СЭР АЛЕКСАНДР АНИКСТ

К 110-летию со дня рождения

«Вы должны понять, что никакого абстрактного гуманизма нет. Есть гуманизм — это любовь к человеку».

Фраза о любви к человеку стала фразой всей его жизни. Он был уверен и писал о том, что будущее принадлежит людям гуманистического склада. Не случайно главными темами исследований стали Шекспир и Гете, два столпа европейской гуманистической мысли.

Александр Аникст не только рассуждал о гуманизме, он служил ему. 

Александр Абрамович А́никст — российский советский литературовед и театровед, ученый и педагог, один из виднейших отечественных шекспироведов. Член Союза писателей (1954). Доктор искусствоведения (1963),  почётный доктор литературы Бирмингемского университета (1974), председатель Шекспировской комиссии АН СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Автор работ в области теории и истории западноевропейской литературы, театра и эстетики.

Александр А́никст родился в Цюрихе 16 июля 1910 года. Его отец, участник русского революционного движения, жил в эмиграции в Швейцарии с 1907 года. В 1917 году семья вернулась в Россию.
• Отец — Абрам Моисеевич А́никст — крупный советский руководитель, заместитель наркома труда РСФСР, в 1923—1925 годах — нарком труда Украины, с 1925 года член президиума Госплана РСФСР, заместитель председателя.
• Мать — педагог и организатор образования Ольга Григорьевна А́никст.
• Брат — геодезист, картограф Дмитрий Абрамович А́никст

 

 

В 1937 году Абрам Аникст был арестован, после приговорен к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян, а мать была осуждена на восемь лет исправительно-трудовых лагерей как «член семьи врага народа», отказавшаяся его осудить.
Александр Аникст после окончания десятилетней школы стал студентом литературного отделения Московского индустриально-педагогического института имени Карла Либкнехта. После реорганизации института был переведен в МГПИ (Московский государственный педагогический институт), который и окончил в 1933 году. В 1938 году защитил кандидатскую диссертацию по творчеству Джона Мильтона.
После начала Великой Отечественной Александр Аникст записался добровольцем в народное ополчение. Воевал в пехоте, затем работал во фронтовой газете. В 1944 году после контузии был отозван в Москву.

Награды: орден Отечественной войны 2-й степени, медаль «За оборону Москвы», медаль «За победу над Германией».
В 1944 – 1949 годах Аникст преподавал в Военном институте иностранных языков на кафедре всеобщей литературы. Уволен в запас в 1949 году в звании майора. Затем стал преподавателем ГИТИСа, откуда был уволен в кампанию «борьбы с космополитизмом». В течение 33 лет — с 1955-го до кончины — Александр Абрамович работал научным сотрудником Института истории искусств.
Умер Александр Аникст 24 декабря 1988 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.
«У меня была хорошая и интересная жизнь, богатая духовным смыслом. Я многое видел, немало испытал, всегда работал над тем, что мне было интересно. Никакая нормальная жизнь не обходится без трудностей и потерь. Были они и у меня. Надеюсь, и то и другое я перенес с достоинством. Но были компромиссы и у меня. Оправдываться не буду.
Пишу это не для того, чтобы оценить себя. Об этом пусть судят другие. Прощаясь, хочу сказать, что считаю свою жизнь счастливой. Счастьем моей жизни были вы, те, кто любил меня, кого я любил, моя жена, моя семья, мои друзья и мои товарищи.
При разной степени близости я испытал самое лучшее, что может испытать человек, — сознание того, что он не один. А я был очень богат любовью и дружбой… я хочу, чтобы любящие знали: их любовь — главная радость моей жизни, и это сделало мою жизнь прекрасной… Желаю всем остающимся испытать как можно больше хорошего, доброго, прекрасного».
Интересные факты об Александре Аниксте
• В 1965 году СССР посетил знаменитый актер Лоуренс Оливье. Позже в мемуарах «Исповедь актера» Оливье рассказал, что в Ленинграде самое сильное впечатление на него произвел Петергоф, а в Москве – Аникст.
• Когда Аникст написал отрицательную рецензию на постановку пьесы «Моя прекрасная леди» в Московском театре оперетты, обиженный коллектив театра подал на него жалобу в ЦК КПСС.
• Аникст был близко знаком с Юрием Любимовым и участвовал в борьбе против запрета спектакля Театра на Таганке «Борис Годунов».
• Аникст был создан, чтобы заниматься историей английской культуры. Он был человеком энциклопедических знаний, безупречных манер. Коллеги ученого между собой называли его «сэр Аникст».

