Русские народные праздничные песни. Виртуальная встреча в музыкальной гостиной.

Поэт Иван Суриков однажды сказал: «Как кому на свете дышится, живется, такова и  песня у него поется». А жилось русскому народу по-разному, вот и песни у него сложились самые разные. Сегодняшнюю встречу в музыкальной гостиной мы посвятим веселым песням, которые пелись в редкие, свободные от работы, праздничные дни.

Поскольку песня сопровождала человека на протяжении всей жизни, то первым его праздником, в котором он участвовал пассивно, были, естественно, крестины. Малыша крестили в день рождения, на третий или на сороковой день. Родители при обряде крещения не присутствовали. Их заменяли крестная мать и крестный отец. К этому дню крестная мать своему будущему крестнику дарила первую рубашечку, а крестный отец покупал нательный крестик.

После обряда устраивали крестинный обед или «каши». На крестины приглашали родственников и всех жителей деревни. Главным лицом крестинного обеда была кума – крестная мать. И, конечно, это застолье не обходилось без песен, в которых величали и крестных, и родных родителей новорожденного, и самого малыша. А заканчивался обед пением колыбельных крестильных песен, когда ребенка клали в люльку и начинали укачивать. Вот одна из таких колыбельных.

Колыбельная крестильная песня «Котя, котя, коток…»

Праздник, который всегда был связан с песней, и о котором мы не можем не вспомнить – свадьба. Ее играли на Руси с незапамятных времен, и это был один из важнейших и красивейших народных обрядов, к которому подходили серьезно, основательно и без спешки. Подготовка к нему могла продолжаться несколько месяцев и состояла из целого ряда ритуалов.

Первый этап свадебного марафона – сватовство. Затем следовали смотрины, сговор, рукобитие. За рукобитием наступал обряд обручения, во время которого молодые троекратно целовались и обменивались кольцами. Обручение подкреплял запой (пропой) — совместное пиршество, организованное для родственников жениха и невесты.

Накануне церемонии венчания проводился девичник, на котором происходило символическое расплетание косы невесты. После девичника для невесты топилась баня, последняя в отцовском доме. А в доме жениха в это же время проводился «молодечник» или «жениховы посиделки», когда будущий муж прощался с холостяцкой жизнью.

А на следующий день – венчание и свадебный пир. И все эти церемонии и ритуалы сопровождались соответствующими песнями, которые почитались как важнейшее действующее лицо обряда.

Свадебная песня «Вьюн над водой».

Крестины и свадьба относятся к семейным праздникам, а мы сейчас обратимся к праздникам календарным. И сначала речь пойдет о первом празднике в году, самом веселом и ожидаемом – Рождестве и Святках.

 Начинался он 25 декабря (по старому стилю) и заканчивался 6 января. Его действительно ждали с нетерпением, особенно молодежь. Эти две недели сменяли тяжелый сорокодневный рождественский пост, когда гулянья и разные потехи были запрещены, а до поста развлекаться не позволяли многочисленные хозяйственные работы. Со Святками приходили вкусная скоромная еда, гаданья и колядки. Именно с колядками связано исполнение обрядовых песен. Слово «коляда» пришло к нам из латинского языка. В переводе на русский оно означает «начало нового года».

Для каждой семьи Святки начинались после Всенощной, с вечернего застолья, на котором была обязательно ритуальная еда: кутья – каша из крупного зерна с медом, компот – узвар, блины. Кроме того, на столе можно было увидеть студень, жаркое, колбасы и многое другое. Кончался праздничный ужин, и молодежь выходила на улицу колядовать, то есть ходить по дворам, поздравлять хозяев, собирать праздничные дары.

Обход дворов с песнями-колядками совершался на Святки трижды: в Рождественский сочельник – это была «рождественская коляда»; в день Василия Великого – «васильевская коляда»; в Крещенский сочельник – «крещенская коляда».

Зачастую с колядовщиками ходили ряженые, которые надевали (или рядились) костюмы козы, медведя, всевозможных чудовищ. При этом балагурили и пели.

Колядочная песня  «Приходила коляда накануне Рождества»

Масленица, покажися,

Мы опять тебя дождалися.

С сыром, с маслом,

С хлебом, медом.

Эти слова звучали в одной из песен при встрече масленицы или праздника проводов зимы. Однако масленица — это не только название праздника, но и имя вымышленного персонажа, с которым наши предки связывали окончание холодного времени года. А еще так именовали специально изготовленное соломенное чучело или куклу. К тому же масленица считалась праздником хозяйственного изобилия. Не случайно в масленичных песнях так часто упоминаются блины, сыр, масло.

Это был один из самых любимых праздников, его проводили шумно и весело. Готовились к нему заранее: женщины мыли дом, подбеливали печки, напекали горы блинов.

Праздновали Масленицу целую неделю.

  1. Понедельник – встреча. Масленица приезжает, ее встречают.
  2. Вторник – заигрыш. Начинались развлечения: по деревням и селам ходили ряженые, дети и молодежь катались на санях, коньках.
  3. Среда – лакомка. В этот день во всех домах начинались блинные угощения.
  4. Четверг – перелом. Это был самый веселый и разгульный день масленичной недели, именно в этот день устраивались кулачные потехи.
  5. Пятница – тещины вечера, когда зятья ездили к тещам на блины.
  6. Суббота – золовкины посиделки. Молодые невестки принимали родных в гости.
  7. Воскресенье – широкая Масленица, проводы зимы, Прощеное воскресенье.

В последний день праздника устраивали шуточные веселые похороны Масленицы, сжигая соломенное чучело. А еще просили друг у друга прощения за вольно или невольно нанесенные обиды.

Ну, а мы предлагаем вам одну из Масленичных песен.

Масленичная песня «Прощай, наша Масленица»

И в завершении рассказа – о песнях, которые звучали на любом празднике, где не только пели, но и  плясали. Речь идет о так называемых плясовых песнях, являющихся своеобразным аккомпанементом, сопровождением танца. А самым распространенным и самым древним видом русского танца был хоровод.

Существовал в восточно-славянском пантеоне бог по имени Хор. Это был хранитель светила, божество солнечного света. Его имя и настроение отражены во многих наших словах: хороший, прихорашиваться, хоромы, хоровод. А вообще словом «хоро» обозначали солнечный диск, круг. Отсюда и название танца, хороводить – значит ходить вслед за Солнцем по кругу.

Надо сказать, что хороводный танец есть не только у русских. У сербов он называется «коло», у болгар «хоро», у бурятов «ёхор», у эвенков «хейро»,  у грузин «хоруми», у молдаван «хорэ». И, кстати, именно от хоровода произошел знаменитый бальный танец гавот.

А мы с вами в заключение сегодняшней встречи  услышим знаменитую русскую хороводную песню.

Русская хороводная песня «Во поле береза стояла»