Всемирный день книги и авторского права

Праздник был учрежден ЮНЕСКО в 1995 году. С тех пор Всемирный день книг и авторского права ежегодно отмечают 23 апреля. В этот день поздравляют библиотекарей, писателей, журналистов, сотрудников книжных магазинов и издательств, а также всех любителей книг и чтения.
Традиция чествовать книги и любовь к ним появилась в испанской Каталонии в начале XX века. Ее ввели местные книготорговцы, 23 апреля 1923 года устроившие грандиозную книжную ярмарку. Дату выбирали, исходя из ее важности для мировой и европейской литературы: 23 апреля — день смерти и памяти таких великих писателей, как Мигель де Сервантес, Инка Гарсиласо де ла Вега, Уильям Шекспир.   

Гораздо позже, уже в 1995 году, на заседании ЮНЕСКО было принято решение о создании памятной даты — Дня книг и авторского права, которая с тех пор ежегодно отмечается 23 апреля. Праздник сразу получил статус всемирного, с каждым годом количество стран, отмечающих его, только увеличивается.
В России уже сложилась традиция проводить всероссийскую акцию «Библионочь», приурочив ее к Всемирному дню книги и авторского права.
К этому Дню мы подготовили виртуальную выставку «Книги о книгах». Она представлена и литературными эссе, и художественной литературой. И все это можно найти в фондах библиотеки.

 

карьерЖан-Клод Карьер, Умберто Эко .   Не надейтесь избавиться от книг! — Санкт-Петербург : Symposium, 2010

Вы привыкли читать с экрана компьютера, мобильного телефона, электронного «ридера»? Вы не ходите в книжные магазины и уж подавно в библиотеки? Вы надеетесь избавиться от книг? «Не надейтесь!» — говорят два европейских интеллектуала, участники предлагаемой Вам дружеской беседы: «Книга — это как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь».Умберто Эко — знаменитый итальянский писатель, учёный-медиевист и семиотик. Жан-Клод Карьер — известный французский романист, историк, сценарист, актёр, патриарх французского кинематографа, сотрудничавший с такими режиссерами, как Бунюэль, Годар, Вайда и Милош Форман.Страсть обоих — книги: старые и новые, популярные и редкие, умные и глупые. И предмет своей страсти они отстаивают, пуская в ход всю свою эрудицию и остроумие. Авторы легко переходят от серьезных тем — способов передачи знаний в культуре, роли папируса и мнемотехник, Интернета и электронных книг — к историческим анекдотам и бытовым курьезам. Между делом читатель узнает, почему «своими знаниями о прошлом мы обязаны кретинам, имбецилам или врагам», а «курицам понадобилось сто лет, чтобы научиться не переходить через улицу». И почему Умберто Эко прочел «Войну и мир» только в сорок лет. Эта книга о судьбе книг — ностальгическое признание в любви и веская защитительная речь в пользу самой себя.

 

 

гессеГерман Гессе. Магия книги.

Крупнейший немецкий прозаик XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе, Герман Гессе известен в России прежде всего как автор «Сиддхартхи», «Степного волка», «Игры в бисер», рассказов и сказок. В данную книгу входят эссе писателя о литературе. («О чтении», «Писательское кредо», «Любимые книги», «Непризнанные писатели»). Автор говорит об отношении к книгам, о том, как их читать, как обращаться с ними, собирая у себя дома, подобно кругу подлинных добрых друзей, Примечательно, что Гессе писал литературно-критические работы исключительно о тех книгах, которые оценивал положительно. Гессе прослеживает четкую связь подлинной образованности человека с изучением всемирной литературы, дает практические советы тем, кто по-настоящему глубоко хочет понять и освоить прочитанное.