Творческие и научные изыскания Александра Аникста
«Оригинальность писателя вообще не определяется новизной сюжета. Важнейшим мерилом оценки является художественность обработки его, раскрытие через него существенных сторон жизни и человеческого характера, богатство и выразительность языка».
«Личность в жизни не то же самое, что характер в искусстве. Художественный образ ярче, сильнее и вместе с тем прозрачнее, чем реальный человек. Конечно, и в действительности люди весьма разны, но своеобразие каждого не сразу обнаруживается. Чтобы узнать человека, требуется время. В произведении искусства, особенно в драме, художник совершает за нас ту работу мысли, которая требует времени, и сразу рисует нам характеры в их определенности».
А.А. Аникст
Александр Аникст – признанный основатель отечественного шекспироведения. Автор монографий «Творчество Шекспира» (1963), «Шекспир» (1964, ЖЗЛ), «Шекспир. Ремесло драматурга» (1974), «Первые издания Шекспира» (1974), «Трагедия Шекспира “Гамлет”» (1986) и других, редактор и составитель многотомных собраний сочинений Шекспира. Книга Аникста «Театр эпохи Шекспира» (1967) стала настоящей энциклопедией английского театра Елизаветинской эпохи и отразила последние на тот момент достижения мировой шекспирологии.

В 1975 году Александр Аникст стал инициатором создания и председателем Шекспировской комиссии при Научном совете «Истории мировой литературы» Академии Наук СССР. Также Аникст начал проводить регулярные Шекспировские чтения, по итогам которых выпускались сборники научных статей. Традиция Шекспировских чтений продолжилась и после смерти Аникста.

«Перу Аникста принадлежат монографии о Шекспире, о театре его эпохи, о первых изданиях его пьес, жизнеописание драматурга, большое сочинение, посвященное проблемам многообразных связей драм Шекспира с жизнью, мировоззрением, искусством его времени, работы о стиле шекспировских произведений, о проблеме авторства Шекспира… Словом, Аникст — создатель своего рода шекспировской энциклопедии, развивающей традиции отечественной науки и в то же время опирающейся на лучшее, что было сделано в мировом шекспироведении… Ученый Аникст стремился избегать не в меру “ученых” слов. Он пишет просто. Ясность стиля, происходящая от ясности мысли, делает его труды достоянием читателей самых разных слоев и поколений».

Ростислав Плятт

Помимо исследований Шекспира Александр Аникст много занимался творчеством И.- В. фон Гёте, Б. Шоу, Д. Дефо, О. Уайльда и других авторов. Не менее важен его вклад в теорию драмы, отраженный в пяти томах «Истории учений о драме» (1967—1988). «История английской литературы» Аникста (1956) долгое время служила основным учебником по этой дисциплине в вузах.

 

 

Аникст, Александр Абрамович

История английской литературы. – М.: Учпедгиз, 1956. – 483 с.

Книга содержит историю английской литературы от древнейших времён до современности и предназначается в качестве пособия для преподавателей английского языка.

Аникст, А.А.

Шекспир. –М.: Молодая гвардия, 1964. — 368 с., ил.- (ЖЗЛ).

«Никто из современников Шекспира не озаботился составить его биографию. В те времена такой чести удостаивались лишь короли и христианские великомученики, но не деятели культуры, тем более театра. Поэтому, когда в XVIII веке Шекспир был признан классиком, оказалось, что о его жизни почти ничего неизвестно. Всем, что мы знаем о Шекспире, мы обязаны нескольким поколениям исследователей, трудившимся более двух с половиной веков, чтобы восстановить обстоятельства жизни великого драматурга. Помогают в этом и его произведения. Они привлечены нами в той мере, в какой через них раскрывается личность автора. Но эта книга не о творчестве Шекспира. Излагая биографию Шекспира, я старался оставаться на твердой почве фактов. Они раскрывают перед нами внешние обстоятельства жизни автора: семейное положение и имущественные дела, обстоятельства театральной и литературной деятельности. Дополнением им служат события гражданской истории и некоторые сведения о культурной жизни Англии в эпоху Шекспира. Если мне удалось хоть в какой-то мере сделать для читателей живым облик Шекспира и время, в котором он жил, то этим я больше всего обязан ему».

