Сегодня мы хотим познакомить вас с виртуальной выставкой «Искусство аккомпанемента», которая адресована профессиональным музыкантам: концертмейстерам-практикам, преподавателям музыкальных школ, училищ и вузов, студентам.
Более подробно остановимся на нескольких изданиях, представленных на выставке.
У автора книги «Искусство концертмейстера. Основы исполнительского мастерства» Валерия Бикташева богатый опыт аккомпаниатора. Он работал концертмейстером в классе вокала в Гнесинском училище, Российской Академии музыки им. Гнесиных, Институте современного искусства, Хоровой Академии им. Свешникова, Московском Государственном институте музыки им. Шнитке. В своей книге пианист рассказывает о труде концертмейстера, об импровизации и чтении с листа, о взаимоотношениях с солистом и его педагогом.
Как работать концертмейстеру с солистом-инструменталистом или хором, как бегло справляться с партией рояля, как важно уметь транспонировать, как разучивать с певцом концертный репертуар? На эти и другие вопросы вам ответит учебное пособие, написанное профессором Ленинградской консерватории Николаем Крючковым, «Искусство аккомпанемента как предмет обучения».
Следующее издание «Теория и практика аккомпанемента» впервые вышло в свет в 1972 году. Его автор, Александр Александрович Люблинский, чьи выдающиеся способности аккомпаниатора и по сей день помнят в Петербургской консерватории, обобщил в книге свой многолетний исключительный опыт работы с солистами-инструменталистами, певцами, хорами и т.д.
Наверное, всем, кто преподавал и занимался в концертмейстерских классах, известно имя Евгения Михайловича Шендеровича, пианиста, педагога, композитора, Заслуженного артиста РСФСР, профессора Московской консерватории, Тель-Авивской и Иерусалимской академий музыки. В своей книге «В концертмейстерском классе. Размышления педагога» этот блестящий пианист делится своим исполнительским и педагогическим опытом, дает практические рекомендации, методически ценные для пианистов-аккомпаниаторов.
Алина Михайловна Ротенберг, уроженка Ленинграда и выпускница Ленинградской консерватории, работала концертмейстером в Театре оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинский театр), в Израильской опере и в оперном классе Тель-Авивской музыкальной академии. Ее книга «Музыкальный компромисс. Советы певцам и концертмейстерам оперы» написана простым и доступным языком, содержит большое количество профессиональных советов и может считаться практическим пособием как для коллег автора, так и для солистов, которые найдут в ней много полезного для самостоятельной работы. Кроме того, автор подробно описывает процесс подготовки вокалиста к конкурсам и специфику исполнения конкурсных программ.
Если в предыдущем издании говорилось о работе оперного концертмейстера, то следующая книга посвящена аккомпаниатору, работающему с танцовщиками. Она так и называется – «Новый концертмейстер балета». Ее автор – Галина Безуглая, музыковед, пианист, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой музыкального искусства Академии Российского балета им. А.Я. Вагановой. Книга знакомит с историей танцевальных жанров, проблемами импровизации, традициями искусства музыкального аккомпанемента танцу.