Книжно-иллюстративная выставка «Документальный и художественный экран о войне»

К Году памяти и славы

К Дню российского кино

Дорогие друзья! В Калужской областной научной библиотеке им. В.Г. Белинского открылась книжно-иллюстративная выставка «Документальный и художественный экран о войне», приуроченная к Году памяти и славы и Дню российского кино (27 августа).

Вот уже двадцать лет мы живем в новом тысячелетии, мы заглянули в новое, иногда пугающее, электронное будущее. Мы шагнули настолько далеко, что, наверное, скоро не сможем вспомнить, какой мир существовал до этого, какие люди жили. Из памяти медленно ускользают  далёкие 40-е, в которые произошла самая страшная трагедия для нашей страны — Великая Отечественная война. Документальные и художественные фильмы об этом времени – это возможность заглянуть в прошлое и почти  своими глазами увидеть, как все происходило.

Вновь кино о войне на экране цветном.
Снова рвутся снаряды и дыбом земля.
А в ночной тишине — темнота за окном,
И туман от росы на остывших полях.

Ценность документальных лент в том, что они рассказывают не какую-то вымышленную историю, а предлагают зрителю реальные факты. Уникальные фотографии, кадры военной хроники, интервью с ветеранами – все это можно найти в документальных фильмах о войне.

Там, за гранью стекла — продолжается бой.
Здесь — лишь ходиков стук в гробовой тишине.
И окопы уже поравнялись с землей,
И все меньше бойцов, победивших в войне.

Кинематограф СССР — также лучшая память о тех страшных днях. Самые точные и выразительные образы и сюжеты были созданы именно тем поколением, которое хранило связь  с военным временем. Немало будущих народных и заслуженных артистов, кумиров миллионов зрителей, прошло через Великую Отечественную войну с оружием в руках, приближая общую Победу. Для многих из них первой ролью стала роль солдата, которую они сыграли совсем не на съёмочной площадке. И многие режиссёры и операторы смотрели на батальные сцены вовсе не через объектив кинокамеры…Созданные ими  киноленты наиболее точно передают образы и характеры великой войны.


Их не станет совсем, победивших тогда.
В них бездушное время по-снайперски бьет.
Только подвиги их не подвластны годам,
Только, память о них никогда не умрёт…

(автор стихов Виктор Титов)

На выставке представлен материал по истории отечественного документального и художественного кино, об актерах, режиссерах и сценаристах — фронтовиках, а также о том, как рождались некоторые всеми любимые киношедевры о войне. Вот лишь несколько изданий, представленных в экспозиции.

История советского кино. 1917-1967 : [ред. коллегия: Х. Абул-Касымова и др.] ; Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. — Москва : Искусство. — т. 3: 1941-1952 / авт. Я. Айзенберг, И. Репин, Х. Акбаров [и др.]. — 1975. — 318 с.

Кино в годы войны. Кино в послевоенные годы. — т. 4: 1952-1967 / авт.: Х. Абул-Касымова, Я. Айзенберг, И. Репин и др. — 1978. — 484 с.

Русское художественное кино. Украинское, белорусское, грузинское, армянское, азербайджанское, узбекское, казахское, киргизское, таджикское, туркменское, латвийское, литовское, эстонское, молдавское кино. Документальное кино. Научно-популярное кино.  Издание включает аннотации наиболее заметных фильмов, фотографии, кадры из фильмов.

Летопись российского кино, 1930-1945 : [монография] / НИИ киноискусства Министерства культуры Российской Федерации [и др.] ; [составители: В. Е. Вишневский [и др.] ; ответственный редактор: А. С. Дерябин]. — 2-е изд., доп. — Москва : Канон+ : Реабилитация, 2017. — 958, [1] с. — ISBN 978-5-88373-018-3

Главная задача издания — дать максимально полное и объективное  описание событий истории отечественного кино в период вполне успешной реализации сталинской модели кино и ее испытания на прочность в годы Великой Отечественной войны.

Матвеев, Е. С. Судьба по-русски / Евгений Матвеев. — Москва : Вагриус, 2000. — 396, [2] с. — (Мой 20 век). — ISBN 5-264-00126-X

В заглавии своих воспоминаний знаменитый актер и кинорежиссер соединил названия своих известных фильмов – «Судьба» и «Любить по – русски». Это символично, ибо и судьба, и любовь, и помыслы, и чувства Евгения Семеновича неотделимы от России. Ее он защищал в годы Великой Отечественной, ей посвятил свою жизнь, ей служит его искусство.

Новейшая история отечественного кино, 1986-2000 : [В 2 ч., 7 т.] / [М-во культуры Рос. Федерации; Концепция и сост. Л. Аркус]. — Санкт-Петербург : Сеанс.

 т.1 : А-И: [сборник]. — 2001. — 498 с. — ISBN 5-901586-01-8

 т. 2 : К-П : [сборник]. — 2001. — 526 с. — ISBN 5-901586-02-6

 т.3 : Р-Я: [сборник]. — 2001. — 603 с. — ISBN 5-901586-03-4

Судьбы людей, ставших героями этой книги, рассказывают об отечественном кино точнее и яснее любых социологических и исторических изысканий. В составлении и комментировании приняли участие ведущие специалисты по игровому, документальному, научно-популярному и анимационному кино, а также эксперты по экономике и праву в кино, кинотехнике, видеопрокату. Хроника сопровождена сносками, содержащими цитаты из документов, из прессы, а также интервью с участниками и очевидцами событий.

Пуговкин, М. И. Мне 80, но не в этом дело / Михаил Пуговкин. — Москва : Троица [и др.], 2004. — 328 с., [48] с. — (Премьера). — ISBN 5-85482-046-3

Автобиографическое произведение, написанное легким, ярким слогом, с юмором, большим количеством фотографий. Так умеет работать только М.И. Пуговкин. Он превратил автобиографию в веселый, задорный рассказ. Читая книгу, создается впечатление, что мы сидим  рядом с автором, и он рассказывает о себе, родных, знакомых, друзьях, своей жизни, творчестве.

Сергей Бондарчук в воспоминаниях современников / сост. и лит. запись О. Палатниковой. — Москва : Яуза, 2003. — 559 с. : ил. — ISBN 5-8153-0259-7

В книге собраны воспоминания и размышления известных деятелей культуры, прославленных актеров разных поколений о жизни и творчестве выдающегося мастера отечественного искусства, кинорежиссера и актера, мастерству которого поклонялся весь мир.

Фомин, В. И. История российской кинематографии (1941-1968 гг.) : управление, общественные организации, репертуарная политика, кинопроизводство, кинофикация, кинопрокат, кинотехника, зарубежные связи, подготовка кадров / В. И. Фомин ; Государственный центральный музей кино, Союз кинематографистов России. — Москва : Канон-Плюс, 2019. — 735 с.  — (Независимый альянс) (Музей кино).  — ISBN 978-5-88373-526-3

Коллективная монография является первой в отечественном кино попыткой системного анализа исследования российского кино с позиций истории киноотрасли. Настоящее издание – вторая часть этого уникального исследования. Его хронологические рамки 1941-1968 гг. охватывают три очень разных по своему содержанию и итогам периода — годы Великой Отечественной войны, послевоенный период и эпоху так называемой «Оттепели». Каждый раздел книги «История российской кинематографии» дополняется представительной подборкой ключевых архивных документов, публикуемых впервые.

Книжно-иллюстративная выставка «Документальный и художественный экран о войне» располагается на 3-ем этаже Калужской областной научной библиотеки им. В.Г. Белинского. Она доступна для просмотра до конца августа.