«Женщина – одновременно яблоко и змея»
Г. Гейне
В период Древней Руси женщина обладала правом на приданое, наследство и некоторое другое имущество (рукоделие, созданное ею самой). В нормативных актах Древней Руси не содержится никаких фактов, позволяющих считать, что женщина была ограничена в праве распоряжения своим имуществом, единственным исключением является ст.7 Пространной редакции Русской Правды (в ней говорится, что отдача имущества жены на разграбление и изгнание следовала, если муж совершит убийство без причины). Также женщины законно передавали свое имущество в наследство.
Первое упоминание о полномочиях женщин на владение определенным имуществом содержит уже один из наиболее ранних юридических памятников – договор 911 года Олега с Византией, утвердивший право женщины сохранить за собой часть общего с мужем имущества даже в случае, если муж совершил убийство и предстал перед законом. Право женщины на выбор мужа было ничтожно. До принятия христианства существовал обряд похищения («умычка») и покупки невесты, которые не учитывали желание девушки. После принятия христианства в 988 году, женщина также была ограничена в свободном выборе супруга. Брак между молодыми мог быть заключен только с согласия родителей. Об этом свидетельствуют Новгородские берестяные грамоты XII века.
Дальнейшее развитие имущественных прав женщин было закреплено в Русской правде. В соответствии со ст.93 муж мог оставить наследство жене, и она являлась госпожой этого имущества, но не остальной части наследства. В случае смерти мужа женщина становилась полноправным опекуном детей и распоряжалась имуществом, а по достижению детьми совершеннолетия мать могла оставаться в доме, даже против воли детей (ст.102). Но если мать повторно выходит замуж, то дети и их часть наследства передаются близкому родственнику (ст.99). Женщина была вправе распоряжаться своим наследством по своему усмотрению (ст. 103, 104, 106). Также убийство женщины приравнивалось к убийству мужчины (ст.88).
В Средние века, с появлением Судебника (1497), женщины приобретают все больше прав: право наследования по завещанию, в случае отсутствия сыновей (Ст.60), право свидетельствования в суде (ст. 52). В новом Судебнике (1550) для женщин появляется возможность быть истцом в суде (ст.19), а за оскорбление женщины полагается штраф (ст.26).
Однако продолжает существовать неразрывная связь мужем и женой (ст.66 — Холопом становится человек, продавший себя в полное холопство. Холопство распространяется на его жену и детей, живущих вместе с ним у одного господина).
Уже в Новое время, в процессе кодификации семейно-имущественного и завещательного права по Соборному уложению 1649 года определялось безусловное наследственное владение вотчинами не только сыновьями владельца, но и при их отсутствии дочерьми и их детьми; при отсутствии детей вотчина переходила представителям рода по их нисходящей линиям(гл.17). Купленными землями отныне владели мужья совместно со своими женами. Для обеспечения жизни женщины, в случае смерти мужа-война, получали поместье в прожиток (гл.16).
В эпоху реформ Петра Великого женщины (высшего сословия) получили возможность наследования всего движимого имущества мужа. Произошла отмена запрета повторного замужества в течение года после смерти первого мужа. Также указом Петра Великого от 1702 года помолвка могла быть расстроена, если «после сговору и обручения жених невесты взять не хочет или невеста замуж идти не хочет же, и в том быть свободе».Ранее в случае ссылки мужа, жена была обязана следовать за ним, но после петровских реформ женщина имела право оставаться в своих имениях.
На протяжении XVII века значительных изменений в жизни русской женщины не произошло. Это касается как повседневности, так и отношений собственности и брака. Всех сферах деятельности по-прежнему продолжали действовать законодательство прежних лет.
Положение женщин в мире в 18 — 20 веков было ужасающим. Мир принадлежал мужчинам, и она принимала его таким. Собственность принадлежала мужчине, а женщине обязанность ею управлять.
Именно по этому женщины стали сильнее задумываться о своих правах и вести активную борьбу за них. Начало эмансипации женщин феминизм относится ко времени Великой французской революции.
Законы. Наказания для женщин, как у мужчин
Тяжелое положение женщины в обществе приводило к росту женской преступности. Положение осужденных женщин в России было крайне тяжелым. Нередко они содержались в камерах вместе с мужчинами, долгое время к ним применяли кандалы и рогатки, надевавшиеся на шею и не позволявшие женщине лечь. Женщин наравне с мужчинами приговаривали к каторжным работам, беременность лишь приостанавливала исполнение смертной казни. К осужденным женщинам применялось в качестве дисциплинарного наказание битье розгами
Труд
Безусловно, были сферы, доступ в которые для женщин был открыт государством (медицина, образование, литература). Казалось бы, и это уже прогресс! Но, увы, для замужней женщины и здесь, было немало преград: она должна сначала получить разрешение мужа, а уж потом идти работать. Ст. 2202. царского закона гласила, что «не могут наниматься жены без согласия мужей».
