Заседание краеведческой комиссии 21 декабря 2019 года

С докладом «145 лет первой железной дороге Калужской губернии» выступил доцент кафедры ИУ2-КФ КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана Александр Викторович Максимов.

1

145-лет назад началось движение на железнодорожной линии Вязьма-Ряжск с веткою от Узловой (Хрущево) на Елец. Значимость этого события по мнению автора – не осознана калужанами в достаточной степени. В местном краеведении железная дорога РВЖД-СВЖД — практически белое пятно.

2Как известно, в Калуге были открыты Главные железнодорожные мастерские, которые в дальнейшем стали одним из самых крупным машиностроительным заводом региона. На момент открытия РВЖД численность работников Главных железнодорожных мастерских составляла 500 человек. Нахождение Правления РВЖД, а в последствии и Управления СВЖД в Калуге означает, что в городе укрепилась, стала развиваться и влиять на жизнь города социальная прослойка жителей, имеющих высшее образование. В городе появились инженеры-путейцы, инженеры-технологи, инженеры-электрики, экономисты, бухгалтера, преподаватели. Счет идет уже не на десятки, а на сотни! Этот факт впервые отмечен Г.М. Морозовой в ее книге «Прогулки по старой Калуге»
РВЖД, а затем СВЖД – практически 100 лет были градообразующим предприятием. Огромное влияние развития этого предприятия на социальную инфраструктуру города и губернии: рабочие места высокотехнологического производства, образование общее и профессиональное, медицинское обслуживание населения, архитектурное развитие населенных пунктов, развитие торговли, повышение уровня культурной жизни города и губернии (библиотеки, театральные кружки, развитие спорта).
Железная дорога предоставила очень большое число рабочих мест на станциях, в ремонтных мастерских, на обслуживании путей, на обслуживании подвижного состава, на обслуживании складов, перевалочных пунктов для грузов, на обслуживание пассажиров.

Белым пятном в краеведении – профессионалы высокого уровня и крупные руководители промышленных предприятий вообще и по РВЖД-СВЖД в частности. Отдельные сведения о жизни трех управляющих РВЖД-СВЖД целевая часть доклада.

 

3Немешаев К.С. — член государственного совета в правительстве Российской империи, Министр путей сообщения, тайный советник – управляющий СВЖД.
июнь 1871 — окончил институт Путей сообщения С-Пб;
июнь 1871 – инж. МПС;
31.12.1871 – гл.инж. Сестрорецкой ж.д. (при МПС);
30.06.1875 – переведен в Поти-Тифлискую ж.д.;
25.05.1877 – переведен на Рязанско-Козловскую жд.;
28.02.1882 – управляющий Рязано-Козловской жд.;
22.08 1883 – переведен на Закавказкую жд.;
15.01.1884 – Тамбово-Саратовская жд.;
18.01.1890 – назначен начальником службы пути СВЖД (по МПС инж 7-го кл);
11.04.1892 – назначен управляющим СВЖД ( по МПС инж. 5-го кл);
05.06.1896 – переведен на Юго-Западную ж.д. Начальник службы пути;
09.06.1899 – начальник Ю-З жд. (по МПС инж. 4-го кл.);
28.10.1905 – Министр Путей сообщения;
май 1906 – начальник Ю-З жд.
1912 – член Государственного совета
1914 — начальник Галицкой железной дороги;
1916 – при Верховном начальнике санитарной и эвакуационной части ( принц
А.П. Ольденбургский);
март 1917 – руководитель комиссий при Временном правительстве;
1918-1921 в Комитете государственных сооружений и Наркомате путей сообщений;
1923 – член правления Октябрьской жд.
Результаты организационной работы Немешаева К.С.:
РВЖД, РМЖД, МСЖД – частные дороги – убыточны.
Совместна работа с Лахтиным В.М. — СВЖД резко повысила свой доход;
Руководство Ю-З ж.д. — резко возросла доходность дороги.
Кредо – забота о кадрах. Киевский политехнический институт – детище Немешаева.
Две станции на Ю-З ж.д. названы в честь Клавдия Семеновича — Клавдиево, Немешаево
Станции работают до настоящего времени!

 
4Бородин А.П. – руководитель службы движения, управляющий РВЖД, основоположник российской школы паровозостроения. Железнодорожник Александр Порфирьевич Бородин — из дворян, родился в Новгороде, отец капитан лейб-гвардии Драгунского полка умер, когда Александру было 3 года; брат Иван – крупный ботаник, академик.
Этапы профессиональной карьеры:
1869 – окончил СПб технологический институт;
1872 – окончил институт путей сообщений (СПб);
08.08.1872 – направлен на РВЖД и оставлен при МПС;
08.01.1877 – переведен на Киево-Бресткую ж.д. и.о. управляющим.
27.02.1879 – начальник Общего отдела ЮЗЖД (после присоединения КБЖД к ЮЗЖД);
08.01.1892 – управляющий ЮЗЖД;
31.10.1895 – переведен по собственному желанию на Виндаво-Рыбенскую ж.д.
Умер от воспаления легких при лечении в Италии в 1898.
Жена Анна Владимировна Долженкова, сыновья – Александр (1885), Сергей (1887), Владимир (1890)

