Народные промыслы России. Часть 2. «Городецкая роспись»

Родилась Городецкая роспись на берегах Волги, а именно в селах и деревнях Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино. Зарождение промыла в Поволжье связано с деятельностью Петра I по созданию русского военного флота. Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой, демонстрируя как военную мощь России, так и художественный талант населявших ее народов. В течение XVIII века строительство кораблей переместилось ближе к берегам морей. А мастерам пришлось искать новое применение накопленному опыту. Одни стали вырезать ложки, другие точили миски и чашки, а третьи — изготавливали орудия труда для прядения и ткачества.

фото1

Если быть исторически достоверными, то вначале «городецкая роспись» была и не росписью вовсе, а инкрустация деревом. Крестьяне изготавливали особые прялки и отвозили продавать их на нижегородскую ярмарку.

Городецкие прялки были особенными благодаря донцу (дощечка на которую садится пряха) и гребню прялки. Окончив прясть, пряха вешала донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта. Позже мастера начали использовать не только резьбу, но и яичные краски для подкрашивания донец, что сделало из еще красочнее. И краски выбирались яркие: синяя, красная, зеленая, желтая.

фото14

Название «городецкая» появилось лишь в 1930-х годах. Такое название в культурологический обиход ввел В.М. Василенко, исследователь народной культуры. Поскольку все вышеназванные поселения находились близ Городца, то Городец был главным (после Нижнего Новгорода) рынком сбыта расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но кроме этого, сюжеты росписи тесно связаны с культурой и бытом Городца.

фото2Основные элементы росписи –это яркие цветы: розаны и купавки, собранные в букеты, гирлянды, ромбы и полосы

 

 

фото3диковинные птицы

 

 

 

 

 

фото4

 

 

 

 

 

 

 

фото5

 

 

 

 

 

 

 

фото6

кони, скачущие среди цветов и сцены из Городецкой жизни.

Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделия: сундуках, блюдах, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и празднований, свадьбы на фоне богатого стола, столы с чашками, цветами и самоварами. Лица людей  обращались в сторону зрителей, что часто излишне сложным композициям придавало некую неправдоподобность.

Весь рисунок включает в себя три этапа: подмалевок – закрашивание основными цветами цветов, листьев, коней и птиц. Теневка – прорисовывание темных контуров и деталей и третий этап – разживка, прорисовывание белых деталей, делающих роспись неповторимо нарядной.

фото7

 

 

 

 

 

фото16