В России не существовало законов, охраняющих беременную женщину-работницу. Она трудилась до последнего часа, и даже во время родов ей не всегда обеспечивалась медицинская помощь.
Образование
Несмотря на очевидные успехи, идея женского образования официального признания не получила. Университетский устав 1863 года вообще запрещал женщинам входить в университетскую аудиторию. Поэтому многие женщины ехали учиться за границу — в Швейцарию, Францию, Италию. Однако правительство предписало всем женщинам-студенткам вернуться в Россию. Попытки разрешить женщинам учиться в университете наряду с мужчинами даже в начале XX века воспринимались в правительственной среде с подозрением. С. Ю. Витте писал по вопросу о женском образовании: «Это было бы лучшим способом вконец революционизировать высшую школу, так как женщины являются носительницами и вдохновительницами разрушительных идей, как только они вкусят от науки, и потому будут считать себя „развитыми“, а вследствие этого и обязанными быть „передовыми“ и врагами всякой „рутины“ и „отсталости“». Лишь с 1911 года их стали допускать в университеты в качестве вольнослушательниц, а с началом Первой мировой войны им разрешили получать высшее медицинское образование, но и то отдельно от мужчин. Начало XX века ознаменовано подлинным прорывом в образовании женщин. Помимо многих высших женских курсов, где готовили воспитательниц, руководительниц физического воспитания, учительниц, женщины прорываются в университеты и институты на правах вольнослушательниц, а в 1911 году получают право сдавать экзамены для получения университетского диплома. В 1914 году в технических вузах было 7% женщин — доля огромная для того времени, ведь противники женского технического образования говорили, что женщина не может быть архитектором, так как ей «взбираться по лестницам трудно при длинных юбках».
Участие в выборах
До 1917 года женщины были фактически лишены возможности участвовать в государственном управлении и самоуправлении. Согласно ст. 17 Положения о земских учреждениях 1864 года женщины не могли участвовать в земских избирательных собраниях. Им дозволялось только посылать вместо себя на собрания уполномоченных — своих «отцов, мужей, сыновей, зятей, внуков, родных братьев или племянников». Городовое положение 1870 года также устанавливало, что женщины могут участвовать в избрании гласных городской думы не лично, а через уполномоченных, снабженных доверенностями (ст. 25).
В начале XX века под нажимом революционного движения правительство пошло на расширение политических прав населения; был создан представительный орган — Государственная дума. Однако согласно Положению о выборах в Государственную думу 1906 года женщины в этих выборах не участвовали. Не могли быть депутатами Госдумы
«Ст. 155 царского устава о гражданской службе категорически запрещала прием женщин на какие бы ни было должности в правительственные и общественные учреждения» (Араловец Н. Д). То есть, женщине была недоступна «привилегированная» сфера труда. Проиллюстрировать эту дискриминацию можно на примере Софьи Ковалевской, которая не могла вести научную и преподавательскую деятельность в России. Президент Академии наук князь Константин Константинович заявил: «Так как допуск на кафедры в наших университетах совсем закрыт для женщин, каковы бы ни были их способности и познания, то для г-жи Ковалевской в нашем отечестве нет места …» Правда, Софья Ковалевская была женщиной исключительной, а ведь в целом-то женское население было неграмотным, так, по переписи 1887 г. в России было всего 16,6% грамотных женщин.
Участие в международных мероприятиях за права женщин.
Активистки женского движения в России много сделали для того, чтобы женщины получили избирательное право. Например, 20 марта 1917 г. Российской лигой равноправия женщин в Петрограде была организована демонстрация, целью которой было привлечь внимание к тому факту, что женщины не имеют избирательного права.
