Новые поступления в отдел краеведения

1sЖизнь, прожитая не зря. Личность и творчество композитора Серафима Туликова [Текст] : к 100-летию со дня рождения / [авт.-сост. А. С. Туликова]. — Москва : Издательский Дом Тончу, 2014. — 559 с. : ил., портр.

            Книга «Жизнь прожитая не зря. Личность и творчество композитора Серафима Туликова» продолжает серию воспоминаний деятелей культуры и науки, представителей других профессий, расширяющих представления о богатейшем историческом и культурном наследии России, опубликованных в Издательском Доме ТОНЧУ. Издательством уже выпущены книги, рассказывающие о судьбах людей, являющихся национальным достоянием Отечества, чья жизнь является образцом служения обществу: «Легендарная Борвиха»,  «Наша Николина Гора», «Дом ста роялей Огарева -13» и другие.

В издании опубликованы воспоминания коллег и друзей, профессиональная оценка творчества композитора, представленная выдержками из книг и статей музыкантов-современников (Александры Пахмутовой, Иосифа Кобзона, Оскара Фельцмана и других), размышления самого Туликова о песенном жанре.

Особое место занимают воспоминания дочери Серафима Сергеевича Алисы Туликовой «Разбирая архивы в кабинете моего отца…». По её словам,  название книги «Жизнь, прожитая не зря» подсказано самим композитором. В одном из интервью на вопрос корреспондента, был ли он счастлив, прожив такую большую жизнь, Серафим Сергеевич ответил удивительно просто и искренне: «По большому счету я знаю, что прожил не зря. Не зря! Мягко говоря!».

В издание вошел диалог Серафима Сергеевича Туликова с журналистом Юрием Ивановичем Зельниковым, в котором композитор рассказывает о своей жизни, о взглядах на творческий процесс, о различных встречах и эпизодах, которые казались ему любопытными, о Калуге.  В этом городе он родился, учился, окончил музыкальное училище.

А родился Серафим Туликов 24 июня 1914 года на Талежной улице, угол Васильевской (ныне ул. Воронина, д. 22/50). Вот мнение о Калуге тех времен Серафима Сергеевича: «Город был церковный, патриархальный. Главное, что его отличало, это подлинное русское гражданство. В моем понимании, это жившие в Калуге крепкие, хоть и не высшего образования, но образованные граждане, сознательные, прочные семьянины. Вот такой был город. И купечества, конечно, много было! Торговали изрядно».

Одна из глав  книги посвящена истории создания особенно ценимой на его малой родине, в Калуге, популярной песни «Здравствуй, милая Калуга!»,  с фотографиями старой Калуги.

Серафим Туликов лауреат Государственной премии СССР, народный артист РСФСР, Почетный гражданин города Калуги и Калужской области.

           

2sХолопов, Юрий Васильевич.

Симфония щедрой души : [о русском композиторе Н. П. Ракове] / Ю. В. Холопов. — Москва : Глобус, 2011. — 183, [1] с., XVI, VIII с. ил., портр., факс., цв. ил., портр.

Калужская земля по праву может гордиться тем, что из ее купечества вышли такие выдающиеся таланты, как художник И.М. Прянишников и И.Я. Билибин; основатель известнейшего в Москве театрального училища П.И. Щукин; выдающийся ученый, автор основополагающих открытий в области фотофизики и фотохимии А.Н. Теренин и другие.

В том же ряду можно поставить калужских купцов Раковых, давших России выдающего композитора и музыкального педагога Николая Петровича Ракова (1908-1990 гг.)

Внимательно вникая в историю калужской купеческой семьи Раковых, мы не можем не заметить эволюции, пишет Юрий Васильевич Холопов в предисловии. Из сыновей купца средней руки Степана Михайловича Ракова показал наибольшие способности в коммерческом деле один из младших сыновей – Петр. Основав свое дело в конце позапрошлого века, Петр Степанович вышел сам и вывел на более высокий уровень благосостояния и культуры всю семью. К началу ХХ века  Петр Степанович Раков был одним из самых значительных и перспективных предпринимателей Калуги. А после 1911 года уже трудно было не заметить его собственного  дома, даже гостям  города: в центре Калуги, на месте старого деревянного здания, выросло новое  двухэтажное — в стиле «модерн».