Аникст, А.А.

Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. История учений о драме. – М.: Наука, 1967. – 455 с.

Великие умы от древности до нового времени задумывались над вопросами драмы и определяли её законы в соответствии с потребностями драматического искусства их времени. Основы теории драмы заложил древнегреческий философ Аристотель. По-новому сформулировал их римский поэт Гораций. Поле длительного перерыва в эпоху Возрождения заново стала развиваться теория драматического искусства, в которую внесли свой вклад Лопе де Вега, Корнель, Гёте, Шиллер, Лессинг и многие другие. История теорий драмы помогает глубже понять творчество великих мастеров трагедии и комедии. В труде А. Аникста подробно освещены все этапы развития теории драмы от древности до конца 18 века. Рассмотренные в книге высказывания писателей, критиков и философов касаются как теории, так и практики драматического творчества. Мысли выдающихся деятелей прошлого о сущности трагедии и комедии, о композиции драмы, изображении характеров далеко не утратили своего значения и в наше время.

Аникст, Александр Абрамович.

Шекспир. Ремесло драматурга. – М.: «Советский писатель», 1974. – 608 с.

Книга вводит читателя в творческую лабораторию Шекспира. В ней разбираются методы композиции пьес, построение драматического действия, способы характеристики персонажей, формы драматической речи, жанровые особенности пьес драматурга.

 

 

Аникст, А.А.

Первые издания Шекспира. — М.: «Книга», 1974. – 160 с., ил. — (Судьбы книг).

История первых изданий пьес Шекспира долго была загадкой для шекспироведов. Разгадали ее лишь исследователи XX века. Эта история проливает свет на условия создания пьес Шекспира.

История текстов – одна из важнейших страниц в истории книги. В России она не освещалась. Материал, собранный автором, подытоживает достижения современного шекспироведения в изучении текстов произведений великого драматурга. Он интересен для многочисленных любителей книги.

Аникст, А.А.

Трагедия Шекспира «Гамлет»: Лит. коммент.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с.

«Гамлет» Шекспира — одно из самых сложных и проблемных произведений мировой литературы. Книга известного советского шекспироведа А. Аникста содержит общую характеристику творчества великого английского драматурга па фоне общественно-политических и идеологических условий позднего Возрождения. Автор показывает место трагедии в эволюции творчества Шекспира. В книге подробно рассматриваются идейные и художественные основы трагедии «Гамлет». Характер главного героя раскрывается в связи с композицией пьесы н другими ее персонажами. Большое внимание уделяется художественным приемам и стилю трагедии.

Аникст, А.А.

«Фауст» Гёте.: Лит. коммент. – М.: Просвещение, 1979. – 240 с., ил.

В книге дан разносторонний анализ произведения Гёте, изложена его творческая история, охарактеризован его идейный смысл. Автор знакомит с философской и нравственной проблематикой первой части «Фауста», комментирует текст сцена за сценой, дана подробные характеристики главных действующих лиц, определяются особенности художественного метода и стиля произведения.

Аникст, А.А.

Гёте и Фауст: От замысла к свершению. – М.: Книга, 1983. – 271 с., ил. – (Судьбы книг).

«Фауст» был спутником всей жизни Гёте. Случай редчайший в истории мировой литературы: великое произведение немецкого поэта создавалось в течение шестидесяти лет. Биография книги прослежена от самых её истоков – от зарождения замысла до первых публикаций. Воссозданы жизненные впечатления и события, которые отразились в трагедии, трудные этапы её становления, роль Шиллера и Эккермана в её завершении. Автор привлекает неизвестные в нашей стране материалы. Широко представлены раздумья и признания самого Гёте, отклики современников.

Аникст, А.А.

Творческий путь Гёте. – М.: Художественная литература, 1986. – 544 с.

Монография представляет собой обобщающий труд о творчестве великого немецкого писателя. В книге анализируются литературно-эстетические и общественно-политические взгляды Гёте, разбираются все наиболее значительные его произведения.

Книга рассчитана на специалистов-литературоведов, студентов и аспирантов, а также на широкий круг читателей, интересующихся классической зарубежной литературой.