и Е. Прибыльская выполняли для выставки в Париже (1925 г.) модели одежды, конструктивными деталями которых были традиционные народные полотенца, они обратились к тарусским мастерицам, среди которых была и М.Н. Гумилевская. Участие в такой работе не могло не сказаться на дальнейших поисках художницы, которая на протяжении жизни создала немало вышивок для одежды. В первый период существования артели исключительное значение имели поставки на экспорт вышитых изделий, главным образом, постельного и столового белья с традиционными орнаментами. В 1930-е годы не только в промышленном текстиле и фарфоре, но и в изделиях промыслов, в частности, в вышивке появились новые мотивы, отражающие государственную символику, темы новой жизни.
После отъезда М.Ф. Якунчиковой за границу и смерти Н.Я. Давыдовой Гумилевская становится фактическим руководителем артели, а позднее главным художником этого уникального промысла. Она блестяще владела не только техникой вышивания, но и всеми деталями организации сложного процесса выпуска строчевышитых изделий. Под руководством М.Н. Гумилевской в экспериментальной лаборатории происходил длительный процесс создания узора для современного изделия на основе собранных в экспедициях старинных вышивок.
Артель росла и расширялась. Маргарите Николаевне приходилось помимо обеспечения производства необходимыми рисунками для основного ассортимента создавать уникальные узоры для крупных отечественных и международных выставок. Ее художественный талант в соединении с мастерством тарусских вышивальщиц с первых лет создания артели позволил получать на этих выставках высокие награды.
В период Великой Отечественной войны артель потеряла все, что имела. Здание было разрушено бомбардировками, оборудование, инвентарь, образцы, рисунки, машины – все было расхищено. После оккупации пришлось, как пишет сама Гумилевская, «заводить все заново». В 1961 году артель была преобразована в фабрику.
Вклад М.Н. Гумилевской в российское декоративно-прикладное искусство трудно переоценить. Если бы не она, вряд ли дожила бы до наших дней цветная перевить – знаменитая техника вышивки.
До конца жизни она оставалась современным человеком, живо интересующимся происходящими в мире событиями.
Маргарита Николаевна Гумилевская |//Женское лицо Калужского бизнеса / Калужская торгово-промышленная палата. — Калуга, 2012. – С. 10 — 11. : цв. ил. : портр.