Вышивка – один из самых излюбленных видов народного искусства

         Маргарита Николаевна Гумилевская (1895-1985), Заслуженный деятель искусств, с 1928 по 1972 г. художественный руководи­тель Тарусской фабрики художественной вы­шивки (до 1961 года – Тарусская артель вы­шивальщиц). М. Н. Гумилевская получила при­знание при жизни, ее творчество явилось новой страницей в развитии традиционной народной вышивки. В произведениях М.Н. Гумилевской отразились и ее личная биогра­фия и жизнь страны. Корни народной культу­ры сплелись с тенденциями развития искус­ства ее времени. Народное вышивальное ма­стерство достигло здесь высокой степени со­вершенства.

      Маргарита Николаевна Гумилевская роди­лась 16 октября 1895 года в Варшаве. Мать была из купеческого рода Нечаевых из Тарусы, отец, дворянин, находился на госу­дарственной службе. Семья несколько раз меняла местожительства, а после смерти отца, когда мать осталась с пятью детьми (Маргарита Николаевна была старшей), пере­ехала в Тарусу. Образование она получила в Москве, в Сиротском институте имени Госуда­ря Императора Николая I. В 1916 году она окончила институт с правом на золотую медаль, которую не смогла выкупить из-за от­сутствия средств.

М.Н. Гумилевская за работой. 1925 г.

 После учебы Маргарита Николаевна вернулась в Тарусу, родной город матери. В это время в Тарусе родственница художника В.Д. Поленова М.Ф. Якунчикова вместе с Н.Я. Давыдовой организовала артель вышивальщиц. Туда и пришла в 1924 году М.Н. Гумилевская в поисках заработка. Способность к творческому труду, дар художника, общая культура и образованность быстро выделили ее из числа вышивальщиц и сделали бли­жайшим помощником основательниц артели. Здесь она освоила новое для себя дело – вышивку в технике калужской цветной перевити. В 1920-е годы, когда художники Н. Ламанова и Е. Прибыльская выполняли для выставки в Париже (1925 г.) модели одежды, конструктивными деталями которых были традиционные народные полотенца, они об­ратились к тарусским мастерицам, среди которых была и М.Н. Гумилевская. Участие в такой работе не могло не сказаться на дальнейших поисках художницы, которая на про­тяжении жизни создала немало вышивок для одежды. В первый период существования артели исключительное значение имели поставки на экспорт вышитых изделий, глав­ным образом, постельного и столового белья с традиционными орнаментами. В 1930-е годы не только в промышленном текстиле и фарфоре, но и в изделиях промыслов, в частности, в вышивке появились новые мотивы, отражающие государственную симво­лику, темы новой жизни. 

После отъезда М.Ф. Якунчиковой за границу и смерти Н.Я. Давыдовой Гумилевская становится фактическим руководителем артели, а позднее главным художником этого уникального промысла. Она блестяще владела не только техникой вышивания, но и всеми деталями организации сложного процесса выпуска строчевышитых изделий. Под руководством М.Н. Гумилевской в экспериментальной лаборатории происходил длительный процесс создания узора для современного изделия на основе собранных в экспедициях старинных вышивок.

Артель росла и расширялась. Маргарите Николаевне приходилось помимо обеспече­ния производства необходимыми рисунками для основного ассортимента создавать уникальные узоры для крупных отечественных и международных выставок. Ее художе­ственный талант в соединении с мастерством тарусских вышивальщиц с первых лет соз­дания артели позволил получать на этих выставках высокие награды.

М. Н. Гумилевская 1970 – е годы.

     В период Великой Отечественной войны артель потеряла все, что имела. Здание было разрушено бомбардировками, оборудование, инвентарь, образцы, рисунки, машины – все было расхищено. После оккупации пришлось, как пишет сама Гумилевская, «заво­дить все заново». В 1961 году артель была преобразована в фабрику.

    Вклад М.Н. Гумилевской в российское декоративно-прикладное искусство трудно переоценить. Если бы не она, вряд ли дожила бы до наших дней цветная перевить – зна­менитая техника вышивки.

    До конца жизни она оставалась современным человеком, живо интересующимся про­исходящими в мире событиями.

Маргарита Николаевна Гумилевская |//Женское лицо Калужского бизнеса / Калужская торгово-промышленная палата. — Калуга, 2012. – С. 10 — 11. : цв. ил. : портр.

Рекомендуем книги!

Вышивка. Художник М.Н. Гумилевская : орнаменты цветной перевити / [сост.: С.Я. Гумилевская, Л.В. Федотова ; вступ. ст.: С.И. Личенко, Л.В. Федотова; коммент. к ил.: Л.В. Федотова]. — Москва : Культура и традиции, 2005. — 151 с. : цв. ил
Личенко, Светлана Ильинична. Народное искусство Калужского края XIX-XX веков : Архитектурная деревянная резьба. Вышивка. Кружево. Игрушка : очерки / С.И. Личенко. — Калуга : Фридгельм, 2001. — 117 с.:ил
Женское лицо Калужского бизнеса / Калужская торгово-промышленная палата. — Калуга : Калужская торгово-промышленная палата, 2012. – С. 10-11. : цв. ил. : портр. —
Калужская торгово-промышленная палата. 20 лет.
Сафонова, Г.Б. Народная вышивка Калужского края : каталог коллекции Калужского краеведческого музея. – К, 1994.- 29 с. : ил
Шереметева, М. Е. Все венки да поверх воды: народное искусство Калужского края. – Тула: Приокское книжное изд-во. – 155 с.: илл.
Родная старина : материалы II и III науч.-практ. конф. по проблемам сохранения и развития фольклора / Департамент культуры и искусства Калуж. обл., Калуж. обл. науч.-метод. центр нар. творчества ; ред.-сост. Лепихова Н.И., Пуцко В.Г. — Калуга : Фридгельм, 2001. — 303 с. : ил.
Работнова И., Королева, Н. Народная вышивка РСФСР. – М.: Всесоюзное кооп. изд-во, 1960. – 29 с. : илл.