 

 

брэдбериБрэдбери, Рэй.   451` по Фаренгейту ; Вино из одуванчиков ; Марсианские хроники ; Рассказы. — Москва : АСТ, 2003.
Научно-фантастический роман-антиутопия Рэя Брэдбери, изданный в 1953 году. Роман описывает американское общество близкого будущего, в котором книги находятся под запретом; «пожарные»[1], к числу которых принадлежит и главный герой Гай Монтэг, сжигают любые найденные книги. В ходе романа Монтэг разочаровывается в идеалах общества, частью которого он является, становится изгоем и присоединяется к небольшой подпольной группе маргиналов, сторонники которой заучивают тексты книг, чтобы спасти их для потомков. Название книги объясняется в эпиграфе: «451 градус по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага»[2]. В книге содержится немало цитат из произведений англоязычных авторов прошлого (таких, как Уильям Шекспир, Джонатан Свифт и другие), а также несколько цитат из Библии.

 

 

елизаровЕлизаров, Михаил.   Библиотекарь — Москва : Ad Marginem, 2007.
«Библиотекарь» – четвертая и самая большая по объему книга блестящего дебютанта 1990-х. Это, по сути, первый большой постсоветский роман, реакция поколения 30-летних на тот мир, в котором они оказались. За фантастическим сюжетом скрывается притча, южнорусская сказка о потерянном времени, ложной ностальгии и варварском настоящем. Главный герой, вечный лузер-студент, «лишний» человек, не вписавшийся в капитализм, оказывается втянут в гущу кровавой войны, которую ведут между собой так называемые «библиотеки» за наследие советского писателя Д.А. Громова. Громов – обыкновенный писатель второго или третьего ряда, чьи романы о трудовых буднях колхозников и подвиге нарвской заставы, казалось, давно канули в Лету, вместе со страной их породившей. Но, как выяснилось, не навсегда. Для тех, кто смог соблюсти при чтении правила Тщания и Непрерывности, открылось, что это не просто макулатура, но книги Памяти, Власти, Терпения, Ярости, Силы и – самая редкая – Смысла… Вокруг книг разворачивается целая реальность, иногда напоминающая остросюжетный триллер, иногда боевик, иногда конспирологический роман, но главное – в размытых контурах этой умело придуманной реальности, как в зеркале, узнают себя и свою историю многие читатели, чье детство началось раньше перестройки. Для других – этот мир, наполовину собранный из реальных фактов недалекого, но безвозвратно ушедшего времени, наполовину придуманный, покажется не менее фантастическим, чем умирающая профессия библиотекаря. Еще в рукописи роман вошел в лонг-листы премий «Национальный бестселлер» и «Большая книга».

 

 

биркегорБиркегор, Миккель. Тайна «Libri di Luca» — Москва : РИПОЛ классик, 2010

Блистательный триллер датского автора Миккеля Биркегора стал национальным бестселлером у себя на родине, получил высшие оценки прессы и читателей.Готовится экранизация романа.Владелец букинистической лавки «Libri di Luca», расположенной в центре Копенгагена, найден мертвым. По закону дело наследует единственный сын Луки Кампелли — преуспевающий адвокат Йон. В подвале лавки он узнает тайну своего отца: Лука Кампелли являлся главой могущественного «Общества книголюбов», члены которого (так называемые «чтецы») с помощью книг могут оказывать на слушателей психологическое влияние, манипулируя сознанием читателя и трансформируя возникающие там образы в фантастические видения и ощущения. «Чтецы» могут трансформировать образы, которые возникают в сознании читателя, в фантастические видения и ощущения. Если «чтецы» злоупотребляют способностями — они могут манипулировать мыслями читателя и даже довести его до самоубийства. Йон понимает, что смерть его отца не случайна. Он начинает собственное расследование.

 

зузакЗусак, Маркус.   Книжный вор  — Москва : Эксмо, 2013.