Рождение в 1908 году младшего сына Николая совпало с материальным расцветом семьи Раковых, начавшей строить в центре Калуги великолепный дом-дворец. С раннего детства одаренный идеальным музыкальным слухом мальчик стал заниматься на рояле и обучаться игре на скрипке.

В книге документально отображена история жизни, творческой и педагогической деятельности выдающегося русского композитора, Народного артиста СССР, лауреата Государственной премии Николая Петровича Ракова (1869-1943), а также драматическая судьба родственников композитора, сумевших в трагические годы ХХ века сохранить человеческое достоинство, доброту, чуткость к ближним, остаться патриотами России.

 

3sБрокмиллер, Николай Николаевич. Быченков Владимир Михайлович.

Триумфальная арка. Возвращение? : Московские ворота на Московской площади / Николай Брокмиллер, Владимир Быченков. — Калуга : Полиграф-Информ, 2013. — 11, [1] с. : ил.

В брошюре публикуется полный текст статьи «Московские ворота на Московской площади», с которой авторы выступали в рамках общественной дискуссии о воссоздании в Калуге Московских Триумфальных ворот, воздвигнутых в 1775 году и разобранных в 1935 году. Это был первый безвозвратно утраченный в городе памятник без преувеличения всероссийского культурно-исторического значения, большой архитектурно-художественной ценности.

Московские ворота имеют огромное историческое  и культурное значение. Историками высказываются разные мнения о времени сооружения ворот и их назначения. Согласно наиболее распространенной точке зрения, ворота были воздвигнуты по случаю приезда в Калугу императрицы Екатерины II в 1775 году, причем сооружены за три месяца на средства и радением местного купечества. По другой версии, построены они были несколько позже как ворота городской Московской заставы – это был первый и оставшийся единственным этап реализации грандиозного по тем временам замысла, предполагавшего возведение ворот на трех заставах вокруг города — Московской, Тульской и Смоленской, но из-за нехватки средств не осуществившегося в полном объеме. Но как бы то ни было, Московские ворота с самого начала задумывались и создавались не столько как городские въездные ворота, сколько как Триумфальные.

В брошюре приводится проектное предложение по размещению Московских Триумфальных ворот на Московской площади города Калуги.

 

4sБыченков, Владимир Михайлович.

Res divini iuris. Мифологетика Московских ворот / В.М. Быченков. — Калуга : Полиграф-Информ, 2014. — 126, [2] с. : ил. — (Биография калужского дома ).

Автор – Владимир Михайлович Быченков, доктор философских наук, главный редактор журнала «RuBriCa», член Рабочей группы по сохранению исторической памяти. Автор  книг «Время диалога», «Торжество Минервы. К критике социального разума» (и многих  др.).

Владимиру Михайловичу не раз приходилось выступать в поддержку воссоздания Московских ворот как уникального памятника истории и культуры, который за полтора столетия своего существования стал настоящим архитектурным символом города.

В данной работе Московские ворота рассматриваются в ином ракурсе. Предметом работы является мифологетика Московских ворот — совокупность мифологем, архетипов, образов и символов, которые нашли свое воплощение в архитектурном облике этого сооружения. История создания Московских Триумфальных ворот в Калуге остается загадкой, найти убедительное, документально подтверждаемое решение которой до сих пор не удается. Но и архитектура Московских ворот скрывает в себе тайну, но совсем другого — метафизического порядка. Каждый конструктивный элемент этого ансамбля — арка, колонна, обелиск, — а также их сочетание, вся архитектоника сооружения имеют свое образно-символическое содержание.

Работа основана на многолетних исследованиях автора в области религиоведения, мифологии и мифоэтики.

 

Главный библиограф М.В.Герасимова