 
5Лахтин В.М. — управляющий Моршанско-Сызранской железной дорогой, первый управляющий СВЖД, крупнейший меценат железнодорожного профессионального образования.
Владимир Михайлович Бородин — из дворян.
1861 – окончил институт корпуса инженеров путей сообщения;
1861-1867 – служба в МПС;
05.061967 – переведен на Велико-Орловско-Витебскую ж.д. (+инж. МПС)
11.04.1869 – переведен на Балтийскую ж.д.
15.05.1871 – переведен на Рыбинско-Балоговскую ж.д.
20.09.1872 – переведен на МСЖД начальник 7-го участка с оставлением при МПС
19.07.1874 – управляющий МСЖД (+ МПС);
попечитель Пензенского технического училища;
27.09.1889 – член комиссии по переводу МСЖД в казенную ж.д.
18.01.1890 – управляющий СВЖД, по МПС инж. 5-го класса, попечитель Калужского технического училища; (первый управляющий СВЖД!)
25.01.1892 – оставлен при МПС с освобождение от инженерных работ;
18.06.1892 – назначен управляющим Ивангорода-Домбровской ж.д.

 

6

Также, на заседании Краеведческой комиссии состоялась встреча с писателем, краеведом Виктором Владимировичем Коротковым.

В.В. Коротков автор семи книг, две из которых были написаны в соавторстве с писателем Анатолием Дмитриевичем Демидовым. Это — «Утешево – школа – жизнь» в 2005 году и «Речка нашего детства» в 2006 году.

1В книге «Память нашего детства» Виктор Владимирович рассказывает о себе. Родился он 29 декабря 1937 года в с. Извеково Бабынинского района Калужской области. Учиться пошел в 1945 году в Извековскую начальную школу, затем продолжил обучение в Мелечевской семилетней школе и Утешевской средней школе.

Получив аттестат зрелости, поступил учиться в техническое училище в г. Калуге и закончил в 1956 году, овладев профессией слесаря инструментально-лекальных работ. Вместе с другими товарищами был направлен в Тбилиси на Государственный союзный завод, где проработал более двух лет. Далее бы призван в Советскую Армию и проходил службу в Москве.

В конце 1961 года приехал в г. Калугу и поступил на завод транспортного машиностроения. Проработал там на должности слесаря, мастера, инженера, старшего инженера. Работая на заводе, избирался освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ завода, заместителем секретаря партийной организации. Без отрыва от производства в 1969 году окончил машиностроительный техникум, а в 1976 году Московский финансово-экономический институт.

В конце 1973 года перешел на завод телеграфной аппаратуры, где начал работать начальником бюро труда цеха, а затем начальником бюро труда отдела, главным бухгалтером, заместителем генерального директора по экономическим вопросам.

8«Память нашего детства» — это продолжение повествования книги «Речка нашего детства». После издания этих книг В.В. Коротков получил много отзывов от писателей, издательств, земляков и просто незнакомых людей. А.В. Сувалова из Москвы, чьи произведения печатаются в «Родниках», пишет: «Давно уже ни одна книга не волновала меня так, как «Речка моего детства». Так много и о многом в ней сказано! Вы сумели объять необъятное, соединив в одной повести суровую действительность и пленительные сказки. Из непритязательных рассказов участников видно, каким удивительно стойким и талантливым является наш народ – народ светлой, яркой души, сколько в нем непоказанной, искренней и глубокой любви к своей Родине!».

Все книги, написанные Виктором Владимировичем, объединены одной темой: любовью к родному краю, Бабынинскому району. «Я люблю на своей малой родине все. Но душа моей любви – тот уголок земли, где я впервые познал аромат цветов и сотового меда, синеву весны и золото осени, блеск снега и холодок родниковой воды из гремучего колодца, на берегу реки Безвель в лесном урочище под названием «Карек».

12Новая книга «Все тихие села снятся» вышла в 2019 году в калужском издательстве Ноосфера. Она продолжает повествование о людях и событиях нашего края, о которых рассказывалось в ранее вышедших книгах. Как пишет автор, заглядывая в глубокую древность, читатель познакомится с нашими корнями и пройденными путями моих земляков.

«Судьбу моего поколения можно назвать одновременно и трагической и счастливой. Трагической потому, что в наше детство, в наши дома и наши такие незащищенные и ранимые души ворвалась война, неся смерть, страдания, разрушение. Счастливой потому, что бросив нас в самую гущу народной трагедии и взвалив на наши хрупкие плечи тяжесть невзгод, бедствий и горе военных лет, мы не согнулись под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее и только намного раньше своих лет повзрослели».