Январь 1939 года. Германия. Страна, затаившая дыхание. Никогда еще у смерти не было столько работы. А будет еще больше. Мать везет девятилетнюю Лизель Мемингер и ее младшего брата к приемным родителям под Мюнхен, потому что их отца больше нет – его унесло дыханием чужого и странного слова «коммунист», и в глазах матери девочка видит страх перед такой же судьбой. В дороге смерть навещает мальчика и впервые замечает Лизель.Так девочка оказывается на Химмель-штрассе – Небесной улице. Кто бы ни придумал это название, у него имелось здоровое чувство юмора. Не то чтобы там была сущая преисподняя. Нет. Но и никак не рай.«Книжный вор» – недлинная история, в которой, среди прочего, говорится: об одной девочке; о разных словах; об аккордеонисте; о разных фанатичных немцах; о еврейском драчуне; и о множестве краж. Это книга о силе слов и способности книг вскармливать душу.

 

 

перес-ревертеПерес-Реверте, Артуро.    Клуб Дюма, или тень Ришелье — Москва : Иностранка, 2003.
Один из лучших интеллектуальных детективов Артуро Переса-Реверте. Роман увлекателен и изящен, его сюжет головокружительно запутан, но при этом логически строго выверен.
Действие романа происходит в особом мире — мире книг. Охотник за редкими изданиями мотается по Европе в поисках сатанинского фолианта, который отправил средневекового печатника на костер. Герои этой истории — библиофилы, букинисты, переплетчики и просто страстные любители литературы. Одни из них отдают предпочтение романам «плаща и шпаги», другие — детективам, третьи пытаются разгадать тайны, скрытые в трудах по демонологии.

 

 

сафонСафон, Карлос Руис.    Тень ветра — Москва : АСТ : Астрель, 2010
Книга-явление. Книга-головоломка. Книга-лабиринт.
Роман, который заставляет читателя погрузиться в почти мистический мир Барселоны и перемещает его в совершенно иную систему координат. Читателю предстоит вместе с главным героем встретить зловещих незнакомцев, понять и полюбить прекрасных и загадочных женщин, бродить по мрачным лабиринтам прошлого, и главное – раскрыть тайну книги, которая непостижимым образом изменяет жизнь тех, кто к ней прикасается.

 

darntonDarnton, R.    Apologie du livre: Demain, aujourd’hui, hier / R. Darnton. — France : Gallimard, 2011.
Роберт Дарнтон американский историк, специалист по истории печати и книжной культуры Европы, в первую очередь — Франции.
Президент Американской ассоциации историков (1999) . Возглавляет библиотеку Гарвардского университета(с 2007).
Это книга о книге, апология печатного текста в прошлом, в настоящее время и в будущем. Это также дискуссия о месте книги в цифровом пространстве, которое стало главной реальностью для миллионов людей.

 

manguelAlberto Manguel   Une histoire de la lecture. — Actes Sud, 2000.
Когда и где впервые возникли буквы и книги? Что такое сладость чтения? Кто научил верблюдов ходить в алфавитном порядке? Хорошо ли красть книги? Правда ли, что за любовь к чтению предавали казни? Является ли чтение страстью, наслаждением, отдохновением и приятным времяпрепровождением?
Альберто Мангуэль — известный издатель, переводчик, редактор и знаток многих языков. Среди персонажей этой увлекательной книги писатели и философы, святые и простые смертные — любители книг и чтения.
Наверное, эта книга — что-то вроде попытки оценить роль книги в судьбе человечества. Автор планомерно развивает рассказ от рассвета цивилизации до современности. Конечно, не в строгой хронологической последовательности, но все времена охвачены. В наше время телевидения, интернета, радо, газет получение какой-либо информации, в том числе и сугубо развлекательного свойства, стало делом простым, обыденным, и порой, даже навязчивым. А ведь предыдущую пару тысяч лет у человека из неодушевленных носителей и передатчиков информации была только книга! И когда читаешь «Историю чтения» начинаешь невольно об этом задумываться. Магуэль создал возможность представить, чем являлась книга для людей двести, пятьсот, тысячу лет назад. И не столько в смысле накопления знаний человечеством и передачи их от поколения к поколению, а именно то огромное значение книги для каждого, кому в те далекие времена посчастливилось уметь читать.