Зарождение феминизма в России
С началом реформ Александра II в 1860-е годы изменилось отношение к женщине вообще. В России начинается долгий и мучительный процесс эмансипации. Из женской среды, особенно из числа дворянок, вышло немало решительных, отважных женщин, которые открыто рвали со своим окружением, семьей, традиционным укладом, отрицали необходимость брака, семьи, активно участвовали в общественной, научной и революционной деятельности. Среди них оказались такие «нигилистки», как Вера Засулич, Софья Перовская, Вера Фигнер и многие другие, входившие в революционные кружки, участвовавшие в известном «хождении в народ» в 1860-е годы, затем ставшие участницами террористических групп «Народной воли», а потом и эсеровских организаций. Для женщин из демократической, революционной среды стало типичным эпатажное поведение, презрение к обычному поведению светской женщины, а тем более так называемой «кисейной барышни». Считается, что этот тип женщины и девушки впервые описал Н. Г. Помяловский в романе «Мещанское счастье»: Легкие, бойкие девушки любят сентиментальничать, нарочито картавить, хохотать и кушать гостинцы… И сколько у нас этих бедных кисейных созданий… Читали Марлинского, пожалуй, и Пушкина читали; поют «Всех цветочков боле розу я люблю» да «Стонет сизый голубочек»; вечно мечтают, вечно играют… Они старались одеваться небрежно, коротко стриглись, носили синие очки, красную рубашку — «гарибальдийку», курили, старались добиться во всем равенства с мужчинами. Если порой это выглядело смешно, то гораздо серьезнее было пробудившееся в женской среде желание учиться, заниматься общественно полезными профессиями. Известно, что еще во времена Екатерины II в Петербурге был открыт Смольный институт благородных девиц, в котором женщины могли получить образование. Но это образование не предполагало участия женщины в общественных профессиях. По-настоящему массовым образование стало только после 1862 года, когда возникли первые четыре казенные женские гимназии. Там училось свыше 1000 учениц. Наряду с казенными гимназиями стали развиваться частные, в которых было больше свободы, инициативы, были отменены наказания. Общество стало иначе относиться к женщинам, искавшим признания в труде фельдшера, акушерки, телеграфистки, бухгалтера, учительницы. Этим профессиям стали учить в специальных школах, на курсах, приравненных к университетам. Женщины пытались не только овладеть обычными профессиями мужчин, но и прорваться в бизнес. Так, в 1863 году в Петербурге возникла первая и единственная в истории русского издательского дела женская переводческая и издательская артель Марии Трубниковой и Надежды Стасовой. Сначала Трубникова принимала активное участие в организации воскресных школ для рабочих, потом образовала кружок таких же, как она, самостоятельных, проникнутых идеями эмансипации женщин. Они и решили начать издавать книги, вникая во все тонкости этой работы. Первой книгой артели, устав которой власти отказались регистрировать, стали сказки Андерсена, а потом — бывшая особенно популярной тогда книга Г. Вагнера «Натуралист на амазонской реке». Кроме типографии, были образованы общество переводчиц, женская переплетная мастерская. Затевая это дело, женщины, вошедшие в сообщество Трубниковой, стремились утвердить за собой право на труд и, что особенно важно, материальную независимость. Эта тенденция стала характерной для жизни России второй половины XIX века. Все больше женщин не только из народа, но и из «общества» шли работать в конторы, швейные мастерские, в библиотеки, книжные магазины.
«Если вы хотите, чтобы вам что-нибудь сказали,
попросите мужчину, но если вы хотите, чтобы
что-то было сделано, нужно звать женщину».
Маргарет Тэтчер, политик
XX век стал абсолютно новой страницей в истории российской государственности. После Октябрьской революции женщины России впервые приобрели право свободно выбирать профессию и получать образование. Женщины приобрели свои избирательные права (ст. 64 Конституции РСФСР (1918)).
Женщины могли сами выбирать себе супруга, формальное существование столь сильной родительской власти постепенно все более перестает соответствовать общественным представлениям. Постепенно семейные отношения основываются на равноправие супругов, хотя муж «формально» считается распорядителем имущества, но не его единоличным владельцем.
В современной России действуют положения Конвенции ООН «о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (которую СССР подписал в 1981, а РФ приняла на себя все обязательства как правопреемник). Женщины составляют большинство населения и больше половины трудовых ресурсов России. Де-юре они имеют такие же права, как и у мужчин (ч.1 ст.19 Конституции РФ – Все равны перед законом и судом).
Однако на деле женщины имеют даже ряд преимуществ. Например, Уголовный кодекс РФ исключает наказание в виде смертной казни для представительниц женского пола. Смягчающими обстоятельствами, согласно УК, признаются беременность и наличие малолетних детей у виновного. Также существует неправовой обычай, согласно которому дети после развода, как правило, остаются с матерью.
Таким образом, можно сказать, что с течением времени положение женщин становилось все более благополучным. Ежегодно 8 марта отмечается ООН как Международный день борьбы за права женщин, исторически появившийся как день солидарности трудящихся женщин в борьбе за равенство и эмансипацию. Практически во всем мире женщины добились полного уравнения своих прав, в процессе реализации которых они теперь обретают весомое место в современном обществе.
Женщины обладают всей полнотой прав наравне с мужчинами.
Де-юре закреплено равноправие мужчин и женщин (статья 19 Конституции РФ).В соответствии с международными стандартами при приеме на работу, продвижении по службе, профессиональном обучении, установлении режимов и условий труда, а также увольнении работников должны учитываться требования законодательства относительно прав и гарантий для лиц обоего пола в равной степени.
Де-факто женщины даже обладают массой преимуществ. Помимо уже названых в нашей статье, стоит добавить, что пенсионный возраст у женщин ниже, чем у мужчин. Женщины не подлежат обязательному призыву на службу в армию, в то время как молодым людям за уклонение грозит уголовное наказание. Даже форма государственной поддержки российских семей названа «Материнский капитал» (и только в скобках – «семейный»). И это далеко не исчерпывающий список.
Все это при формальном, закрепленном в Конституции, РАВЕНСТВЕ гражданских прав и обязанностей мужчин и женщин. В настоящее время мужскому полу стоит больше опасаться за свои права нежели женскому. Слабый пол давно перестал быть слабым, женщины имеют возможность в полной мере отстаивать свои интересы.