Библейские и другие канонические тексты стали основой многих произведений искусства, в том числе и музыки. Список их столь велик, что мы сможем обратиться лишь к малой части самых известных сказаний и музыкальных сочинений зарубежных композиторов.
Ветхозаветная история о сотворении мира описана в Книге Бытия (1-я глава). Данный библейский сюжет является основополагающим для всей Библии. Он не только рассказывает, как все началось, он также устанавливает основные учения о том, кто есть Бог и кто есть мы в отношениях с Богом.
В 1796 г. к этой истории обратился австрийский композитор Йозеф Гайдн. Оратория «Сотворение мира» стала одним из последних сочинений великого маэстро, он создал ее в возрасте 66 лет.
В либретто оратории использована 7-я глава поэмы английского поэта Джона Мильтона «Потерянный рай», включающая текст Библии почти без изменений: по просьбе Адама архангел Рафаил повествует о сотворении мира в 6 дней по низвержении Сатаны.
Первое публичное исполнение «Сотворения мира» состоялось в день именин Гайдна, 19 марта 1799 года, в венском «императорском и королевском придворном театре, что рядом с дворцом». Желающих послушать ораторию оказалось столько, что перед входом возникла давка. «Сотворение мира» было воспринято как первая светская оратория на немецком языке.
Йозеф Гайдн. Хор из оратории «Сотворение мира».
Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса.
Это Ветхозаветная легенда, описанная в Книге Судей. Самсон — древнееврейский богатырь, обладавший необыкновенной физической силой, таившейся в его длинных волосах. Он происходил из племени, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. А филистимляне — народ, населявший в древности прибрежные равнины Палестины и известный преимущественно благодаря библейским источникам.
Возлюбленная Самсона Далила за обещанное вознаграждение остригла у спящего Самсона волосы, лишила его силы, а затем передала богатыря воинам, которые ослепили его и заковали в цепи. Однако в плену волосы у Самсона отросли. Почувствовав былую силу, он разрушил филистимлянский храм, под развалинами которого погибли и филистимляне, и сам герой.
В музыке сюжет о Самсоне отражен в ораториях А. Скарлатти и Генделя, опере Рамо. Но наибольшей популярностью пользуется опера «Самсон и Далила» французского композитора Камиля Сен-Санса.
Камиль Сен-Санс. Третья ария Далилы из оперы «Самсон и Далила».
В Библии неоднократно упоминается имя полководца, вавилонского и ассирийского царя Навуходоносора. В Ветхом Завете он отображен как поработитель и тиран еврейского народа.
В книге пророка Даниила говорится, что в последние годы правления Навуходоносор возомнил себя Богом. Окинув взором возведенные при его правлении дворцы, храмы и кварталы Вавилона, царь возгордился, сравнив свою власть над подопечными с божественной. За это Творец послал ему в наказание хворь: отлученный от людей Навуходоносор, подобно животному, ел траву. Голова покрылась львиной гривой, а на руках и ногах выросли когти, как у птицы. Верующие назвали болезнь царя «промыслом Божьим», а выздоровление связали с осознанием Навуходоносора своей ничтожности перед Творцом. Ведь, в конце концов, надменный царь признал бога евреев «Богом Богов».
Библейская легенда о Навуходоносоре легла в основу оперы итальянского композитора Джузеппе Верди, которая была создана в 1841 г.
Джузеппе Верди. Хор рабов из оперы «Навуходоносор» («Набукко»).
Одним из первых сюжетов Нового Завета является рассказ о Благовещении. В Еван¬ге¬лии от Лу¬ки (ибо толь¬ко он опи¬сы¬ва¬ет дан¬ное со¬бы¬тие) говорится, что немногим бо¬лее двух ты¬сяч лет то¬му на¬зад в ма¬лень¬ком па¬ле¬стин¬ском го¬род¬ке Назаре¬те со¬вер¬ши¬лось пре¬вос¬хо¬дя¬щее на¬ше ра¬зу¬ме¬ние со¬бы¬тие — при¬ро¬да Бо¬га соеди¬ни¬лась с при¬ро¬дой че¬ло¬ве¬ка.
Здесь жи¬ла скром¬ная, добродетельная девушка по имени Ма¬рия. Церковное предание говорит, что однажды она читала отрывок из книги пророка Исайи с его пророческими словами: «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына». В это время к ней вошел архангел Гавриил с вестью о грядущем рождении ею Спасителя мира: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего…».
История встречи Святой Девы с архангелом Гавриилом, тема Благовещения нашла отражение в многочисленных (более 50) католических гимнах, которые называются «Ave Maria».
Бах-Гуно. Ave Maria.
Спустя ровно 9 месяцев после Благовещения у Девы Марии родился Сын Иисус, которого христианская религиозная традиция считает Мессией (в переводе с еврейского – «помазанник», что является синонимом слов «царь» или «владыка»).
Со времен изгнания из рая первых людей, Адама и Евы, все человечество ожидало прихода в мир того, кто искупил бы не только грех прародителей, но и личные грехи каждого человека, сделал бы всех людей свободными от власти страстей, от страха смерти. Другими словами – ожидали прихода Спасителя.
И в Ветхом Завете мы найдем множество рассказов о том, кто такой Мессия, как и когда явится он в наш мир. Например, в пророчествах говорилось, что Спаситель должен быть потомком царя Давида, родиться в Вифлееме от девы, въехать в Иерусалим на осле, и быть оцененным в 30 сребреников. Уже одних этих совпадений вполне достаточно, чтобы назвать Иисуса Мессией.
Две тысячи лет назад Он, Сын Божий, пришел на землю ради спасения людей, принеся себя в искупительную жертву на кресте.
Библейские пророчества и повествования об Иисусе стали основой для гениального произведения Георга Фридриха Генделя – оратории «Мессия», созданной в 1741 г. Это одно из самых радостных и триумфальных сочинений среди всех когда-либо написанных. В этой оратории все, что гнетет и пугает человека – страдание, лишения, горестные чувства – дано лишь намеком, фоном; а все, что радует и дает надежду – чувство единения с другими, неколебимая вера и сознание собственных возможностей – показано крупно, многообразно и необычайно убедительно.
Георг Фридрих Гендель. Аллилуйя из оратории «Мессия».